В статье описывается краткий обзор исследования, в ходе которого были рассмотрены теоретические основы распоряжения государственным и муниципальным имуществом, с целью выявить существующие проблемы и определить пути их решения.
Ключевые слова: государственное имущество, муниципальная собственность, аренда, государственное управление, государственная собственность, эффективность.
Распоряжение государственным и муниципальным имуществом является неотъемлемой частью современной экономики, задачи и цели, решаемые за счет использования данного имущества достаточно специфичны, однако не могут быть реализованы другими субъектами. Российскому экономическому и хозяйственному пространству характерна неоднородность, поэтому создание социально-экономической стратегии управления на основе использования и распоряжения государственным и муниципальным имуществом является первостепенной задачей.
Выделение государственной собственности наряду с частной, муниципальной и иными формами собственности представлено в Конституции РФ. Конституция устанавливает равенство прав и защиты интересов собственников всех форм собственности, в том числе, государственной. В соответствии с Конституцией, государственная (в частности, федеральная) собственность находится в исключительном ведении Российской Федерации, а управление государственной собственностью распределено между органами федеральной власти (для федеральной собственности) и региональной власти (для собственности субъектов Федерации).
Положения Конституции конкретизированы в нормативных актах Федерального законодательства, Гражданском кодексе, Постановлениях и Распоряжениях Правительства, а также в Стратегии социально-экономического развития. Применение положений Стратегии социально-экономического развития к практике управления государственным имуществом реализуется посредством Федеральных, региональных и муниципальных целевых программ. Нормативное обеспечение программ формирует федеральное, региональное и муниципальное законодательство. Определение субъектов видов и форм государственной собственности дает Гражданский кодекс Российской Федерации [1].
Учитывая, что уровень управления муниципальной собственностью является неотъемлемой частью целой системы управления государственной собственностью, и представляет так называемый «микроуровень», определим его основные характеристики исходя из взаимодействия всех частей данной системы.
Целью управления государственной собственностью на уровне федеральных органов управления является обеспечение политической стабильности и устойчивого развития общества за счет использования государственного имущества.
Увеличив эффективности в управлении государственным и муниципальным имуществом, органы исполнительной власти смогут существенно уменьшить социальную напряженность и способствовать скорейшему восстановлению субъектам малого и среднего предпринимательства в условиях сильнейшего экономического кризиса и глобальной пандемии.
Специфика управления объектам государственного имущества определена экспертами в сфере государственного и муниципального управления. С одной стороны, государственное имущество имеет четко определенное целевое назначение и должно использоваться для реализации социально значимых функций. С другой стороны, объекты государственного имущества сами по себе многофункциональны. Так, например, недвижимое имущество может использоваться для размещения образовательных, медицинских, учреждений, органов власти, или быть переданным во временное использование коммерческим и некоммерческим организациям.
Цель исследования — на основе анализа эффективности деятельности органов государственной власти при управлении государственным и муниципальным имуществом Санкт-Петербурга выявить существующие проблемы и определить пути их решения.
В ходе исследования были рассмотрены теоретические основы распоряжения государственным и муниципальным имуществом, определена сущность и виды права государственной собственности, система управления государственной и муниципальной собственностью, рассмотрены федеральные и региональные правовые особенности управления, изучен отечественный опыт в сфере управления и распоряжения государственным имуществом. Проведен анализ системы управления государственным и муниципальным имуществом в Санкт-Петербурге, характеристика органов государственной власти, осуществляющих управление государственным имуществом в Российской Федерации. Кроме того, описаны особенности управления государственным и муниципальным имуществом Санкт-Петербурга. По результатам проведенного анализа выявлены основные проблемы управления государственным и муниципальным имуществом в Санкт-Петербурге, а также причины нормативно-правового порядка, повлекшие данные проблемы:
- Арендаторы часто путают понятия и назначения: павильоны, палатки, киоски и на включенный в схему участок, после заключения договора аренды размещается иной, несогласованный объект, что приводит к наложению штрафов и расторжению договоров аренды.
- Отсутствие законодательно закрепленных правил розничной торговли на земельных участках, находящихся в частной собственности.
- Использование устаревшего программного обеспечения, разработанного в конце 90-х годов, которое не соответствует современным реалиям и вызовам.
- Низкий уровень осведомленности граждан, отсутствие доступной информации о процедуре для привлечения инвесторов, административные барьеры, неочевидный и непрозрачный порядок принятия решений способствует низкой востребованности свободных площадей земельных участков, объектов нежилого фонда, а также минимальным процентам приватизационных сделок.
При этом, основными проблемами управления государственной и муниципальной собственностью в Санкт-Петербурге остаются: недостаточная эффективность коммерческой деятельности унитарных предприятий, наличие неиспользуемых земель и объектов государственной собственности по причине отсутствия спроса и низкой хозяйственной и инвестиционной привлекательности.
