В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охарактеризованы средства работы с детьми с РАС по формированию коммуникативных способностей и по их развитию.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (РАС), дети с РАС, коммуникативные навыки, коммуникативные способности, развитие коммуникативных навыков.
Количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) день ото дня повышается, что справедливо не только для какого-то конкретного региона, но и для всего мира в целом. Частота встречаемости РАС у детей высока, при этом нередко обнаруживаются сопутствующие симптомы, характерные для разных форм и клинических картин. Проблему усложняет наличие вероятности осложнений. Еще один важный аспект в контексте темы — трудности реализации коррекционных и воспитательных мероприятий. Все это и не только делает вопросы, касающиеся изучения и анализа указанных расстройств, особенно актуальными и для медицины, и для множества социальных сфер.
Отметим, что ранний детский аутизм представляет собой одну из форм аномалий развития психики. При этом в подавляющем большинстве случаев обнаруживаются симптомы устойчивых, а порой и своеобразных нарушений в коммуникативной сфере, а также в эмоциональной. Вследствие этого начинают страдать всякие контакты ребенка с окружающим миром. Ученые и исследователи часто говорят о «триаде аутизма». Она включает в себя основные признаки, их 3: нарушение коммуникации; стереотипность в поведении; недостаточная способность к реализации взаимодействий в рамках социума [1, с. 2]. Дети, сталкивающиеся с РАС, не обладают способностью понимать других, то есть окружающих людей. Они не могут понимать и до конца осознавать, куда и на что направлено внимание последних. При этом такие дети не могут порой понимать, что именно и почему привлекает их собственное внимание. При рассматриваемые расстройствах начинают страдать и нарушаются коммуникативные, а также речевые навыки.
Вот несколько дополнительных симптомов наличия РАС: ограниченность речи, редко встречается ее полное отсутствие; неспособность выражать чувства, эмоции, желания; демонстрация того или иного желания, интереса посредством выбора конкретной поведенческой модели, чаще не являющейся адекватной действительности; неспособность прямо и понятно просить о помощи; повторение фраз, услышанных где-то ранее, например, из мультфильмов и так далее. Дети с РАС не могут следовать правилам «игры», например, диалога или беседы. Они не обладают тактичностью, не понимают, когда нужно вступать в диалог, а когда это не будет целесообразным [3, с. 59].
Внимания заслуживает и тот факт, что в случае с «невербальными» формами РАС нередко ключевой задачей становится обучение детей речи, говорению. Наряду с этим важным является решение задачи, связанной с привитием им коммуникативных способностей.
Проблемы, связанные с недостаточностью коммуникативных способностей, как и коммуникативного опыта как такового, касаются в первую очередь общего недоразвития детей. При этом имеющиеся у них навыки в части коммуникации чаще как представления искажены, сопутствующая общению деятельность не является адекватной возрасту. Структура речи и коммуникаций в разных социальных ситуациях у таких детей «хромают». Дети дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра можно описать так: им трудно понимать не только себя, но и других людей, что обусловлено нарушением гностического компонента коммуникаций. Такие дети нередко являются неспособными к самовыражению и передаче информации. Им очень сложно и невероятно трудно взаимодействовать с окружающими людьми. Страдать в случае с РАС начинают и разного рода вспомогательные компоненты коммуникативных функций. Дети становятся недостаточно общительными ввиду отсутствия потребностей, они не могут понимать других людей, что было неоднократно отмечено. Также они испытывают трудности в части социальной адаптации.
Проблемы коммуникативного спектра являются характерными для всех детей, страдающих аутизмом. Реальное состояние и развитие интеллектуальной сферы или речи при этом не является значимым. Дети в любом случае испытывают проблемы с контактами с другими людьми, они не могут понимать, как и когда, какие именно средства коммуникации нужно применять. Даже если конкретный ребенок сможет построить относительно несложную фразу, обладая при этом хорошим словарным запасом, он почти точно будет испытывать трудности. Говоря о коррекционной работе, следует в первую очередь отметить, что в ее контексте важным является понимание всех сфер конкретного ребенка. Благодаря этому пониманию специалист становится способным объяснить ряда особенностей «пациента», например, наличие у него страхов или фобий. Дополнительно понимание позволит грамотно подбирать инструменты коррекционной работы [4].
Начинать коррекционную и воспитательную работу с детьми с РАС необходимо как можно раньше. Первый шаг — обучение их приемам корректного привлечения внимания, прошения, выражения интересов, чувств и так далее.
