В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ на уроках математики.
Ключевые слова: познавательная активность, младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, урок математики.
Процессы, связанные с развитием познавательной активности, современный учитель реализуют практически каждый день при обучении школьников. И это одна из основных задач, которые он должен решать. Наиболее актуальными сопутствующие вопросы являются для учителя, который вынужден работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Будучи специалистом, учитель должен не просто становиться «транслятором» знаний, но и обладать способностью представления их в удобном, привлекающем внимание виде. Ребенок должен интересоваться тем, что ему предлагают, должен стремиться к учению.
Чтобы обеспечить эффективность обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, нужно и крайне важно стремиться к формированию у них интереса к познанию, а также желания думать, узнавать новое. Обеспечить результативность в данном контексте можно, если добиться условий целенаправленной, дифференцированной работы с детьми. Последних нужно всеми силами и средствами заинтересовывать в самостоятельности, а сам процесс воспитания и обучения должен быть развивающим во всех смыслах.
Математика — одна из наиболее сложных дисциплин для детей с ограниченными возможностями здоровья. В контексте обучения ей учитель должен решать сложные задачи, связанные с выбором методов и средств обучения. Целью его должно быть обеспечение высокой результативности в части усвоения воспитанниками знаний [1, с. 178].
Чтобы добиться полноценности вовлечения детей в учебную деятельность, нужно опираться на их индивидуальные особенности, на динамику активности. Не менее важным представляется учет того, как именно, хорошо или плохо они овладевают предметным содержанием в части теории.
В общем случае дети с ОВЗ — это дети, чьи образовательные потребности являются специфичными. Каждый такой ребенок отличается от сверстников. Некоторые могут достаточно быстро усваивать знания. Есть и такие, у которых это вызывает серьезные проблемы. Кто-то нуждается в тесном контакте с учителем, кто-то может действовать самостоятельно. В процессе организации и планирования занятий, таким образом, важным становится учет особенностей каждого из детей. Ключевая задача, которая должна решаться учителями в данном контексте — обеспечение оптимальных условий для освоения указанной дисциплины — математики. В этих условиях младшие школьники должны получать все возможности для раскрытия собственных способностей, собственного потенциала [3, с. 119].
Отметим, что в период младшего школьного возраста эмоции — один из самых важных компонентов развития личности. По данной причине крайне важно при организации занятий обеспечивать условия эмоционально комфортного климата. Важно опираться на принципы доброжелательности, создавать и моделировать ситуации успеха. Это необходимо для творческого и познавательного развития детей.
Занятия математикой с младшими школьниками с ОВЗ должны быть направлены на развитие внимания, воображения, мышления и памяти. Один из наиболее важных аспектов касается применения коррекционных «инструментов», то есть заданий. Последние способствуют развитию всего перечисленного ранее. Дополнительно с их помощью можно обеспечить развитие сосредоточенности.
Наиболее результативное средство развития интереса и активности к познанию — это дидактическая игра. Дело в том, что она вносит в процессы познания игровые моменты, что с точки зрения работы с младшими школьниками — большое преимущество. Именно посредством игр ученики становятся способными выполнять разного рода задания, начинают учиться сравнению, выполнению арифметических действий и так далее. Благодаря игре младшие школьники становятся способными к поиску, к стремлению к победе и не только. Благодаря дидактическим играм можно обеспечить развитие у младших школьников ответственности, характера и воли [2, с. 44].
Дополнительно целесообразно задействовать на уроках математики методов и средств слуховой, двигательной и зрительной наглядности. Учитель может применять вопросы, задачи в шуточной форме, элементы неожиданности. Все это будет способствовать активизации мышления младших школьников.
Колоссальный потенциал в данном контексте, то есть в контексте развития познавательной активности у младших школьников с ОВЗ на занятиях математикой обладают разные упражнения в игровой форме. Понятно, что именно игра — то, что позволяет расширять кругозор, делать детей сообразительными. Игры способствуют развитию концентрации, позволяют при этом расслабляться, а не напрягаться.
