Ковры Средней Азии — это великолепный памятник народного искусства и богатый источник для изучения материальной культуры. Даже при беглом знакомстве с ковровыми изделиями народов Средней Азии можно понять, что это — искусство, которое имеет многовековую историю. Художественные традиции народного коврового промысла необычайно высоки. Художественные типы среднеазиатских ковров — результат труда и творческих поисков многих поколений.
В своих воспоминаниях Клавихо неоднократно упоминает о коврах, которые он видел в самаркандских дворцах, садах и шатрах Тимура. Он отмечает, что эти ковры были то цветными, то белыми, но преобладали все же красные ковры. Здесь речь идет о фоне и господствующей цветовой гамме, причем в отношении значительной части красного цвета, можно предполагать их туркменское происхождение. Богатые узоры на коврах порой были вытканы золотой нитью. Упоминаемые испанским послом в покрытии шатров «яркие красные ковры» со вставками и вышивками «из другого белого ковра» в действительности являли собой аппликационные кошмы, подобные тем наиболее роскошным образцам, которые до сих пор изготовляют казахи и киргизы.
Для восстановления общего облика ковров XV столетия и их орнаментальных мотивов бесценным документом является миниатюрная живопись. Ковры делятся на два основных типа: ковры с геометрической орнаментацией и цветочные ковры.
Распространение искусства ковров во всем мире на протяжении многих веков, оказалось помехой в разгадке тайны его происхождения. Множество различных фрагментов ковров, были найдены во время археологических раскопок по всему миру.
Свидетельства полученные из стран Ближнего Востока, говорят о том, что ковроткачество было широко распространено ва II и III веках до нашей эры. Может это послужило поводом, называть это место колыбелью ковроткачества. Мигрировавшие люди из Туркестана на Запад, на Кавказ, в Персию, с востока Китая в Индию, распространяли этот вид искусства.
Всем известно, что этот диапазон мест известен как Восточный ковровый пояс. Венецианский путешественник и купец Марко Поло, путешествуя по Турции, сказал: “Они ткут отборные и самые красивые ковры в мире. Они также ткут шелковые ткани малинового и других цветов, необычайной красоты и богатства, и много других видов ткани”.
Ковроделие — это один из древних промыслов и ткачества. В исторических источниках, относящихся к концу первого тысячелетия до н. э., содержатся многочисленные сведения о развитом производстве ковров в Вавилоне, Ассирии, Ахеменидской Персии, Кавказе, о вывозе изделий в Египет, Рим и Византию. Искусство ковроделия возникло у разных народов самостоятельно; это подтверждают наличие совершенно различных технических приемов и резкие отличия в орнаментальном убранстве ворсовых ковров.
Точное время возникновения ковроделия у народов Средней Азии не установлено. При изучении вопроса используются два вида источников, это, данные археологических исследований и историческая литература. Во время археологических раскопок на территории Хорезма, Алтая и Монголии в памятниках первых веков до и после новой эры обнаружены образцы ворсовых ковров. По данным археологических раскопок, самый древний из сохранившихся ворсовых ковров, был создан в V веке н. э. Он был обнаружен в Пазырыкском кургане на Алтае, который сегодня он хранится в Эрмитаже. Место создания этого ковра, является предметом дискуссий и называется Центральная и Западная Азия.
Рис. 1. Пазырыкский ковер
Пазырыкский ковер — это первый древний ковер, дошедший до нашего времени. Этот ковер был соткан более 2000 лет назад. В 1949 году во время раскопок царского могильного кургана в Пазырыкских горах в Сибири, ковер нашел советский археолог Сергей Руденко, поэтому, ковер и получил название «пазырыкский». Причиной того, что ковер выдержал испытание времени является то, что изделие было заморожено и лежало подо льдом сибирских гор.
Ковер ( др.рус. ковьръ, коверъ ) — это плотное тканое изделие из пряжи различного рода, которое используется для покрытия полов и других поверхностей в помещении в декоративных, утеплительных и ритуальных целях. Ковер является одним из древнейших изобретений для декорирования и утепления дома. На протяжении многих веков ковер считался не только символом достатка, но и предметом искусства, потому что, для его выделки требовался длительный кропотливый ручной труд. По характеру узоров и технике исполнения, ковры делятся на три основные группы: это ворсовые, безворсовые и войлочные ковры.
В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи, выделяют следующие виды ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (анг. Tuft — «растить пучками» ) и иглопробивные. Процесс изготовления тканых ковров значительно медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры дороже тафтинговых и иглопробивных. Это очень плоские текстильные изделия, которые состоят из двух продольных и поперечных перекрещивающихся систем нитей.
Рис. 2. Фреска из Бени-Хасана «Женщины, работающие на ткацком станке». Древний Египет. X век до н. э.
История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет. С давних времен люди старались украсить свое жилище коврами. Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируются XVI–XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице Тутмоса IV эпохи Нового царства. А найденная в Бени-Хасане фреска X века до н. э. скрывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров. Сергей Руденко пришел к заключению, что ковер был соткан одним из иранских народов-персами, парфянами или мидийцами.
