В статье рассматривается процесс выполнения научно-исследовательской работы. Учащиеся видят возникающие проблемы, могут определять цели и задачи, планировать, контролировать и оценивать свою работу, приобретают навыки конструктивной речи.
Ключевые слова: наука, исследование, процесс, эксперимент.
На земле есть искусство и ремесла. Самый трудный из них — путь науки. Вот почему наши предки говорили: «Читать — все равно, что копать колодец иголкой».
Наука — это не только поиск ребенка, но и укрепление человека. Путь науки, который начинается в начальной школе, готовит ученика к будущей реальной жизни.
В ходе исследовательской работы ученики видят проблемы, выявляют цели и задачи, планируют, контролируют и оценивают свою работу, приучаются к конструктивной речи. У учащихся развивается проницательность, инициатива, ответственность, уверенность в себе.
Наука — это исторически сложившаяся и постоянно развивающаяся логическая система знаний человека о реальном социальном опыте и проверенной среде.
Результаты анализа педагогической и учебной литературы, специальных исследований показывают, что до настоящего времени при преподавании педагогических дисциплин в общеобразовательных школах не уделялось должного внимания критическому мышлению учащихся и специальным методикам. В процессе обучения учеников необходимо адаптировать учеников к современному учебному процессу и дополнительно совершенствовать их.
Будущее страны измеряется глубиной знаний будущих поколений. Постоянно меняющийся мир требует от человечества постоянного развития своих способностей и потребностей.
Поэтому главная цель образования — помочь учащимся свободно жить в изменяющейся жизни, выбрать направление, наиболее соответствующее их знаниям и умениям, сформировать навыки самостоятельной работы, развить навыки аналитического мышления и помочь им стать личностями в реальная жизнь.
Любознательность, готовность к экспериментам, стремление к получению новой информации об окружающем мире — традиционные характеристики ребенка. Таким образом, исследование есть явление, заложенное в природе ребенка. Эта деятельность способствует его личностному развитию, формированию собственной точки зрения.
Поэтому привлечение учащихся к исследованиям, самостоятельной работе, наблюдению и исследованию, умение обобщать и делать выводы из исследований следует начинать с начальной школы. Все мы знаем, что первоклассник имеет огромное желание находить и читать разные словари и интересную литературу. С раннего возраста ребенок учится думать самостоятельно и принимать взвешенные решения.
Поэтому нам необходимо помочь учащимся осуществить свои мечты в соответствии с достижениями науки и техники, найти свой путь, раскрыть свои способности, ведя их к науке, побуждая к поиску в школе.
Одним из наиболее эффективных способов достижения этого является исследовательское обучение, широкое использование которого позволяет формировать у ученика исследовательскую деятельность.
Научно-исследовательская деятельность — это творческая, исследовательская задача учеников, которая состоит из ключевых этапов, таких как постановка неизвестной проблемы и специфики исследования в области науки, теоретическое исследование, выбор методов исследования, реализация на практике, самостоятельный сбор данных, анализ и выводы Действия, связанные с решением.
Каждый ребенок перед учителем обладает разной способностью мыслить, например, одни быстро соображают и быстро работают, а другие медленно воспринимают тему и пересматривают задание. В связи с этим мы описываем эффективность каждого урока с помощью интерактивных досок, презентационных материалов, а затем наносим этот материал на флеш карты. Использование видео уроков и демонстраций в качестве учебника способствует развитию воображения, абстрактного мышления, интереса к изучаемому материалу и предмету.