Стоит подчеркнуть, что всякое занятие математикой, проведенное нестандартно — то, что обеспечивает преодоление рамок механического освоения материала. И это дает мощный толчок развитию познания. Ученики любят такие занятия, повышается их активность и работоспособность. Приведем некоторые примеры нестандартных занятий математикой.
Занятия в формате путешествий. Суть такого рода занятий, как и их содержание — то, что сводится к обогащению словаря детей, к развитию речи и активизации внимания. Дополнительно в рамках занятий такого формата можно добиться развития творческой фантазии младших школьников. Они будут играть, а вместе с тем и осваивать что-то новое для себя.
Занятия в формате сказок. Благодаря сказкам дети могут испытывать неподдельное счастье, они интересуются ими. Сказки на занятиях математики — это универсальный инструмент. Вот пример использования: учитель должен выбрать (создать) сказку, где герои сталкиваются с проблемами. Младшие школьники должны стремиться помочь героям. Помощь будет заключаться в решении разных математических задач. Дополнительно можно ввести загадки, простые математические вопросы и так далее [2, с. 47].
Активность в познании у младших школьников с ОВЗ на занятиях математикой можно стимулировать разными способами. Хорошее решение — использование занимательного материала. Именно обеспечение занимательных знаний — гарантия высокой результативности обучения детей.
Можно использовать также веселые задачи в стихотворной форме. Это отличный способ заинтересовать детей, например, при работе по усвоению таблицы умножения.
Помимо нестандартных заданий можно использовать задачи, сформулированные понятно для детей, в веселой форме. Такие задачи можно использовать с целью активизации познавательной активности у младших школьников с ОВЗ на занятиях.
Еще один хороший инструмент — математические загадки. Они обеспечивают расширение кругозора детей, позволяют развить у них любознательность. Плюс загадок — развитие внимания и мышления у детей. Учитель можно активно применять загадки как средство внеклассной работы и не только.
Ребусы, пословицы — все это очень полезно и эффективно с точки зрения обучения младших школьников с ОВЗ. Такие простые инструменты буквально оживляют детей, делают их учение интересным и привлекательным.
Чтобы обучение младших школьников «протекало» не на уровне запоминания, а на уровне сознания, учитель должен стремиться к обеспечению доступности материалов для них. Также он буквально обязан включать детей в мыслительную деятельность. Этому и могут способствовать нестандартные занятия, например, в игровой форме.
Можно говорить, таким образом, если учителю удается обеспечить занимательность конкретного занятия, то он буквально помогает младшим школьникам с ОВЗ в формировании творческих способностей. Элементы этих способностей могут проявляться в процессе игр, занимательных упражнений и не только. Игровая форма занятий позволяет развивать смекалку, навыки в части логики. Они идеально подходят при решении сложных задач, при построении геометрических фигур и так далее. Благодаря такому подходу можно обеспечить высокую эффективность и результативность детей с ОВЗ в части познания, потому что игры и все, что весело — привлекает их, при этом делает занятия запоминающимися и насыщенными.
Учитель должен помимо всего прочего задумываться о том, чтобы создавать условия, необходимые для коллективного взаимодействия учеников. Необходимо при этом чтобы по мере обучения младшие школьники могли обмениваться мнениями, мыслями, соображениями на тот или иной счет. Также они должны иметь возможность обсуждать сложные задачи со сверстниками. Это будет способствовать не только коллективному, но и индивидуальному развитию каждого ученика.
Можно говорить, что развитие познавательной активности у младших школьников с ОВЗ на занятиях математикой — это совокупность воздействия на них со стороны учителя, нацеленная на привитие способностей к усвоению знаний, навыков. Младшие школьники благодаря этим воздействиям начинают испытывать потребность в познании, в обновлении имеющихся представлений.
Литература:
- Калачева Т. А. Развитие познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках математики / Т. А. Калачева // Закономерности и тенденции инновационного развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2021. — С. 178–181.
- Киселева Т. Г. Познавательная активность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии / Т. Г. Киселева, Т. И. Чальцева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 3–3 (105). — С. 44–50.
- Шаталова Н. А. Оптимизация познавательной активности детей с ОВЗ в образовательном процессе начальной школы / Н. А. Шаталова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. — 2019. — С. 119–121.