В статье рассматриваются особенности работы с обучающимися, имеющими особенности телосложения, на уроках по физической культуре. Особое внимание автор обращает на психологические аспекты взаимодействия с ними. Кроме того, он делится собственным педагогическим опытом и вносит методические рекомендации по организации работы с детьми, имеющими избыточную массу тела, и с худощавыми детьми.
Ключевые слова: учитель, обучающиеся, методы работы, особенности телосложения, урок по физической культуре.
Каждый ребенок индивидуален как внешне, так и внутренне. Педагогу важно уметь подобрать подход к любому ученику. Для учителя физической культуры особенно актуальной является проблема построения работы с детьми, имеющими особенности телосложения. Одни имеют избыточную массу тела, другие худощавы. Однако необходимо равным образом вовлечь их в учебный процесс, сделать урок по физической культуре максимально полезным и интересным. На что же обратить внимание в первую очередь?
Разумеется, во главу встает психология. Как отмечает Т. П. Мархотка, «для успешной работы с детьми учитель физической культуры должен знать не только специфику своей работы: обучение физическим упражнениям, тактике того или иного вида спорта и. т.п., но также быть первоклассным педагогом и психологом» [2, с. 899].
При работе с такими детьми необходимо осознавать причины возникающих у них проблем. Тем более, как это не странно прозвучит, первопричиной многих затруднений выступает сам педагог. И, прежде всего, когда проблемы обучающихся не становятся также и его проблемами. Хотя взгляды на эти проблемы у педагогов и у их подопечных имеют свою специфику, решать все следует сообща, не нанося физического и морального ущерба друг другу, ибо только при таком условии возникающие проблемы решаются положительно.
Делясь собственным педагогическим опытом, отмечу, что, когда в мое поле зрения попадают обучающиеся, которым трудно заниматься физическими упражнениями и спортивными играми, я стараюсь пообщаться с ними без посторонних лиц. Весь процесс взаимодействия можно разделить на несколько последовательных этапов.
Вначале я пытаюсь выяснить, к чему стремятся дети, что хотелось бы им, какие сделаны попытки с их стороны, каков результат. В ходе бесед чаще всего выясняется, что попытки улучшить свою фигуру у большей части обучающихся были уже до нашей встречи. На первое место становятся вопросы правильного питания, а не нацеленных физических нагрузок. Примечательно, что любое нововведение схватывается на лету, пробуется подражательно. Но настрой на достижение результатов часто переходит в иное качество, резко отличное от начального. Если сначала видны творческий порыв, целеустремленность, то потом, при первых же неудачах, все это расценивается как личная неполноценность, переходящая в ненависть к самому себе за то, что «у меня не получается так, как у других, значит, со мной что-то не так».
Следующий этап предполагает самостоятельный выбор обучающимися физических упражнений. Акцент делается на их предпочтениях. Спустя 2–3 недели я прошу попробовать выполнить те упражнения, которые дети выполнять не желали. При этом отмечается тенденция, при которой повышается прирост двигательных умений и положительных эмоций у обучающихся. То есть, в первую очередь, во внимание берутся пожелания детей. С таким подходом, как правило, у них также появляется интерес и к упражнениям, предусмотренным учебной программой.
Однако внимание заостряется не только на психологических аспектах, но и на собственно физических аспектах. И тут то же правило: каждый ребенок индивидуален, соответственно, в чем-то хорош по-своему. Как показывает опыт, обучающимся с избыточной массой тела лучше дается поднятие и перенос тяжестей. Кроме того, у них есть все сопутствующие для этого факторы — развитая суставная гибкость и ее сохранение на продолжительное время. Худощавые дети, имеющие рост ниже среднего, показывают отличные результаты в гимнастике. Худощавые дети, имеющие рост выше среднего, проявляют себя в играх с мячом, например, баскетболе. Учет этих особенностей помогает сделать уроки по физической культуре полезными и интересными для всех.
Индивидуализированный подход следует соблюдать при прохождении всех разделов учебной программы. Во время беговой подготовки нужно следить, чтобы обучающиеся не перегружали себя свыше возможного. При беге на выносливость они должны следовать установке «устал — можешь перейти на шаг, но резко не прекращай бег, не останавливайся». В беге на короткие дистанции целесообразно комплектовать забеги так, чтобы не было слишком большой разницы в скоростной подготовке детей.
При выполнении метания и прыжков группы обучающихся следует формировать с учетом их двигательной подготовленности. При метании всегда важно подчеркивать мощь детей, имеющих избыточную массу тела, и неплохую координацию худощавых детей. Для организации прыжков в высоту помогает наклонная веревочка. Обучающиеся, испытывающие трудности, преодолевают веревочку там, где она натянута ближе к земле.
На уроках гимнастики тем, кому тяжело, можно допустить выполнение меньшего количества подходов к снарядам. При подтягивании следует разрешить вис на подбородке. Педагог должен помочь преодолеть страх перед высотой, обязательно организовать страховку учеников при передвижении по гимнастической стенке, лазании по канату, выполнении акробатических упражнений и опорных прыжков. Кроме того, в опорных прыжках вначале можно разрешить обучающимся сесть на козла и лишь потом преодолеть его полностью.
В спортивных и подвижных играх важно комплектовать равноценные команды, чтобы обучающиеся одного и того же уровня подготовки при этом действовали друг против друга. В противном случае возникнет «перевес» возможностей, а справедливость игры будет поставлена под вопрос, что также вызовет негативные настроения у детей.
При передвижении на лыжах я не ставлю детей, имеющих избыточную массу тела, и худощавых детей впереди двигающейся колонны. Это необходимо для облегчения их передвижения. При обучении лыжным ходам делаю упор на координацию движений, для этого использую имитационные упражнения.
Забота о здоровье детей — дело не одного дня, оно рассчитано на постоянную, систематическую и конкретную работу с каждым ребенком. Актуальной практикой в области организации работы с детьми, имеющими особенности телосложения, выступает ведение паспорта здоровья. Мы разделяет точку зрения Х. А. Бекмансурова о том, что «паспорт здоровья должен стать обязательным документом в учреждениях образования» [1, с. 157]. Действительно, это поможет отслеживать динамику физического развития каждого обучающегося, а также следить за достигаемыми им результатами.
Таким образом, в школьное время дети проходят этап своего физического и духовного становления. У каждого имеются свои особенности в развитии и, соответственно, один ребенок хорош в гимнастике, другой — в спортивных играх и т. д. Учитель физической культуры должен учитывать эти моменты в своей работе, стараясь сделать урок по физической культуре максимально полезным и интересным как для детей, имеющих избыточную массу тела, так и для худощавых детей.
Литература:
- Бекмансуров Х. А. Паспорт здоровья учащихся в общероссийской системе мониторинга. — Елабуга: Принт-Мастер, 2007. — 248 с.
- Мархотка, Т. П. Как учитывать психологические особенности подростков на уроках физической культуры / Т. П. Мархотка. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 897–899. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31126/ (дата обращения: 28.01.2022).