В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Также проект реализован совместно с родителями, которые принимали участие в создании дидактического материала.
Ключевые слова: раннее детство, сенсорное развитие, форма, цвет, величина предметов, восприятие, дидактические игры.
Тип проекта : долгосрочный
Срок реализации : сентябрь — май
Участники проекта : дети раннего возраста, воспитатель, родители.
Проблема проекта:
Была проведена диагностики по развитию сенсорных способностей детей нашей группы, был выявлен низкий и средний уровень сенсорного развития. В связи с этим, был разработан и реализован проект, направленный на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Актуальность проекта:
Проект актуален тем, что сенсорное развитие ребенка — основа для развития его мышления, мыслительных операций, познавательных процессов, необходимых для социальной адаптации в детском коллективе и дальнейшей учебной деятельности.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве.
Цель проекта:
формирование представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах для успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта:
– формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве,
– знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр,
– воспитывать познавательный интерес, любознательность,
– находить различия и сходства между предметами,
– способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков,
– развивать мелкую моторику рук,
– формировать представления родителей о сенсомоторной деятельности детей,
– оказание родителями помощи в изготовление дидактических пособий для развития сенсорных способностей детей.
Работа с родителями:
– Консультации для родителей на тему сенсомоторной деятельности детей.
– Беседы о роли развивающих игр для малышей.
– Наглядная информация: папки-передвижки («Сенсорное воспитание и его значение в познавательном развитии детей», «Роль дидактической игрушки в жизни ребенка» т.д.).
– Мастер-классы по изготовлению дидактических пособий своими руками.
– Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Продукт проекта:
– Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
– Консультации и мастер-классы для родителей.
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап — подготовительный,
2 этап — основной,
3 этап — заключительный.
Подготовительный этап:
– Изучение вопросов по содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
– Проведение диагностики.
– Анализ полученных результатов, выводы.
– Проведение анкетирования родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».
– Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
Основной этап:
Работа с детьми:
- Непосредственная образовательная деятельность.
- Дидактические игры с малышами: на зрительное восприятие, на слуховое восприятие, для развития моторики.
- Мозаика: настольная и напольная.
- Настольно-печатные дидактические игры.
- Игры с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме, с цветным конструктором крупного размера, с матрешками, геометрическими вкладышами и т. д.
- Самостоятельные игры малышей.
- Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Заключительный этап.
Анализ результатов проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
Стал более высокий уровень знаний по сенсорному развитию у детей.
Родителям были даны рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, проведены мастер-классы по изготовлению дидактических игр.
Планируемые результаты:
В результате проектной деятельности родителями были созданы различные дидактические игры.
Дети стали лучше выделять цвет, форму, величину, при выполнении ряда практических действий, по образцу группируют предметы по цвету, форме, величине, для развития самостоятельной сюжетной игры отбирают предметы необходимой формы или цвета (грузят на машину бруски — «кирпичики» или кубики определённого цвета).
Педагоги провели ряд консультаций и мастер-классов для родителей по изготовлению дидактических игр и пособий.
Литература:
- Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. — 112 с.
- Планирование работы в детском саду с детьми 2–3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». — Москва. Просвещение, 2010 г.
- Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. — 72с.