Взаимодействие детей с РДА с семьёй и специалистами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 07.02.2022

Статья просмотрена: 273 раза

Библиографическое описание:

Семенихина, Е. В. Взаимодействие детей с РДА с семьёй и специалистами / Е. В. Семенихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 299-302. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88613/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор объясняет значимую роль разных специалистов и родителей по отношению к ребёнку с РДА, для того чтобы ребёнок по мере взросления научался переходить к более активным и сложным контактам с людьми, чтобы у ребёнка формировалась осмысленная картина мира.

Ключевые слова: родители, специалисты, дети с РДА, взаимодействие, окружающий мир.

В разное время для объяснения аутизма предлагались различные гипотезы. В своей первой работе Каннер Л. (1943) охарактеризовал РДА (ранний детский аутизм) как особое состояние с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнёс к состояниям «шизофренического» спектра. В последующие годы РДА рассматривался как конституциональное особое состояние. Ряд исследователей отстаивали полиэтиологичность РДА, связывая его происхождение с органическими, реактивными причинами, последствиями нарушения симбиоза между матерью и ребёнком — нарушениями адаптационных механизмов у незрелой личности (Малер М. 1952; Ниссен Г. 1971; Руттер М. 1982).

В эти же годы были выявлены аутистические симптомы в клинике больных фенилпировиноградной олигофренией, при Х — ломкой хромосоме, синдроме Ретта и других. В 90-е годы ХХ столетия РДА стал рассматриваться как неспецифический синдром различного происхождения. В психофизиологических и клинических исследованиях возникновение детского аутизма связывают с нарушением психического тонуса (Мнухин, Исаев, 1969), уровня бодрствования (Римбланд,1964), с низкими сенсорными порогами (Орнитц, Ритво, 1968).

Психоанализ рассматривает аутизм как результат нарушения отношений детей с родителями. Депривация эмоций провоцирует депрессию, страхи и другие симптомы неблагополучия (1967).

Психологические исследования аутизма в основном направлены на изучение когнитивных процессов. Центральное место в них занимает описание речевых нарушений (дисфазий по Веберу) и связанных с ними трудностей в оперировании знаками и символами (О,Коннер, 1970; Руттер, 1978; Руттер, 1988). Особенно актуальное значение для коррекции и психологического сопровождения таких детей имеет специфика взаимодействия с семьёй и специалистами.

Родители аутичных детей о себе и о детях. Главное — психологический климат в семье.

Чтобы помочь аутичному ребёнку, нужно избавиться от стереотипов.

  1. Избавиться от собственных амбиций в отношении своего ребёнка. Не предъявляйте к ребёнку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не Ваши мечты, а свои способности.
  2. Ни в коем случае не стыдиться своего ребёнка. Признайте за ребёнком право быть таким, какой он есть. Примите его таким — с невнятной речью, странными жестами. Ведь Вы любите его, пусть Ваша любовь и переживает трудные времена.
  3. Пытаясь чему-то научить ребёнка, не ждите быстрого результата. Результата вообще ждать не стоит. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он всё выучит и ещё более постепенно проявит сои знания. Запаситесь терпением на годы. Параллельно с раздражением возникает чувство вины: «Почему он такой? Кто виноват?» — этот вопрос звучит уже более 100 лет по любому поводу.
  4. Глядя на своего ребёнка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно ни в чём не виноват. И что он нуждается в Вас и Вашей любви к нему. Раздражение родителей растёт и потому, что им не хочется отказываться от своих планов, от своей жизни. «Мы с мужем ещё так молоды, у нас такие планы, возможности! И этим всем мы должны пожертвовать!». Не должны. Не замыкайтесь в своём мире. Не бойтесь говорить о своём ребёнке. Как показывает опыт, люди в своём большинстве гораздо более терпимы, чем кажется на первый взгляд. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, ребёнок возьмёт Вас и Ваших друзей за образец.
  5. Ребёнок не требует от Вас жертв. Жертвы требуете Вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Конечно, кое от чего придётся отказаться. Но выход можно найти из любой ситуации. И это зависит только от Вас. Попытки оказания профессиональной психологической поддержки подобным семьям в России стали проводиться недавно, не всегда и не везде.
  6. Рассказывайте о них — пусть все знают, что такие дети есть и что к ним нужен особый подход! Таким семьям полезно общаться между собой. При таком общении нередко родители перестают чувствовать своё одиночество, свою обособленность и особенность. Семьи, прошедшие этот путь раньше, могут помочь советом по уходу за ребёнком. Родители, общаясь между собой, не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки [9].

