Доступность городских социокультурных объектов для студентов с ограниченными возможностями при реализации программы «Пушкинская карта» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (401) февраль 2022 г.

Дата публикации: 09.02.2022

Статья просмотрена: 219 раз

Библиографическое описание:

Сарудейкина, Ю. В. Доступность городских социокультурных объектов для студентов с ограниченными возможностями при реализации программы «Пушкинская карта» / Ю. В. Сарудейкина, В. Р. Исмаилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 264-266. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88688/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлен анализ доступности зданий социокультурной сферы г. Читы для маломобильной группы населения из числа студенческой молодежи.

Ключевые слова: доступная среда, социокультурные учреждения, студенты с инвалидностью, молодежь, госпрограмма.

Молодежь и дети из числа маломобильных групп населения (МГН), ограниченных в передвижении и мобильности, не имеют полноценной возможности посещения социокультурных учреждений из-за их недоступности, что ограничивает их социализацию и адаптацию [1, 3]. Углубление душевного мира каждого человека зависит от желания и возможности прикоснуться духовно-нравственным ценностям, ибо внутренний мир, просвещение, знания во многом зависят от непосредственного участия в доступных для МГН образовательных и социокультурных проектах. С сентября 2021 года в России реализуется новый социальный проект «Пушкинская карта» по социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет с целью повышения безбарьерной доступности учреждений культуры [2]. Данная программа, осуществляемая за счет государства, поможет нашей молодежи, осуществлять организованные и самостоятельные походы в кино, театр, музеи. Удобный расчет за посещение культурно — досуговых объектов производится за счет Пушкинской карты, на которую каждому молодому человеку с 2022 года зачисляются 5 тысяч рублей.

Для молодежи, проживающей в отдаленном от центральной полосы страны регионе — Забайкальский край, существует нерешаемая, хроническая проблема доступности всех социальных объектов. В данной программе Пушкинская карта отсутствует алгоритм осуществления безбарьерной среды для посещения социокультурных объектов людьми с ОВ. Одно условие — это возможность в онлайн-формате беспрепятственно и удобно получить билет на мероприятие, а вторая реальность — недоступность объектов для с физическими ограничениями, передвигающимися на инвалидных колясках, костылях, с помощью трости. Единственным условием доступности культурно-досуговых учреждений в указанные «льготные» дни для МГН — это воспользоваться помощью сопровождающего лица, что тоже не всегда возможно.

Цель исследования — выяснить взгляд студентов с инвалидностью на доступность социокультурных объектов, расположенных в центральном районе г. Чита Забайкальского края. Для проверки эффективности исполнения данной программы в регионах страны волонтерами СППО «Ойкос» был проведен сбор информации среди студентов с инвалидностью, обучающихся в ЗабГУ. В добровольном исследовании приняли участие 12 студентов ЗабГУ, состоящих в первичной организации студентов с инвалидностью ЗабГУ и имеющих ограничения по здоровью: поражение опорно-двигательного аппарата — 7 чел., глубокие формы нарушения зрения — 5 чел. Средний возраст участников составил 20±1,2 года. По гендерному распределению: девушек — 8, юношей — 4. Все являются инвалидами 1–3 групп, факт установления инвалидности подтвержден правовыми документами.

Вопросы безбарьерности включали следующие социокультурные учреждения: 1 объект — Забайкальская краевая филармония им. О. Л. Лундстрема, 2 объект — КДЦ «Родина», 3 — Музейно-выставочный центр Забайкальского края, 4 — ГАУ «Военно-исторический центр «Дом офицеров Забайкальского края», 5 — ГУК «Забайкальский краевой краеведческий музей им. А. К. Кузнецова».

Общий анализ доступности каждого объекта включал обобщенные данные по 5 структурно-функциональным зонам: 1 зона — автостоянка и парковка транспорта; 2 зона — прилегающая к зданию территория; 3 зона — входная группа и пути движения в здании (включая пути эвакуации); 4 зона — санитарно-гигиеническое помещение (санузел); 5 зона — наличие системы информации об объекте.

