В статье рассматриваются особенности регионального законодательства (на примере Санкт-Петербурга), сформированного с целью восполнения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Ключевые слова: региональное законодательство, государственные закупки, контрактные отношения, закупки, государственные нужды.
Сфера государственных закупок — это «мейнстрим» настоящего времени в контексте симбиоза права, экономики и ИТ-сферы. Институт государственных закупок получил свой старт в 1997 году, устремился в направлении расширения по мере того, как отечественные и зарубежные учёные в области права, государственного управления, финансов, менеджмента и информационных технологий направили свои знания на исследование новой сферы общественных отношений, которая тесно связана не только с политической и экономической жизнью нашего государства, но и с проблемами социальной интеграции, экономической устойчивости и роста. Институт государственных закупок стал инструментом освоения бюджетных денежных средств и занял особое место в современном государственном строительстве, как одна из шестеренок в механизме государственного управления. При помощи закупок удовлетворяются общественные потребности, реализуется приоритетная политика государства и муниципальных образований, что определяет значимость и актуальность текущего и предстоящих исследований.
Региональное законодательство или законодательство субъектов Российской Федерации, как и институт государственных (муниципальных) закупок, относительно молодой социально-правовой феномен, который берёт свою отправную точку в 1990 году в период суверенитизации субъектов, однако правовое закрепление наступает в 1993 году принятием Конституции России.
Роль регионального законодательства — дополнить законодательство федерального уровня, следовательно, региональное законодательство в сфере осуществления государственных закупок товаров, работ, услуг (далее — ТРУ) — это «надстройка», цель которой — реализация положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закона № 44-ФЗ) на территории отдельного региона [2].
В Санкт-Петербурге основным региональным нормативным документом, принятым в порядке, установленном частью 3 статьи 2 Закона № 44-ФЗ, является постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга» (далее — Постановление № 1095) [3].
По структуре Постановление № 1095 состоит из двух положений и восьми приложений, что сопровождается сложной для восприятия структурой ввиду перегруженности отдельными приложениями. Вместе с тем необходимо отметить, что содержание Постановления № 1095 носит восполнительный характер и не дублирует положения Закона № 44-ФЗ. Однако ряд положений Постановления № 1095 носит исключительный характер и не встречается в других регионах (например, Реестр конечных каталожных наименований (ККН) или реестр товаров для обеспечения нужд Санкт-Петербурга).
Интересным представляется путь, который избрал Санкт-Петербург в направлении выстраивания своей как нормативной, так и программно-информационной политики в направлении осуществления государственных закупок. Постановление № 1095 — это своего рода «Закон № 44-ФЗ» только регионального уровня, а Автоматизированная информационная система государственных закупок Санкт-Петербурга (далее — АИС ГЗ) — это «региональная единая информационная система в сфере закупок» (далее — ЕИС).
АИС ГЗ выступает посредником между заказчиком и ЕИС, а его база данных интегрирована с другими автоматизированными системами
Санкт-Петербурга (например, с автоматизированной информационной системой бюджетного процесса — Электронное Казначейство (АИС БП-ЭК)), что способствует достижению ключевых характеристик контрактной системы: доступность и прозрачность данных, единство контрактной системы, конкурентные условия и профессионализм заказчиков.
Положение об АИС ГЗ и порядок работы с системой заказчиками Санкт-Петербурга устанавливает постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2019 № 1032 (далее — Постановление № 1032) [4].
Постановление № 1032 утверждает Положение об АИС ГЗ, которое регламентирует состав и описание модульных блоков АИС ГЗ, порядок доступа и работы с информацией, содержащейся в базах данных АИС ГЗ. Необходимо отметить, что общие требования к АИС ГЗ и его функционал выстроены в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Вся система АИС ГЗ включает в себя: Портал 44 (предназначенный для осуществления закупок в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ); Портал 223 (предназначенный для осуществления закупок в соответствии с положениями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») [1]; Электронный магазин (предназначен для осуществления неконкурентных закупок в соответствии с положениями пунктов 4, 5 и 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ); АИП (модуль, разработанный для автоматизации процессов, связанных с адресной инвестиционной программой Санкт-Петербурга); ППР АЦГЗ (аналитический центр для мониторинга и контроля закупок ТРУ); ППР Регламентные отчёты (формирование структурированных отчётов по заданным критериям сортировки данных).
Также АИС ГЗ включает в себя множество вспомогательных инструментов для работы заказчиков Санкт-Петербурга: пять реестров (заказчиков, поставщиков, контрактов, план-графиков закупок ТРУ и товаров); справочник конечных каталожных наименований (ККН); каталог товаров, работ, услуг (КТРУ); правила нормирования; справочник Международных непатентованных наименований (МНН); библиотека типовых контрактов (типовых условий) и др.
Уполномоченным органом государственной власти Санкт-Петербурга, ответственным за функционирование АИС ГЗ, а также за реализацию политики в сфере закупок ТРУ для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, координацию деятельности заказчиков Санкт-Петербурга (в соответствии с пунктом 3 Постановления № 1095), назначен Комитет государственного заказа Санкт-Петербурга (КГЗ СПб). В ходе осуществления своей деятельности КГЗ СПб принимает нормативные документы, направленные на восполнение федерального и регионального законодательства в сфере закупок ТРУ, а также направленные на реализацию полномочий, которыми его наделяет Постановление № 1095.
Анализ регионального законодательства в сфере закупок ТРУ для государственных нужд показал, что Санкт-Петербург пошёл по самостоятельному пути выстраивания системы государственных закупок. На сегодняшний день сформирована обширная нормативно правовая база, которая насчитывает более 100 документов, направленных на воплощение правовых принципов, заложенных федеральным законодателем в Законе № 44-ФЗ. Так, основная масса региональных документов принимаются с целью реализации отдельных положений Закона № 44-ФЗ, однако необходимо отметить, что такая тенденция наблюдается преимущественно в отношении норм Закона № 44-ФЗ (в сравнении с родственным Законом № 223-ФЗ).
Представляется возможным заключить, что в Санкт-Петербурге сформировалась достаточно слаженная система осуществления государственных закупок как на правовом, так и организационном уровне, однако среди правоприменителей имеет место точка зрения в отношении несогласованности отельных нормативных документов с положениями Закона № 44-ФЗ. Например предлагается пересмотреть порядок оценки исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга [5] по показателю 3.5, так как действующая редакция противоречит положению статьи 46 Закона № 44-ФЗ, которая устанавливает запрет на проведение переговоров с участником закупки, однако необходимость достижения установленного значения в 75 % фактически заставляет заказчиков вступать в контакт с участниками особой закупки с целью достижения более высокого балла по показателю, что наглядно демонстрирует необходимость продолжения системной работы в направлении совершенствования и приведения в соответствие с федеральным законодательством региональной системы закупок ТРУ для обеспечения нужд Санкт-Петербурга.
Литература:
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СЗ РФ. 2011. № 30 (часть I). Ст. 4571.
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга» // Оф. сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 14.01.2014.
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2019 № 1032 «О государственной информационной системе Санкт-Петербурга «Автоматизированная информационная система государственных закупок Санкт-Петербурга» // Оф. сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 20.01.2020.
- Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 09.02.2017 № 9-рп «Об утверждении Порядка оценки эффективности деятельности заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга» // Оф. документ опубликован не был.