Координация работы специалистов и семьи.

До достижения ребёнком года семья обычно поддерживает с педиатром тесный контакт. Это позволяет врачу не только точно ставить вопросы, но и, не допуская гипердиагностики (истолкования как сложившейся патологии отдельных настораживающих тенденций развития), подсказывать приёмы профилактической работы. Однако подобное возможно лишь в том случае, если в своей оценке развития данного ребёнка врач не только ориентируется на нормы физического, сенсомоторного и речевого развития, но и внимательно относится к первым признакам эмоциональных трудностей, нарушения контакта ребёнка с близкими людьми.

С возрастом такой ребёнок более других продолжает нуждаться во внимательной заботе педиатра. Это связано с обычной для таких детей особой физиологической незрелостью. Часто родители детей-дошкольников с аутизмом находили наибольшее понимание именно у микропедиатров, особенно хорошо знакомых с проблемами незрелости. Дефицитарность в соматической сфере таких детей может проявляться в достаточно грубых формах: нарушении обмена веществ, аллергических реакциях, нарушении пищеварения, в общей слабости организма, подверженности частым простудным заболеваниям. Чрезмерная избирательность этих детей в еде, упорный отказ от мясной, молочной пищи, фруктов заставляет думать о необходимости разработки индивидуальной диеты.

В настоящее время ясно, даже если лекарственная терапия действительно необходима, она должна проводиться одновременно с психологической и педагогической работой. Вместе с тем мы должны помнить и о дефицитарности, частом органическом поражении нервной системы такого ребёнка, о том, что его аутизм может формироваться в рамках других текущих заболеваний, связанных с сезонными и возрастными обострениями.

У аутичного ребёнка чаще, чем другого, могут возникать эти опасности и для него очень важно быть под постоянным наблюдением врача-психоневролога.

Психологическая помощь детям с аутизмом весьма функциональна [1].

Во-первых, речь идёт о психологической диагностике — определении доступного уровня, адекватных способов взаимодействия ребёнка с людьми и средой.

Во-вторых, большую роль играет психологическая помощь семье, её поддержка в организации общего режима, установлении эмоционального климата жизни, а также обучение близких методам специальных занятий с ребёнком.

Кроме того, психологи способствуют как налаживанию взаимодействия между специалистами и семьёй, так и координации действий внутри команды специалистов. Хорошего результата невозможно достигнуть без выработки общего языка и согласия в оценке проблем ребёнка, без определения общих целей работы. Рассогласование в действиях взрослых может очень повредить ребёнку. Например, если одни работают над активацией эмоциональных контактов, а другие настойчиво требуют, чтобы ребёнок был, прежде всего, правильно организован на занятиях, послушен и «удобен» дома, то конфликты в команде неизбежны, также как появление у ребёнка новых страхов, углубление его аутизма.

Работа с аутичным ребёнком может продолжаться годами. Долгая совместная деятельность неминуемо предполагает как периоды успехов, общего единения и энтузиазма, так и периоды усталости, сомнений и разочарований, а значит, осложнения отношений.

Новый опыт, полученный ребёнком на занятиях с психологом, последовательно закрепляется и становится основой развития его повседневных отношений с миром. Поддержка психолога остаётся необходимой на всём протяжении взросления, причём она должна усиливаться в периоды возрастных кризисов, при переходах к более сложным условиям жизни.

По мере взросления ребёнка всё более важной фигурой в команде специалистов становится педагог. Развитие способности к эмоциональному контакту позволяет приступить к работе по: развитию моторики, речи, выработке навыков бытовой адаптации, а затем и к подготовке ребёнка к получению начального образования — обучению его рисованию, чтению, счёту, письму. Сначала занятия организуются индивидуально, вести их должен педагог-специалист, знающий особенности таких детей и умеющий соответствующим образом адаптировать традиционные методы обучения.

