1950–80-е годы являются знаковыми для образования. Именно в это время были заложены основы для развивающего, проблемного обучения. Были созданы новые методики преподавания.
В годы 4-й пятилетки создаются Академия художеств СССР, Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии, почти на треть увеличилось число научно-исследовательских институтов. Открылись новые университеты (и Кишиневе, Ужгороде, Ашхабаде), учреждается аспирантура при вузах. В короткий срок была восстановлена введенная в начале 30-х гг. система всеобщего начального образования, а с 1952 г. обязательным становится образование в объеме 7 классов, открываются вечерние школы для работающей молодежи.
Н. С. Хрущев поставил своей целью создать «общество без религии» [1, с. 405]. Этот факт не мог не сказаться на содержательной стороне образовательной сферы. В образовательных организациях всячески пропагандировался атеизм как помощник на пути к коммунизму.
В 1950-е гг. среднее образование в СССР имело 43 % населения, что было на 76 % больше показателей 1939 г. [1, с. 406] Страна продолжала держать курс на тотальную ликвидацию безграмотности, а именно на обязательное среднее образование. В 1958 г. началось проведение так называемой «хрущевской» реформы. Семилетняя школа превратилась в восьмилетнюю. После получения такого неполного образования, учащийся мог выбрать продолжение своего обучения, с целью получить среднее профессиональное образование. Ученик выбирал между средним профучилищем, техникумом, вечерней (заочной) школой рабочей молодежи, 3 годами обучения в средней школе с производственным обучением. С 1964 г. средняя школа вновь превратилась в семилетнюю. Об образовательной реформе Хрущева пришлось забыть. Период развитого социализма (1964–1985) проходил под девизом «подлинная демократия». Это был период навязчивой псевдокоммунистической пропаганды, бесконечных праздников с социалистической окраской. Во второй половине 1960-х гг. произошло усиление идеологического контроля за СМИ и учреждениями культуры и образования. К 1970-м гг. произошло важное событие: окончательный переход ко всеобщему среднему образованию. Постановление правительства «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» наметило дальнейший вектор развития, а именно подтвердило ориентацию на ученика, на развитие его познавательных способностей [2]. Высшее образование также расширило сеть своих учебных заведений к 1980-м гг. В 1984 г. вышло важное постановление ВС СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Средняя общеобразовательная школа объявлялась 11 летней. Обучение предлагалось начинать с 6-летнего возраста. Создание новых учебных мест требовало подготовки новых учительских кадров.
Таким образом, советское образование в 1950–80-х гг. следует считать идеологизированным и динамически меняющимся в реалиях смены руководства партии. Преобразования Хрущева Н. С. носили по сравнению с преобразованиями Сталина И. В. демократический характер в плане идеологизации преподавания. Однако Хрущев Н. С. больше стремился к массовости политехнического образования, чем к его качеству. Такой подход мешал ученику выбрать свое предназначение и не давал положительного прироста среди рабочих кадров страны. Контрреформы 1960–70-х гг. стабилизировали систему исторического образования. Образование стало более фундаментальным. Осуждалось понятие «специалист широкого профиля» [3]. Наука преимущественно концентрировалась в высших учебных заведениях и была второстепенным занятием преподавателей.
Наряду с сохранением преемственности в реформационных изменениях, наблюдались существенные проблемы, которые мешали прогрессу образования.
Очевидно, проблема идеологизации образования накладывала отпечаток прежде всего на его перекраивание в ключе, который был угоден власти. Постоянное переписывание программ, в которых упоминалось, какие именно понятия должны были вынести учащиеся менялись на столько часто и кардинально, что у людей уже терялась вера в идеализм понятий «социализм», «коммунизм» [4]. Это привело к поиску новых методов обучения, которые остаются актуальными даже сегодня [5].
В приоритете были абитуриенты, которые являлись рабочими или трудящимися в сельском хозяйстве [6]. Такой подход с одной стороны давал возможность выучить лояльную к власти молодежь, а с другой, незаметно, но к началу 90-х гг. вполне чувствительно, привел к стечению в вузы молодежь, которая хотела просто получить диплом. Такая массовость высшего образования привела к понижению качества образования на всех уровнях: от младшего школьного до высшего. Нельзя не отметить преобладание к началу 1990-х гг. городского населения над сельским. Данный факт нанес весомый урон прибыльности сельского хозяйства, и, конечно, способности обеспечить страну необходимыми продуктами питания в полном объеме.
Технический прогресс не стоял на месте и в 1980-х гг. встал вопрос о внедрении компьютеризации в образовательную сферу, в том числе и в историческое образование. Однако техническое отставание в этом вопросе от других стран не давало идти нашему образованию в этом вопросе в ногу со временем. Дорогостоящее оборудование было практически недоступно и не получило широкого распространения [1, с. 420].
Обмен опытом отечественных педагогов с зарубежными в советское время проходил в ограниченном режиме из-за обвинений просоветской гегемонии [1, с. 422]. В 1957 г. в Москве была проведен фестиваль молодежи и студентов. Это был самый массовый фестиваль за всю историю его проведения. Были установлены контакты отечественных молодых специалистов по педагогике с зарубежными специалистами.
Важно выделить проблему разрыва теоретической педагогики с практической. Практики привыкли решать проблему на месте, новые теории были недостаточно апробированы, что вызывало в исследуемый период непонимание у практикующих учителей и, как следствие, некорректное или неполное применение теоретических дидактических приемов. Вместе с этим процессом одновременно происходила методическая коррекция именно благодаря несостыковкам на практике. С появлением современных технологий в 2000-х гг. вопрос взаимодействия теории и практики стал решаться оперативнее и продуктивнее. Однако в 1960–80-е гг. дидакты и практикующие учителя продолжали исследование эффективных методов обучения с помощью проб и ошибок.
Данные проблемы — показатель движения образования в сторону эффективного развития.
Литература:
- Вдовин, А. И. СССР. История великой державы (1922–1991 гг.) / А. И. Вдовин. — Москва: ООО «Проспект», 2018. С. 405.
- Народное образование в СССР: сборник нормативно-правовых актов / под ред. Павлищева К. С. –Москва: 1987. С. 98.
- Терехов, А. Н. Система исторического образования в России: специфика эволюции в XX веке / А. Н. Терехов [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Киберленинка. https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-istoricheskogo-obrazovaniya-v-rossii-spetsifika-evolyutsii-v-xx-v (дата обращения: 28.09.2021).
- Алексашкина, Л. Н. Лаборатория методики преподавания истории: из XX в XXI век / Л. Н. Алексашкина [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Киберленинка. https://cyberleninka.ru/article/n/laboratoriya-metodiki-prepodavaniya-istorii-iz-hh-go-v-xxi-vek (дата обращения: 30.12.2021).
- Ершова, И. А. Эволюция методов обучения истории в советской школе (1930-е — начало 1990-ч гг.). Автореферат. — Москва: 1994. С. 14.
- Тюрина, Ю. А. Власть как фактор социально-групповых изменений в образовании советской и постсоветской России / Ю. А. Тюрина [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Киберленинка. https://cyberleninka.ru/article/n/vlast-kak-faktor-sotsialno-gruppovyh-izmeneniy-v-obrazovanii-sovetskoy-i-postsovetskoy-rossii (дата обращения: 28.09.2021).