Результаты интервьюирования показали, что из всех проверенных объектов лучше соответствуют нормам доступности (53 % и 58 %, 1 и 2 учреждения (рис. 1). Студенты из МГН указали на самую низкую обеспеченность безбарьерной среды на 5 объекте (Краеведческий музей). Оборудованные автостоянки и парковочные места, соответствующие нормам, имеются на 1 и 2 объекте. Вход на территорию обследованных объектов обустроен визуальной информацией, но тактильной информации нет. Пешеходные дорожки на территории организаций имеют относительно ровные и твердые покрытия, без зазоров. Предусмотрены места для отдыха МГН. Наружные лестницы имеют контрастное покрытие и оборудованы пандусами.

Только Забайкальская краевая филармония оборудована лифтом, подъемники на этажи во всех учреждениях отсутствуют. Вход в здания всех объектов имеет визуальную информацию, за исключением звуковых сообщений об объекте. Наружная входная дверь имеет прозрачные смотровые панели, что облегчает пропускную систему инвалидов. Входная группа наружных дверей адаптированы для МГН в 1, 2 и 5 учреждениях культуры, все имеют знаки доступности. 100 % зданий не имеют автоматических раздвижных систем на дверях. Вестибюль оснащен турникетом только в краевой филармонии. Во всех холлах нет сменного кресла-коляски. На этажах зданий выделены места для ожидания. Пути эвакуации частично на 45 % обозначены знаками доступности.

Санитарно-гигиенические помещения не приспособлены для МГН.

В учреждениях культуры нет специалистов, работающих с инвалидами. Их функцию выполняют штатные сотрудники.

Техническими средствами информирования для визуальной доступности оборудовано только одно здание культуры — краевая филармония. Акустическими системами здания оборудованы на 40 % (1 и 2 объекты).

Оборудование входной группы и внутри помещения

Рис. 1 Оборудование входной группы и внутри помещения

Обобщая итоги полученных результатов по всем зонам проверки объектов, установлена крайне низкая их доступность (42 %), которая не позволяет студентам с инвалидностью беспрепятственно их посещать (рис. 2).

Сравнительные данные доступности исследуемых объектов социальной культуры г. Читы

Рис. 2. Сравнительные данные доступности исследуемых объектов социальной культуры г. Читы

Таким образом, в настоящее время городские социокультурные и досуговые учреждения для студенческой молодежи с инвалидностью малодоступны. Из-за отсутствия комплексного взаимодействия и заинтересованности в обеспечении безбарьерной среды органов власти и администраций данных объектов исполнения проекта «Пушкинская карта» не представляется возможным.

Литература:

1. Виноградова, Н. И., Ходюкова, Т. А., Кохан, С. Т. Психологические факторы становления жизнестойкости студентов — инвалидов // Ученые записки ЗабГУ. — 2019. — Том 14, № 2. — С. 62–68.

2. Постановление Правительства РФ от 08.09.2021 N 1521 (ред. от 28.12.2021) «О социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры».

3. Экстрабилити: методика инклюзивного взаимодействия незрячих людей: монография / под ред. С. Т. Кохана; Забайкальский государственный университет. — Чита: ЗабГУ, 2020. — 313 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Забайкальский край, безбарьерная среда, визуальная информация, входная группа, Забайкальская краевая филармония, знак доступности, краевая филармония, маломобильная группа населения, Пушкинская карта, студенческая молодежь.


Ключевые слова

молодежь, доступная среда, госпрограмма, социокультурные учреждения, студенты с инвалидностью

Похожие статьи

Оценка доступности социально-экономической городской среды для маломобильных жителей г. Читы

В статье рассматриваются удовлетворенность доступностью общественного транспорта граждан с ОВ, современное состояние системы городской инфраструктуры, проблемы организации транспортной среды города Читы, а также вопрос качества транспортного обслужив...

Вопросы финансирования государственной программы «Формирование современной городской среды в Республике Башкортостан» в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда»

В данной статье рассматриваются источники финансирования реализуемой в республике федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда». Представлены объемы и структура финансирования государс...

Проблема создания безопасной городской среды для маломобильных граждан на территории г. Читы

В статье проводится анализ существующей на сегодня проблемы доступной среды для маломобильных групп населения на территории города Чита, а также рассмотрены существующие альтернативы для устранения недостатков обеспечения доступности городской среды....