На некотором этапе педагогической работы обязательно возникает необходимость ввести ребёнка в жизнь школы или специально организованного класса. Здесь особое значение приобретает установление взаимодействия со школьным учителем. Это может быть как дефектолог, так и обычный учитель, именно от его желания оказать помощь часто зависит успех всей дальнейшей работы. В младшей школе с позицией учителя связано и общее отношение класса, настрой детей на поддержку или, на выживание «не такого» одноклассника.

Многие аутичные дети производят прекрасное впечатление на первых собеседованиях в элитных гимназиях, престижных музыкальных школах, шахматных кружках. Их работами восторгаются в изостудиях, но затем, после обнаружения трудностей произвольного обучения, интерес к ним практически всегда гаснет. Это несправедливо по отношению к таким детям, потому что, терпеливая работа с ними может дать очень интересные результаты, привести к реальным профессиональным достижениям.

В социальном работнике семья аутичного ребёнка испытывает огромную необходимость. Его информированность, организационные возможности, материальные средства, находящиеся в его распоряжении, могли бы помочь семье преодолеть состояние паники и беспомощности, справиться с бытовыми проблемами, организовать консультации специалистов разного профиля, обеспечить поиск учреждений, которые взяли бы на себя специализированную помощь.

Центром всей команды является семья. Развитие ребёнка в целом искажено и для его выправления необходима специальная организация всей жизни, должны быть продуманы все мелочи бытовых ритуалов. Особенно важна постоянная эмоциональная поддержка близких, их стремление двигаться вперёд вместе с ребёнком. Коррекция такого ребёнка — лечебное воспитание, постепенное осмысление вместе с ребёнком каждодневной жизни, побуждение его к более активному взаимодействию, помощь в освоении им тех форм жизни, в которых эта активность может быть реализована.

Важность конструктивной позиции взрослых.

Лучшим учителем в ситуации взаимодействия с аутичным ребёнком членов семьи и различных специалистов, часто становится сам ребёнок. Такая позиция способна уберечь от многих ошибок. Одной из них может стать стремление к тому, чтобы ребёнок был «удобным». В ответ на жалобы родителей доктор и психолог действительно могут сделать его более спокойным, но будет ли этот успех работать на преодоление аутизма, развитие и социализацию ребёнка [4]. Другая вероятная ошибка — пытаться, во что бы то ни стало, подвести его под шаблон возрастной нормы. Часто на это толкает стремление доказать другим людям интеллектуальные способности своего ребёнка, его возможность обучаться. Однако подобная зависимость от мнения посторонних может привести к потере надёжных ориентиров в работе.

Разумеется, воспитание аутичного ребёнка требует от близких много душевных и физических сил. Необходимо научиться их сохранять, восстанавливать, распределять. В этом отношении огромное значение для родителей имеет установление эмоционального контакта с ребёнком. Его привязанность, эмоциональная связь с ним становятся главным источником сил близких [10].

Опыт свидетельствует, что нельзя экономить силы, замыкаясь только на проблемах. Надо помогать друг другу оставаться укоренёнными в жизни, сохранять родных, друзей, жизненные интересы и ценности. Это важно не только для поддержания стабильности, душевного равновесия сил самих взрослых, но и для их непосредственной самоотдачи в общении с ребёнком: наша способность радоваться жизни поможет и ему стать более активным, расширить круг своих интересов [5].

Заключение.

Расстройства аутистического спектра в детском возрасте — актуальная и перспективная исследовательская феноменология в психологической науке и клинической медицине [7]. Принято характеризовать аутизм как аффективное расстройство с нарушением межличностных отношений. Однако когнитивный дефицит при аутизме является тоже одним из ведущих признаков [8].

Принимая во внимание всю специфику общения таких детей и взаимодействия с близкими взрослыми, а также с лицами, которые на протяжении всей жизни оказывают им профессиональную помощь лечебного, психологического, педагогического, социального и культурного характеров [4], можно отметить некоторые важные аспекты, способствующие развитию и укреплению эмоционально близкого контакта с такими детьми:

— открытость новому опыту в семье такого ребёнка, стараться увидеть прогрессивные моменты в совместной жизни с детьми;

— попытки пробовать всевозможные методы помощи как для ребёнка, так для родителей и семьи в целом;

— принимать как счастливую данность рождение, воспитание и развитие такого особенного ребёнка.

