Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 04.02.2022

Статья просмотрена: 3252 раза

Библиографическое описание:

Хатунцева, Е. А. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра / Е. А. Хатунцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88578/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охарактеризованы средства работы с детьми с РАС по формированию коммуникативных способностей и по их развитию.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (РАС), дети с РАС, коммуникативные навыки, коммуникативные способности, развитие коммуникативных навыков.

Количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) день ото дня повышается, что справедливо не только для какого-то конкретного региона, но и для всего мира в целом. Частота встречаемости РАС у детей высока, при этом нередко обнаруживаются сопутствующие симптомы, характерные для разных форм и клинических картин. Проблему усложняет наличие вероятности осложнений. Еще один важный аспект в контексте темы — трудности реализации коррекционных и воспитательных мероприятий. Все это и не только делает вопросы, касающиеся изучения и анализа указанных расстройств, особенно актуальными и для медицины, и для множества социальных сфер.

Отметим, что ранний детский аутизм представляет собой одну из форм аномалий развития психики. При этом в подавляющем большинстве случаев обнаруживаются симптомы устойчивых, а порой и своеобразных нарушений в коммуникативной сфере, а также в эмоциональной. Вследствие этого начинают страдать всякие контакты ребенка с окружающим миром. Ученые и исследователи часто говорят о «триаде аутизма». Она включает в себя основные признаки, их 3: нарушение коммуникации; стереотипность в поведении; недостаточная способность к реализации взаимодействий в рамках социума [1, с. 2]. Дети, сталкивающиеся с РАС, не обладают способностью понимать других, то есть окружающих людей. Они не могут понимать и до конца осознавать, куда и на что направлено внимание последних. При этом такие дети не могут порой понимать, что именно и почему привлекает их собственное внимание. При рассматриваемые расстройствах начинают страдать и нарушаются коммуникативные, а также речевые навыки.

Вот несколько дополнительных симптомов наличия РАС: ограниченность речи, редко встречается ее полное отсутствие; неспособность выражать чувства, эмоции, желания; демонстрация того или иного желания, интереса посредством выбора конкретной поведенческой модели, чаще не являющейся адекватной действительности; неспособность прямо и понятно просить о помощи; повторение фраз, услышанных где-то ранее, например, из мультфильмов и так далее. Дети с РАС не могут следовать правилам «игры», например, диалога или беседы. Они не обладают тактичностью, не понимают, когда нужно вступать в диалог, а когда это не будет целесообразным [3, с. 59].

Внимания заслуживает и тот факт, что в случае с «невербальными» формами РАС нередко ключевой задачей становится обучение детей речи, говорению. Наряду с этим важным является решение задачи, связанной с привитием им коммуникативных способностей.

Проблемы, связанные с недостаточностью коммуникативных способностей, как и коммуникативного опыта как такового, касаются в первую очередь общего недоразвития детей. При этом имеющиеся у них навыки в части коммуникации чаще как представления искажены, сопутствующая общению деятельность не является адекватной возрасту. Структура речи и коммуникаций в разных социальных ситуациях у таких детей «хромают». Дети дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра можно описать так: им трудно понимать не только себя, но и других людей, что обусловлено нарушением гностического компонента коммуникаций. Такие дети нередко являются неспособными к самовыражению и передаче информации. Им очень сложно и невероятно трудно взаимодействовать с окружающими людьми. Страдать в случае с РАС начинают и разного рода вспомогательные компоненты коммуникативных функций. Дети становятся недостаточно общительными ввиду отсутствия потребностей, они не могут понимать других людей, что было неоднократно отмечено. Также они испытывают трудности в части социальной адаптации.

Проблемы коммуникативного спектра являются характерными для всех детей, страдающих аутизмом. Реальное состояние и развитие интеллектуальной сферы или речи при этом не является значимым. Дети в любом случае испытывают проблемы с контактами с другими людьми, они не могут понимать, как и когда, какие именно средства коммуникации нужно применять. Даже если конкретный ребенок сможет построить относительно несложную фразу, обладая при этом хорошим словарным запасом, он почти точно будет испытывать трудности. Говоря о коррекционной работе, следует в первую очередь отметить, что в ее контексте важным является понимание всех сфер конкретного ребенка. Благодаря этому пониманию специалист становится способным объяснить ряда особенностей «пациента», например, наличие у него страхов или фобий. Дополнительно понимание позволит грамотно подбирать инструменты коррекционной работы [4].

Начинать коррекционную и воспитательную работу с детьми с РАС необходимо как можно раньше. Первый шаг — обучение их приемам корректного привлечения внимания, прошения, выражения интересов, чувств и так далее.

Для решения указанной задачи необходимо выбирать разные методы и способы воздействий с опорой на особенности конкретного ребенка. О важности такого подхода мы уже говорили.

Понятно, что очень и очень важно выявлять на первых этапах работы перспективные и рациональные стратегии, инструменты, средства с помощью которых можно будет без труда настроить конкретного ребенка на нужный «лад». Важно учитывать все аспекты личности больного: психические возможности; интеллект и не только. Иной раз значимыми стоит считать и физические способности.

Мероприятия по развитию коммуникативных навыков у детей с рассматриваемыми расстройствами должны быть в первую очередь нацелены на то, чтобы они начинали интересоваться окружающими людьми и общением, а также взаимодействием как таковым. Ключевая задача в данном контексте сводится к определению стимулов и мотивов для каждого отдельного ребенка. Специалист должен отмечать и фиксировать, какие игры, вещи, предметы и явления больше остальных привлекают ребенка. Можно в работе применять мыльные пузыри, мячи, волчки и не только. Иногда при работе можно использовать мозаику, вкладыши и так далее.