Следует обратить внимание на следующие характеристики ученика, склонного к исследовательской деятельности:
– высокий уровень мотивации к выполнению работы;
– активное стремление к новым знаниям и навыкам;
– умение анализировать, собирать, обобщать полученную информацию и делать выводы, используя ее в своей работе;
– пытаться доказать свою точку зрения, даже если она не согласуется с мнением других;
Известный российский психолог Н. С. Лейтес указывает, что основными качествами одаренного ребенка являются:
– аккуратность, сосредоточенность, устойчивость внимания, высокая работоспособность;
– мышление, логическое мышление, умение анализировать и сравнивать любую ситуацию;
– работать не покладая рук изо всех сил;
Следует обратить внимание на следующие характеристики ученика, склонного к исследовательской деятельности:
– высокий уровень мотивации к выполнению работы;
– активное стремление к новым знаниям и навыкам;
– умение анализировать, собирать, обобщать полученную информацию и делать выводы, используя ее в своей работе;
– доказывать свою точку зрения, даже если она не согласуется с мнением других стремление;
– Желание соревноваться с другими детьми в той или иной деятельности.
Как определить эти качества у каждого школьника? Возникает вопрос.
Учитель указывает на новые источники информации и просто указывает им правильное направление и направляет к самостоятельной работе. После этого ученики будут выступать как самостоятельно, так и вместе. В этом случае он собирает необходимую информацию в различных областях. Появляются реальные результаты. Таким образом, в результате небольших исследований нетрудно выявить аккуратного, опрятного, трудолюбивого, требовательного ребенка, способного работать.
Благодаря таким небольшим исследованиям и наблюдениям можно организовать исследовательские проекты со учениками, чтобы раскрыть их таланты.
В качестве отправной точки для исследования ученикам может быть предложена небольшая исследовательская работа по определенной теме или главе. Мы можем читать такие произведения, как чтение литературы, написание сообщений на уроках казахского языка, сочинение рассказов, изготовление буклетов, постановка.
Детям также можно предложить очень интересные проекты, эксперименты, тесты на предмет мировоззрения.
Все это мы рассматриваем как часть исследования.
Исследование можно проводить в группах, в парах или в одиночку.
Они могут сфотографировать увиденное, известное и услышанное, написать свои мысли на листе бумаги и сделать буклет.
Если у них есть возможность, они могут снимать видео и фотографировать.
Использование такого метода проектов хоть и небольшое, но интересное, полезное и трудозатратное. Детский интерес повышается через небольшие исследования (например: жизнь, творчество поэтов и писателей, детство).
При обучении учеников исследовательской деятельности учитель должен быть готов, то есть учитель должен развивать исследовательскую деятельность. Для этого преподаватель должен иметь полное представление о том, что такое исследование, исследовательские задачи, методы их использования, исследовательская деятельность учеников.
Условия формирования исследовательских умений младших школьников:
- Мотивация. Ученикам необходимо помочь понять важность своей творческой исследовательской деятельности, увидеть свои таланты и способности в ее реализации, способы самореализации.
- Целеполагание и последовательность. Работа по развитию исследовательских навыков должна осуществляться в форме классных и внеклассных занятий. Учитель должен использовать материалы литературы, казахского языка, математики, мироведения.
- Творческая среда. Преподаватель должен создавать творческую среду и стимулировать интерес к исследовательской деятельности.
- Психологический комфорт. Одна из задач учителя — увидеть творческие искры учащихся и оценить их стремление к творческим занятиям. Важно, чтобы они не боялись ошибаться. Каждому ученику должна быть предоставлена возможность увидеть свои сильные стороны и поверить в себя.
- Личность учителя. Для развития исследовательской деятельности необходим педагог, работающий творчески, стремящийся создать творческую среду, обладающий определенными знаниями и подготовкой для проведения исследовательской работы.
- Учет возрастных различий. Исследовательская деятельность должна быть уместной, соответствующей возрасту, интересной и полезной для детского восприятия. Мы считаем, что процесс формирования исследовательской деятельности может успешно осуществляться только при соблюдении этих условий.
Литература:
- Н. В. Черных. Положение об учебно — исследовательской деятельности учащихся, Практика административной работы в школе. 2007,№ 3, с. 55
- Т. В. Громова «Руковадителю научно-исследовательских работ школьников», Практика административной работы в школе. 2006, № 6, с. 58
- У. Б. Жексенбаева. Организация научно — исследовательской деятельности школьников. // /методическое пособие/-Алматы, «РАДиАЛ», 2006.-34