Реализация национального проекта «Жилье и городская среда» в Республике Башкортостан

В данной статье рассматриваются результаты реализуемой в республике федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда». Представлены некоторые показатели реализации данной программы, по кот...

Формирование доступной и комфортной городской среды как условие социальной адаптации людей с ограниченными возможностями передвижения

Комфортная городская среда является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности общества, в особенности это касается людей с ограниченными возможностями передвижения, для которых отсутствие элементарной инфраструктуры затрудняет решение повседнев...

О социальных приоритетах развития городской транспортной инфраструктуры

Реализация автопарковочной политики и политики землепользования в процессе развития городской транспортной инфраструктуры должна в первую очередь учитывать социальные приоритеты и обеспечение комфортных условий жизни населения.

Проблемы доступной среды

Поводится анализ жилой застройки в ХМАО — Югре. Рассматриваются проблемы доступной среды. Ставится проблема соответствия существующих застроек, на примере г. Сургута, нормативным требованиям. Проводится анализ государственной программы «доступная сре...

Социальный туризм как часть комплекса программ для пожилых в рамках Национального проекта «Демография» на базе Комплексного центра социального обслуживания населения Московского района Санкт-Петербурга

В статье исследуется социальный туризм как форма поддержки активного и творческого долголетия и качества жизни пожилых граждан, а также рассматривается опыт успешной реализации программы по развитию социального туризма для граждан старшего возраста н...

Развитие транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области

В статье рассматриваются актуальные проблемы доступности транспорта для такой категории граждан как инвалиды. Во внимание взяты основные проблемы развития транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области, а также форм...

Опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения

Представлен опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в г. Новый Уренгой.

Похожие статьи

Оценка доступности социально-экономической городской среды для маломобильных жителей г. Читы

В статье рассматриваются удовлетворенность доступностью общественного транспорта граждан с ОВ, современное состояние системы городской инфраструктуры, проблемы организации транспортной среды города Читы, а также вопрос качества транспортного обслужив...

Вопросы финансирования государственной программы «Формирование современной городской среды в Республике Башкортостан» в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда»

В данной статье рассматриваются источники финансирования реализуемой в республике федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда». Представлены объемы и структура финансирования государс...

Проблема создания безопасной городской среды для маломобильных граждан на территории г. Читы

В статье проводится анализ существующей на сегодня проблемы доступной среды для маломобильных групп населения на территории города Чита, а также рассмотрены существующие альтернативы для устранения недостатков обеспечения доступности городской среды....

Реализация национального проекта «Жилье и городская среда» в Республике Башкортостан

В данной статье рассматриваются результаты реализуемой в республике федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда». Представлены некоторые показатели реализации данной программы, по кот...

Формирование доступной и комфортной городской среды как условие социальной адаптации людей с ограниченными возможностями передвижения

Комфортная городская среда является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности общества, в особенности это касается людей с ограниченными возможностями передвижения, для которых отсутствие элементарной инфраструктуры затрудняет решение повседнев...

О социальных приоритетах развития городской транспортной инфраструктуры

Реализация автопарковочной политики и политики землепользования в процессе развития городской транспортной инфраструктуры должна в первую очередь учитывать социальные приоритеты и обеспечение комфортных условий жизни населения.

Проблемы доступной среды

Поводится анализ жилой застройки в ХМАО — Югре. Рассматриваются проблемы доступной среды. Ставится проблема соответствия существующих застроек, на примере г. Сургута, нормативным требованиям. Проводится анализ государственной программы «доступная сре...

Социальный туризм как часть комплекса программ для пожилых в рамках Национального проекта «Демография» на базе Комплексного центра социального обслуживания населения Московского района Санкт-Петербурга

В статье исследуется социальный туризм как форма поддержки активного и творческого долголетия и качества жизни пожилых граждан, а также рассматривается опыт успешной реализации программы по развитию социального туризма для граждан старшего возраста н...

Развитие транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области

В статье рассматриваются актуальные проблемы доступности транспорта для такой категории граждан как инвалиды. Во внимание взяты основные проблемы развития транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области, а также форм...

Опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения

Представлен опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в г. Новый Уренгой.

Задать вопрос