Пазырыкский ковер соткан турецким симметричным двойным узлом (на 1дм² вручную навязано 3600 узелков), поэтому, он обладает достаточно высокой плотностью. Ковер украшен лаконичным орнаментом с ярко выраженным антропоморфными и зооморфными элементами (всадники на лошадях). Неопределенность происхождения этого ковра, так и будет окутана тайной. Сомнений не оставил тот факт, что плетение формы напольных покрытий присутствовали в эпоху неолита (7000 лет до н. э.).
Своеобразие орнаментального убранства ковров Средней Азии и высокое мастерство разрешения очень скромными средствами сложных художественных задач представляет большой исторический и искусствоведческий интерес. Несмотря на все имеющиеся разнообразие, ковры Средней Азии по принципам орнаментального убранства, делятся на две сильно отличавшиеся друг от друга группы:
— Среднеазиатская группа, включает ковровые изделия всех основных туркменских племен, а также большей части узбеков и киргизов.
В орнаменте ковров этой группы есть нечто их роднящее, одинаковое, что позволяло безошибочно выделить их из массы ковровых изделий персидских, армянских, азербайджанских и многих других.
— Группа баширских ковров, это, некоторые ковры киргизов и узбеков и ковры типа джульхирс узбеков Самаркандской области. В этой группе ковров проявилось взаимодействие культур разных народов и даже прямое копирование образцов, спрос на которые предъявлял ковровый рынок.
Основной чертой, являющейся характерной для обеих групп ковровых изделий народов Средней Азии, считается замкнутость композиции, ограничение центрального поля со всех сторон узорной каймой. Изделия, орнаментированные полосами, составляли исключение. В таких коврах центральное поле никогда не ограничивалось узорной рамой, оно оттенялось узкой темной одноцветной полосой или плетеным кантом.
По длине ворса ковры делятся на: «джульхирсы», «гиламы», «паласы». Джульхирсы — длинноворсовые ковры, которые сохранили в себе традицию монументального ткачества. Его ткут с помощью каменных и деревянных веретен, такие ковры чаще всего можно найти в Самарканде.
Гиламы — коротковорсовые красно-коричневые ковры с простыми геометрическими узорами, распространены в Бухаре.
Паласы — безворсовые ковры, которые обычно ткутся из хлопка, кенафа и шерсти. Паласы подразделяются на несколько видов: — «кошма», «араби», «гажари» и «терма», распространены в Бухаре.
Ковровые изделия народов Узбекистана XIX начала XX вв. отмечаются специальной литературой, как своеобразные по орнаменту и отличающиеся хорошим качеством сырья и высокой техникой окраски. В своей работе «Ковровые изделия Средней Азии» С. М. Дудин пишет: «…Среди узбекских ковровых изделий далеко не редкость встретить экземпляры, которые своими декоративными достоинствами, глубиной и прозрачностью тонов, при всей простоте и даже схематичности рисунка значительно превосходят многие из персидских и малоазиатских ковров, не говоря уже о крикливых и пестрых кавказских».
Это свидетельство красноречиво подтверждается представленными в коллекциях музеев образцами ковровых изделий, которые выполнены узбекскими мастерицами. Ограниченность территории распространения искусства ковроделов Самаркандской и Бухарской областей, и небольшие размеры производства говорят о том, что ковроделы узбеков в XIX начале XX вв. не было широко развитым промыслом. Во всем мире миллионы людей наслаждаются мягкостью и теплом ковров, несмотря на то, как давно люди использовали ковры.
Ковры использовались для утепления холодных стен и полов, а потом стали декоративным аксессуаром для жилья. Это особенно актуально для ковров, сотканных вручную, такие ковры считаются роскошью.
Ковроткачество народов Средней и Центральной Азии знаменует собой пример выдающегося гения прикладного искусства. Всемирную славу приобрели иранские, туркменские, афганские и уйгурские ковры. В этом же ряду достойное место занимают и ковры, вытканные замечательными народными мастерами Узбекистана. В каждом регионе Узбекистана по традиции существуют методы и тайны ковроткачества, которые не похожи на остальные техники обработки, уникальный и своеобразный орнамент и особенности композиции. Ковры резко упали в цене и повысилась конкуренция с изобретением анилиновых красок. Но самые лучшие ковры из шелковых нитей всегда считались весьма дорогими.
Литература:
- В. Г. Мошкова «Ковры народов Средней Азии конца-XIX начала XX вв». «Фан» Т.: — 1970
- Г. А. Пугаченкова, Л. И. Ремпель. История искусств Узбекистана с древнейших времен до середины девятнадцатого века. «Искусство» Москва-1965
- Н. У. Мирханова, Г. А. Хакимова. «Ковроделие — искусство с многовековой историей». Молодой ученый. Международный научный журнал. Казань 2018. Октябрь № 43 (299)
- Г. А. Хакимова «Oтражение символики в орнаментах». Sciencebox.uz Vol.1 No.6 (2021): JOURNAL OF ADVANCED RESEARCH AND STABILITY (JARS) 2021, Issue: ISSN: 2181. Стр.207–216