Начать работу можно с того, чтобы демонстрировать ребенку интересные вещи просто так. Со временем необходимо усложнять условия, например, попросить ребенка что-то делать перед тем как получить поощрение. При этом важным моментом является развитие мотивации к взаимодействию: без этого работа по коррекции и воспитанию может быстро зайти в тупик и кончиться ничем [2, с. 73].

Одно из основных средств работы с детьми по формированию коммуникативных способностей и по их развитию — это русский фольклор. Плюс такого условного инструмента сводится к тому, что именно фольклор является максимально близким к эмоциональной сфере детей. В нем содержатся простые и удобоваримые, понятные детям слова, фразу и обороты. Фольклор стимулирует коммуникацию, эмоциональную сферу, в том числе в части проявления отдельных черт характера детей. По причине простоты в части воспроизведения указанное средством может использоваться для стимуляции речи детей, для ее насыщения яркими красками и не только.

В процессе формирования вербальных навыков в части речи у детей с РАС могут возникнуть проблемы с осознанием и пониманием слов и фраз. Нередко наблюдаются некоторые нарушения в части взаимодействия с символами. Этот факт нередко становится проблемой на пути обучения. Да, возможно, что ребенок желает и стремится к пониманию речи, но если ее символическая функция в сознании его страдает, ничего не получится. С опорой на эту особенность можно предложить построение работы в таком порядке: первым делом нужно предложить ребенку короткие, понятные инструкции; можно использовать подсказки. Далее необходимо приложить усилие к формированию адекватных действительности реакций, но делать это нужно постепенно. Все сложные действия необходимо раскладывать на простые, использовать при этом визуальные материалы и альтернативные инструменты коммуникации.

Важно учитывать тот факт, что все положительные изменения, которые могут быть достигнуты в процессе занятий, должны закрепляться через целенаправленную работу с ребенком со стороны родителей. Их необходимо консультировать, а также давать им помощь, рекомендации в части взаимодействия с «трудными» детьми.

Специалистам, взаимодействующим с детьми с РАС, необходимо заботиться о корректном подборе игр и упражнений с опорой на индивидуальные особенности конкретного ребенка. Вот 3 важных правила:

  1. Четкое планирование и постепенно формирование представлений у детей о том, что значит грамотная коммуникация, когда она является корректной.
  2. Обыгрывание каждого навыка с привязкой к интересам детей.
  3. Проведение занятий при условии связи элементов и наличия у каждого конкретного смысла, использование поощрений в качестве инструмента подкрепления.

Можно говорить, таким образом, что при условии грамотно организованной и целенаправленной реализуемой работы по коррекции и воспитанию детей с РАС можно добиться формирования у них положительных и устойчивых коммуникативных способностей.

Литература:

  1. Дячкина Е. С. Формирование коммуникативных способностей детей с расстройствами аутистического спектра методами психолого-педагогической коррекции / Е. С. Дячкина, А. Д. Холодная, Е. В. Моисеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 10. — С. 1–5. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56808.htm.
  2. Ихсанова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками / С. В. Ихсанова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 208 с.
  3. Метляева Ю. В. Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания / Ю. В. Метляева // Актуальные задачи педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. — С. 59–63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14749/.
  4. Панасенко К. Е. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра / К. Е. Панасенко // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 4. -
  5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27949.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, РАСА, навык, способность, ключевая задача, коррекционная работа, особенность, проблема, развитие, часть взаимодействия.


Похожие статьи

Специфика коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра

В статье автор исследует специфику коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что дети с РАС демонстрируют особые характеристики и низкий уровень ...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра с помощью карточек PECS

В статье представлены определения понятий «аутизм» и «расстройства аутистического спектра» (далее — РАС), выделены клинические проявления, позволяющие идентифицировать поведение ребенка как аутичное, рассмотрен опыт работы по формированию коммуникати...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье представлены теоретические аспекты исследования особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра. В результате данного исследования был выявлен уровень сформированности экспрессивной речи дошкольников с р...

Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью

В статье дается общая характеристика речи, описание уровня сформированности навыков общения младших школьников с умеренной умственной отсталостью. Рассматривается использование наиболее приемлемых для данной категории детей средств общения в процессе...

Формирование коммуникативной компетенции как средство социализации учащихся с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается возможность использования театрализованной деятельности в образовательном процессе с учащимися с расстройством аутистического спектра для формирования коммуникативной компетенции с рамках принципа инклюзии. Рассмотрены особен...

Особенности развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития. Проанализированы различные подходы педагогов-психологов дефектологов к определению понятия «коммуникативные навыки», представлены результаты...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Похожие статьи

Специфика коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра

В статье автор исследует специфику коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что дети с РАС демонстрируют особые характеристики и низкий уровень ...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра с помощью карточек PECS

В статье представлены определения понятий «аутизм» и «расстройства аутистического спектра» (далее — РАС), выделены клинические проявления, позволяющие идентифицировать поведение ребенка как аутичное, рассмотрен опыт работы по формированию коммуникати...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье представлены теоретические аспекты исследования особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра. В результате данного исследования был выявлен уровень сформированности экспрессивной речи дошкольников с р...

Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью

В статье дается общая характеристика речи, описание уровня сформированности навыков общения младших школьников с умеренной умственной отсталостью. Рассматривается использование наиболее приемлемых для данной категории детей средств общения в процессе...

Формирование коммуникативной компетенции как средство социализации учащихся с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается возможность использования театрализованной деятельности в образовательном процессе с учащимися с расстройством аутистического спектра для формирования коммуникативной компетенции с рамках принципа инклюзии. Рассмотрены особен...

Особенности развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития. Проанализированы различные подходы педагогов-психологов дефектологов к определению понятия «коммуникативные навыки», представлены результаты...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Задать вопрос