Литература:

  1. Аршатская О. С. «Психологическая помощь ребёнку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей// Альманах Института коррекционной педагогики РАО, 2004-№ 8.
  2. Борисовская О. Б. «Психотерапевтическая работа с семьями тяжёлых больных детей// Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. 2001г.- М.
  3. Бурман Э. «Деконструктивная психология развития.- Ижевск: И Д «Удмуртский университет», 2006.
  4. Гилберт К., Питерс Т. «Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты» — СПб, 1998.
  5. Грин В. «Терапевтическая работа по созданию у родителей нового образа ребёнка// Работа с родителями. Когито-Центр, 2006.
  6. Краузе М. П. «Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям», — М.: «Академия», 2006.
  7. Лебединский В. В. «Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.
  8. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.
  9. Маратос О., Александрисис А. «Работа с родителями детей, страдающих психотическими нарушениями, проводимая на базе учебно-терапевтического центра. Когито-Центр, 2006.
  10. Печникова Л. С. «Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом», — М., 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, аутичный ребенок, семья, аутизм, родитель, Ваша любовь, команда специалистов, педагогическая работа, психологическая помощь, эмоциональный контакт.


Похожие статьи

Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста

Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как о...

Важность формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. В условиях современного мира, характеризующегося быстрым развитием технологий и урбанизацией, безопасность становится ключевым аспектом воспит...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Психолого-педагогические основы взаимодействия с родителями учащихся

Взаимодействие с родителями учащихся является ключевым фактором для успешного обучения и развития ребенка. В статье рассматриваются психолого-педагогические основы такого взаимодействия, включающие понимание и уважение потребностей, интересов и особе...

Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ

В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...

Речевое развитие ребенка с ОВЗ как важный компонент социализации

В статье рассматриваются основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду, уделяя особое внимание речевому развитию. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода, междисциплинарного сотрудничества и ...

Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников

Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечен...

Проблема адаптации первоклассников к школе. Пути решения

В статье рассматривается проблема адаптации первоклассников к школе как один из самых сложных периодов в жизни ребёнка. Психологами и педагогами в разные времена данная проблема всесторонне изучалась. Остаётся она важной и в наше время. Обучение в пе...

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Позитивная личностная трансформация родителей детей с ОВЗ через совместную работу с учителем-дефектологом

В статье автор раскрывает особенности взаимодействия учителя — дефектолога и родителей детей с ОВЗ, их личностную трансформацию по принятию своего ребенка и социализации всей семьи в целом.

Похожие статьи

Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста

Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как о...

Важность формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. В условиях современного мира, характеризующегося быстрым развитием технологий и урбанизацией, безопасность становится ключевым аспектом воспит...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Психолого-педагогические основы взаимодействия с родителями учащихся

Взаимодействие с родителями учащихся является ключевым фактором для успешного обучения и развития ребенка. В статье рассматриваются психолого-педагогические основы такого взаимодействия, включающие понимание и уважение потребностей, интересов и особе...

Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ

В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...

Речевое развитие ребенка с ОВЗ как важный компонент социализации

В статье рассматриваются основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду, уделяя особое внимание речевому развитию. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода, междисциплинарного сотрудничества и ...

Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников

Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечен...

Проблема адаптации первоклассников к школе. Пути решения

В статье рассматривается проблема адаптации первоклассников к школе как один из самых сложных периодов в жизни ребёнка. Психологами и педагогами в разные времена данная проблема всесторонне изучалась. Остаётся она важной и в наше время. Обучение в пе...

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Позитивная личностная трансформация родителей детей с ОВЗ через совместную работу с учителем-дефектологом

В статье автор раскрывает особенности взаимодействия учителя — дефектолога и родителей детей с ОВЗ, их личностную трансформацию по принятию своего ребенка и социализации всей семьи в целом.

Задать вопрос