В статье рассматриваются теоретические подходы к определению понятия «общественное место», как необходимое условие определения понятия «общественный порядок».
Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, общественные отношения, общественные места
The article discusses theoretical approaches to the definition of the concept of «public place» as a necessary condition for the definition of the concept of «public order».
Keywords: public order, public security, public relations, public places
Правовая конструкция «общественный порядок» является одной из социально-правовых категорий, которые наиболее активно используются подавляющим большинством социальных наук, при этом под ней понимается вся система сложившихся в обществе отношений.
В юридической литературе существует как широкий, так и узкий подход к пониманию общественного порядка.
В широком смысле под общественным порядком понимается вся система урегулированных социальными нормами общественных отношений, существующих в данном обществе, которое организуется и поддерживается государством, в соответствии с социальными нормами, в том числе с нормами права и другими социальными нормами: морали, культуры, религии.
В узком же смысле общественный порядок представляет собой систему отношений, складывающихся в результате соблюдения правил, регулирующих поведение людей в общественных местах. Таким образом, общественный порядок в узком смысле представляет собой не всю систему урегулированных социальными нормами общественных отношений, а их часть — подсистему, которая складывается в определенной сфере жизнедеятельности — общественных местах. Эта сфера включает в себя урегулированные правовыми нормами отношения, складывающихся в процессе обеспечения упорядоченных условий жизнедеятельности, безопасности и благосостояния людей [2].
Упорядоченность правоотношений и специфических интересов общества в общественных местах является тем непосредственным объектом, на охрану и поддержание которого государство и общество выделяет силы и средства.
Таким образом, основным свойством категории «общественный порядок» является место возникновения и развития общественных отношений, составляющих содержание общественного порядка.
С этой точки зрения следует выделить ряд отличительных признаков категории «общественный порядок»:
1) общественные отношения в рассматриваемой сфере складываются в общественных местах;
2) объектами защиты выступают честь, достоинство, жизнь и здоровье людей, как членов общества;
3) для общественного порядка характерно их регулирование не только нормами права, но и нормами нравственности, морали, обычаями и т. д.;
4) правовыми средствами, используемыми в качестве регулятора отношений, выступают нормы, устанавливающие дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нарушения общественного порядка.
Специфика нарушений общественного порядка определяет основной признак, который позволяет выделять эти отношения в обособленную группу — это понятие «общественное место».
Видится необходимым более точное определение понятия «общественное место», в рамках которого может происходить нарушение общественного порядка. В настоящее время такое определение в правовой теории отсутствует, актами нормативного содержания не закрепляется, законодательной регламентации не имеет. Вместе с тем отметим широкое применение понятия «общественное место» во многих нормативных правовых актах. Законодатель в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации в ст. 20.20, 20.21 — относит к ним улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования. Однако перечень не является исчерпывающим и дополняется формулировкой «и другие общественные места» [1].
Федеральный закон «О полиции» в п. п. 5 п. 1 ст. 12 устанавливает обязанность «обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах».
П. «а» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» определяет введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан.
Учитывая сложившуюся ситуацию, представляется необходимым дополнение КоАП РФ нормой, характеризующей определение «общественное место» путем введения примечания в статью 20.20 следующего содержания: «Под общественным местом следует понимать любые места, свободные для разового, периодического либо постоянного доступа и использования неопределенным кругом лиц, в том числе места проведения массовых мероприятий, обслуживания и отдыха людей, при этом не являющиеся объектом частного пользования либо местом пребывания не разрешенным законодательством для пребывания граждан».
Литература:
- Шадрина Л. В. Общественный порядок как объект правонарушения // Правопорядок: история, теория, практика, 2019, № 2 (21) //https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennyy-poryadok-kak-obekt-pravonarusheniya
- Кивич Ю. В. Объекты защиты административно-деликтного законодательства в сфере общественного порядка и общественной безопасности, не обусловленные нормативно-установленными правилами // Правопорядок: история, теория, практика, 2016, № 4 (11) // //https://cyberleninka.ru/article/n/ — obekt-pravonarusheniya -obschestvennyy-poryadok
- Преступления против общественной безопасности (Глава 24 УК РФ): учебно-практическое пособие / сост. В. Г. Ившин, В. Е. Зварыгин, А. В. Кайшев. — Ижевск: Изд-во «Jus est», 2020. — 154 с.