На муниципальном уровне основная проблема — это низкий уровень доходов от аренды муниципального имущества и земельных участков муниципальных образований.
Прдлагаемы решения проблемы:
– провести налоговую проверку на территориях муниципальных округов земельных участков, так же провести проверку муниципального земельного контроля, разграничение прав собственности на землю, проверить оформление документации на собственность земли, с целью выявления землепользователей без данной документации.
– осуществлять системный контроль над использованием муниципального имущества (сданного в аренду, либо переданного на праве оперативного управления, либо хозяйственного ведения муниципальным учреждением или предприятием). Контроль поспособствует рациональному использованию высвобождаемых объектов имущества (проведение торгов на право заключения договора аренды либо предоставление целевым назначением в соответствии с действующим законодательством).
– приведения в надлежащее, пригодное для сдачи в аренду состояние объектов муниципального имущества, за счет средств районного бюджета, а также за счет привлечения средств пользователей указанных объектов. Как уже говорилось в данной работе, что следует отдавать предпочтение сдаче в аренду объектов муниципальной собственности и получать систематический подход, нежели продажа объектов;
– совершенствование системы ведения Реестра муниципального имущества, с целью получения более достоверной информации об объектах находящиеся в Реестре;
– увеличение начальной стоимости права на заключение договора аренды муниципального имущества. Помимо арендной платы, установленной в договоре, арендатор (выигравший торги) оплачивает цену права на заключение договора, которая складывается в процессе проведения торгов;
– необходимо более гибко пользоваться механизмом начисления арендной платы, которая имеет свойства варьироваться время от времени. Для этого необходимо внести изменения в методику определения арендной платы за пользованием объектами муниципальной собственности.
Доход от сдачи в аренду имущества и земельных участков является самым прибыльным и систематическим доходом в муниципальном образовании, поэтому необходимо учитывать привлекательность муниципальных образований внутри районов города. Использовать возможность нарастить доходную часть бюджета района в части доходов от арендной платы за объекты имущества, за счет перераспределения нагрузки на муниципальные образования внутри района на основании актуальности.
– после установления новой кадастровой стоимости, необходимо провести инвентаризацию расчетов платы за использования муниципальной собственности;
– необходимо провести независимую оценку актуальной рыночной стоимости муниципального имущества;
– постоянный контроль над объемом дебиторской задолженности по оплате за пользование муниципальным имуществом. А также своевременное принятие мер по взысканию задолженностей.
Проведение предварительных консультационных и обучающих мероприятий, для решения выявленных выше проблем, позволит активизировать население и представителей организаций, заинтересованных в использовании объектов государственной собственности.
Участники мероприятий смогут получить ответы на вопросы, проконсультироваться по правилам оформления заявок, вариантам использования объектов.
Это положительно скажется на количестве одобренных заявок и снизит количество обращений, составленных с нарушением.
С точки зрения реализации государственной услуги и управлению объектами государственной и муниципальной собственности эффективность мероприятий заключается в следующем:
– поддержание в актуальном состоянии реестра объектов государственной недвижимости за счет регулярного контроля и анализа объектов;
– укрепление межведомственного взаимодействия по вопросам использования объектов государственной собственности, в том числе, для создания малых и средний предпринимательских организаций, технических парков, инновационных центров;
– повышение оперативности принятия решений по объектам государственной собственности за счет использования современных информационных технологий и средств коммуникации (интернет, система электронного документооборота);
– оценка объектов государственной собственности с точки зрения социальной, экономической и стратегической значимости, что позволяет перевести объект из разряда пассивов, в разряд активов.
С целью повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом в Санкт-Петербурге предлагается:
– разработать методику комплексной оценки объектов государственной собственности;
– разработать предложения по дальнейшему использованию государственной собственности с учетом результатов оценки и стратегии развития субъекта РФ.
В рамках предлагаемой методики вводятся следующие показатели оценки объекта государственной собственности:
– продолжительность и интенсивность использования;
– характер использования: соответствие назначению объекта;
– экономические показатели деятельности: объем расходов на владение и использование объекта, объем потенциальных и реальных доходов, получаемых от использования объекта;
– социальная значимость использования объекта;
– стратегическая значимость — значение объекта в развитии субъекта РФ или отдельного муниципального образования.
Внедрение предложений не требует дополнительного финансирования и может осуществляться трудовыми ресурсами КИО Санкт-Петербурга.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51- ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 05.12.1994. — № 32. — Ст. 3301
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 18 (часть III) ст. 2172 (без Приложений 5–9)
- Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 июня 2008 г. N 23 ст. 2721
- Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020–1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета от 11 января 1992 г. № 8
- Александрова Д. А. Пределы осуществления права государственной и муниципальной собственности [Электронный ресурс]: студенческий: электрон. научн. журн. 2018. — № 8(28).