Данная статья направлена на формирование у дошкольников чувства патриотизма посредством народных подвижных игр.
Ключевые слова: игра, патриотическое воспитание, Родина, народные забавы.
Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления…
В. Белинский
Чувство патриотизма — это совокупность любви и уважения к Родине, к месту, где родился, вырос и нашел себя. В наше время происходит изменение смысла, вкладываемого в это понятие, его сути, а также смещение его места в жизни общества.
Исследования в области психологии и педагогики утверждают, что именно в дошкольном детстве закладываются фундаментальные понятия и основы личности, стартует процесс социализации и формирования осознания себя в обществе, накопление социального опыта, из которых в дальнейшем складываются психологические и социальные черты человека. Взращивание патриотизма в сердцах детей в современном обществе начинается с пробуждения интереса детей к истории и культуре нашего края, страны, прививание любви к Родине.
В занятия по воспитанию патриотизма я включаю различную деятельность: игровую, художественно-эстетическую, познавательную, речевую, коммуникационную и другие. Для качественного усваивания знаний важны не только содержания занятий, но и регулярные повторения пройденного в обычной жизни. Например, народная забавы — это наше детство, игры старшего поколения — наших мам и пап, дедушек и бабушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Игра является первым этапом постройки социальных отношений с ровесниками потому, что близка и интересна всем детям. Играя, ребенок ощущает себя частью коллектива, общества, учится принимать решения исходя из ситуации, и справедливо расценивать свои поступки и действия других. Моральные качества, развитые и закрепленные в процессе игровой деятельности, становятся частью характера ребенка и оказывают влияние на его поступки и поведение.
Также игра является важной частью знакомства с окружающим миром. Дети знакомятся с животными, птицами, их поведением, звуками, и, подражая им, закрепляют эти знания. Помимо всего прочего, игры могут содержать в себе и историко-культурный подтекст, отображая народный быт или былины, например игры «Кошки-мышки», «Сова», «Подуй на хвостик», «Горячая картошка». С давних пор, если кто-то из старших приносил добытую лису или зайца, хвост служил в последствии игрушкой для ребенка. Так и родились эти интересные игры.
Объясняя правила игр, я так же рассказываю и их историю, которую они прошли, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколения, вбирая лучшие традиции наших предков, чтобы дойти до наших дней.
С детьми мы играли в огромное множество различных народных игр, но среди них самыми любимыми стали «Гори, гори ясно», «Жмурки», «Кошки-мышки», «Рыбалка», «Ручеек», «Каравай-каравай», «Колечко», «Гуси-гуси».
Применяя народные игры на занятиях, дети не только переключают внимание на иную деятельность, близкую к теме, но и закрепляют знания народных традиций. Народные игры по своей сути и наполнению — ценный педагогический ресурс, они укрепляют ребенка физически, закаляют характер и силу воли, укрепляют нравственные чувства, пробуждают интерес к народному творчеству, заостряют внимание и ум. К тому же их разнообразие по тематике и содержанию очень велико.
Важная черта, выдвигающая подвижные народные игры перед другими, заключается в том, что они не просто содержат нравственные и моральные качества, но и учат детей социальной гармонии. Такие игры несут в себе идею, что важны не только личные достижения, но и групповые, которые в свою очередь, должны непротиворечиво вписываться в детский коллектив.
Большую роль несут в себе и правила игр. Они берут на себя обучающую и регулирующую функции: определяют течение игры, задают цель, направляют и корректируют действия детей, воспитывают характер и волю. Ведь подвижные игры требуют не только ловкости и скорости, но и внимательности, выдержки, сноровки.
Ознакомление детей с народными играми можно начинать с малых лет. Неотъемлемым условием реализации того, что несет в себе игра, является заинтересованность детей в игре, сосредоточенность на ней. Для привития этих качеств мною были использованы простые игры, например: «Прятки», «Жмурки», «Догонялки», «У медведя во бору», «Черные цепи-белое перо». Такие игры интересны и понятны детям, потому что основаны на личных представлениях детей о мире, окружающей природе, поведении животных.
Во время игровой деятельности я внимательно слежу за исполнением правил игры, концентрирую внимание детей на смысле игры, слежу за скоординированностью действий, регулирую физическую нагрузку и поддерживаю положительный настрой детей, учу их быстро и осмысленно принимать решения в сложившихся обстоятельствах. По завершении дополнительно отмечаю детей, которые помогали друг другу, проявляли смекалку, ловкость, внимательность. Рифмовки являются неотъемлемой частью большинства игр, так как задают ритм игровым действиям.
С помощью разных способов дети самостоятельно выбирают ведущего, опираясь на считалочки, жеребьёвку или зазывалки.
Также не только я предлагаю детям разные игры на выбор, но и они сами могут рассказать, об игре, которой их научили родители или другие сверстники. Дети с удовольствием рассказывают и обучают одногруппников новым играм, а потом дружно играют в них все вместе. Так Тыщенко Милана поделилась с нами интересной народной игрой, которая называется «Утки и гуси». Суть заключается в том, что выбранный ведущий ходит вокруг сидящих по кругу на корточках детей, касаясь каждого игрока и называя его уткой или гусем. Если игрока назвали уткой, он остается сидеть на корточках, а если гусем — он встает и старается догнать ведущего прежде, чем он займет свободное место. Если у него это получается, то следующим ведущим становится «гусь».
Посредством народных игр, речевок, упражнений, считалочек у дошкольников формируются первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Народные игры я применяю не только на занятиях, но и в иных повседневных видах деятельности: физкультминутках, прогулках на улице и прочих, что помогает расширить представления детей об играх и закрепить усвоенные уроки. Поскольку в таких играх самые ценные культурные традиции прошлых лет, несущие в себе отпечаток быта, образа жизни наших предков, их устои, причудливо переплетаются с шуточностью и юмором, это делает их наиболее увлекательными для детей. Образность и понятность народных игр способствует активации мыслительных процессов ребенка, существенно расширяет знания об окружающей действительности, способствует комплексному развитию психологической составляющей разума ребенка.
Игра — преобладающий вид досуга у детей, но для того, чтобы игровая деятельность могла стать фундаментом для развития нравственных ценностей, важно, чтобы вместе с ребенком играли все, в том числе и мы, взрослые — родители, педагоги.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что народная игра — это смесь опыта прошлых поколение, культурных обычаев и устоев предков, отражение их жизни и быта. Это часть народного воспитательного процесса, который строиться на естественной активности детей, направляя ее в русло, позволяющее обеспечить разностороннее развитие личности и знакомство с исторической культурой своего народа. Ведь именно то, что мы усваиваем в юности, становиться неотъемлемой частью нашего восприятия мира, и, взращивая в детях любовь к Родине, можем надеяться, что вырастили истинного патриота.
Но, мы не останавливаемся на достигнутом, продолжая находить иные методы применения полученных результатов. В будущем я собираюсь продолжить знакомство детей с народными играми, расширять и дополнять их знания, совершенствовать двигательные умения. Ведь народные игры в сочетании с различными педагогическими методами являются качественной основой для развития активной, разносторонней личности, сочетающее в себе нравственную чистоту, духовное богатство и физическое совершенство.
Литература:
- Венгер, Л. А. Игра как вид деятельности. // Вопросы психологии. 1996. № 3;
- Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысак. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 142 с.
- Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовании и воспитании / Е. И. Касаткина // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 12. — С. 17–19.