Для решения указанной задачи необходимо выбирать разные методы и способы воздействий с опорой на особенности конкретного ребенка. О важности такого подхода мы уже говорили.
Понятно, что очень и очень важно выявлять на первых этапах работы перспективные и рациональные стратегии, инструменты, средства с помощью которых можно будет без труда настроить конкретного ребенка на нужный «лад». Важно учитывать все аспекты личности больного: психические возможности; интеллект и не только. Иной раз значимыми стоит считать и физические способности.
Мероприятия по развитию коммуникативных навыков у детей с рассматриваемыми расстройствами должны быть в первую очередь нацелены на то, чтобы они начинали интересоваться окружающими людьми и общением, а также взаимодействием как таковым. Ключевая задача в данном контексте сводится к определению стимулов и мотивов для каждого отдельного ребенка. Специалист должен отмечать и фиксировать, какие игры, вещи, предметы и явления больше остальных привлекают ребенка. Можно в работе применять мыльные пузыри, мячи, волчки и не только. Иногда при работе можно использовать мозаику, вкладыши и так далее.
Начать работу можно с того, чтобы демонстрировать ребенку интересные вещи просто так. Со временем необходимо усложнять условия, например, попросить ребенка что-то делать перед тем как получить поощрение. При этом важным моментом является развитие мотивации к взаимодействию: без этого работа по коррекции и воспитанию может быстро зайти в тупик и кончиться ничем [2, с. 73].
Одно из основных средств работы с детьми по формированию коммуникативных способностей и по их развитию — это русский фольклор. Плюс такого условного инструмента сводится к тому, что именно фольклор является максимально близким к эмоциональной сфере детей. В нем содержатся простые и удобоваримые, понятные детям слова, фразу и обороты. Фольклор стимулирует коммуникацию, эмоциональную сферу, в том числе в части проявления отдельных черт характера детей. По причине простоты в части воспроизведения указанное средством может использоваться для стимуляции речи детей, для ее насыщения яркими красками и не только.
В процессе формирования вербальных навыков в части речи у детей с РАС могут возникнуть проблемы с осознанием и пониманием слов и фраз. Нередко наблюдаются некоторые нарушения в части взаимодействия с символами. Этот факт нередко становится проблемой на пути обучения. Да, возможно, что ребенок желает и стремится к пониманию речи, но если ее символическая функция в сознании его страдает, ничего не получится. С опорой на эту особенность можно предложить построение работы в таком порядке: первым делом нужно предложить ребенку короткие, понятные инструкции; можно использовать подсказки. Далее необходимо приложить усилие к формированию адекватных действительности реакций, но делать это нужно постепенно. Все сложные действия необходимо раскладывать на простые, использовать при этом визуальные материалы и альтернативные инструменты коммуникации.
Важно учитывать тот факт, что все положительные изменения, которые могут быть достигнуты в процессе занятий, должны закрепляться через целенаправленную работу с ребенком со стороны родителей. Их необходимо консультировать, а также давать им помощь, рекомендации в части взаимодействия с «трудными» детьми.
Специалистам, взаимодействующим с детьми с РАС, необходимо заботиться о корректном подборе игр и упражнений с опорой на индивидуальные особенности конкретного ребенка. Вот 3 важных правила:
- Четкое планирование и постепенно формирование представлений у детей о том, что значит грамотная коммуникация, когда она является корректной.
- Обыгрывание каждого навыка с привязкой к интересам детей.
- Проведение занятий при условии связи элементов и наличия у каждого конкретного смысла, использование поощрений в качестве инструмента подкрепления.
Можно говорить, таким образом, что при условии грамотно организованной и целенаправленной реализуемой работы по коррекции и воспитанию детей с РАС можно добиться формирования у них положительных и устойчивых коммуникативных способностей.
Литература:
- Дячкина Е. С. Формирование коммуникативных способностей детей с расстройствами аутистического спектра методами психолого-педагогической коррекции / Е. С. Дячкина, А. Д. Холодная, Е. В. Моисеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 10. — С. 1–5. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56808.htm.
- Ихсанова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками / С. В. Ихсанова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 208 с.
- Метляева Ю. В. Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания / Ю. В. Метляева // Актуальные задачи педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. — С. 59–63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14749/.
- Панасенко К. Е. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра / К. Е. Панасенко // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 4. -
- URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27949.