В статье рассматривается понятие правового статуса Федеральной налоговой службы России, определяется содержание правового статуса Федеральной налоговой службы России, анализируются критерии деления полномочий Федеральной налоговой службы России.
Ключевые слова: налог, Федеральная налоговая служба, полномочия, функции, орган исполнительной власти, налогообложение.
The article considers the concept of the legal status of the Federal tax service of Russia, defines the content of the legal status of the Federal tax service of Russia, analyzes the criteria for dividing the powers of the Federal tax service of Russian.
Keywords: Federal tax service, powers, functions, Executive authority, taxation.
В качестве одного из важнейших элементов эффективной деятельности государства, удовлетворенности людей условиями жизни является уровень налогового бремени, достигнутый баланс в части объема собираемых налогов с целью удовлетворения государством общественных интересов.
Не вызывает сомнений, что достаточное, но не обременительное, а также грамотное налогообложение выступает одним из основных факторов развития государства, сильным инструментом для привлечения инвестиций, развития экономического базиса государства и общества. Чрезмерное налогообложение, в свою очередь, вести будет к стагнации экономики и, соответственно, к невозможности государственного развития. При уменьшения налогового бремени может, конечно же, возникнуть риск недософинансирования социально значимых мероприятий.
Обязанностью публично-правового характера является обязанность каждого лица платить налоги. Такая обязанность обусловлена публично-правовой природой власти. Налоговая обязанность в этом смысле не должна рассматриваться с позиции частноправового регулирования, и нормы гражданского законодательства, которые гарантируют неприкосновенность права собственности, к ней неприменимы.
В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области налогов и сборов, является Федеральная налоговая служба РФ (далее — ФНС России). Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов России и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Под правовым статусом ФНС России в самом широком смысле понимается закрепленное на нормативном уровне положение ФНС России в государстве, в системе государственных органов. Характеризуя элементы правового статуса ФНС России, отметим, что ему присущи: федеральный уровень действия; принадлежность к исполнительной ветви государственной власти; виды правовых актов, которые издает ФНС России по вопросам своей компетенции, — приказы; наличие официальной символики; местом нахождения является город Москва. Из определения ФНС России как федерального органа исполнительной власти нашего государства вытекает, что данный орган выступать должен в качестве коллективного выразителя интересов и воли многонационального российского народа, который в Российском государстве выступает в качестве носителя суверенитета и является единственным источником власти.
Основу правового положения ФНС России, составляют конституционные нормы и положения. Российская Конституция закрепляет ключевые принципы налогообложения, устанавливает, каким образом разграничивается компетенция между Российской Федерацией (федеральным центром) и ее регионами, закрепляет основные положения местного самоуправления. Важную роль в нормативном закреплении статуса ФНС России играют отраслевые нормативные правовые акты. Прежде всего Закон РФ «О налоговых органах РФ» [3], который выступает в качестве ключевого акта при определении порядка организации и функционирования ФНС России. В нем законодательно дано определение налоговых органов, закреплены задачи и полномочия налоговых органов, их ответственность, определены особенности их деятельности.
Важная роль в регламентации правоотношений в налоговой сфере, прав и обязанностей налоговых органов, закреплении их статуса отводится кодифицированному акту в данной области — Налоговому кодексу РФ [2]. В части первой данного законодательного акта определяются права налогоплательщиков и налоговых органов, а также их и обязанности, механизм исполнения налоговой обязанности, порядок осуществления налогового контроля, разновидности правонарушений в налоговой сфере и ответственность за их совершение; в части второй НК РФ закрепляются особенности налогообложения конкретными налогами и сборами.
В качестве основного акта, который регламентирует правовой статус налоговых органов, выступает Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ [5]. Положение о ФНС России определяет дефиницию ФНС России, закрепляет ее статус как юридического лица, определяет, какими полномочиями наделен ее руководитель, его заместители, предусматривает основы сотрудничества с Минфином России, характеризует порядок функционирования налоговых органов, а также особенности их государственного финансирования.
Административная деятельность ФНС России является разновидностью государственного управления, в процессе которой осуществляется исполнительно-распорядительная деятельность ФНС России в налоговой сфере. С функциональной точки зрения органы исполнительной власти создаются для реализации основных функций государства в определенной сфере деятельности и наделяются властными полномочиями для выполнения этих функций. Функции ФНС России имеют базисное значение для определения его компетенции. В настоящее время в основу построения органов исполнительной власти положен именно функционально-целевой метод, который предполагает, что четко определяются конкретные функции любого органа исполнительной власти, а затем они наделяются необходимым объемом прав и обязанностей для того, чтобы была возможность реализовать свои функции.
Под функциями ФНС России понимаются основные направления деятельности ФНС России, в рамках которых осуществляются формы управленческой деятельности. Согласно Указу Президента РФ от 09 марта 2004 № 314 [4], федеральная служба выступает в качестве федерального органа исполнительной власти, который осуществляет в установленной сфере деятельности функции по контролю и надзору, а также осуществляет специальные функции.
В настоящее время ФНС России осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства, а в соответствии с ним — нормативных правовых актов, правильностью исчисления налогов и сборов, а также полнотой и своевременностью их внесения, а в случаях, предусмотренных российским законодательством, — за правильностью исчисления иных обязательных платежей, полнотой и своевременностью их внесения в соответствующий бюджет; за осуществлением операций с валютой, которые совершают резиденты и нерезиденты, не являющиеся валютными биржами и кредитными организациями.
При этом основополагающий характер носит контроль за исполнением налогового законодательства, в то время как проверка правильности исчисления налогов и других обязательных платежей, полноты и своевременности их внесения в соответствующий бюджет, отнесены к функциям-задачам налоговых органов [6].
Однако объем полномочий и конкретная компетенция различных структур налоговых органов не одинаковы. Некоторые полномочия выполняют все звенья системы налоговых органов, другие охватывают лишь часть ее звеньев, третьи осуществляются только на одном уровне. В этом случае наблюдаются закономерные различия между полномочиями налоговых органов разных уровней, что обусловлено характером деятельности и местом, занимаемым налоговым органом того или иного уровня в системе ФНС России.
Наделение определенной компетенцией ФНС России основано на административно-правовом механизме регулирования правоотношений в финансовой сфере, одной из разновидностей которых и выступают налоговые отношения [7].
Основным правовым методом налогового регулирования является государственно-властное предписание со стороны компетентных государственных органов. Следовательно, ФНС России участвуют в таких общественных отношениях, в которых исключается юридическое равенство их участников. Такого рода управленческие отношения всегда предполагают подчинение воли управляемых единой воле субъекта управления, каковым является ФНС России. Особенности этого метода заметно проявляются в полномочиях ФНС России, обязанной давать властные предписания участникам налоговых отношений.
Налоговые нормы являются преимущественно императивными, т. е. эти нормы относятся к обязывающим, предписывающим определенное поведение или совершение определенных действий. Свое непосредственное выражение они находят в том, что ФНС России действующее законодательство предоставляет четко закрепленный объем властных полномочий, адресуемых налогоплательщикам, их обязанностью является подчинение предписаниям.
Непосредственно в содержание компетенции ФНС России входит система его налоговых полномочий, т. е. прав и обязанностей в сфере налоговых отношений, носящих внешне властный характер.
Таким образом, можно констатировать, что полномочия предоставляются ФНС России для выполнения возложенных на них функций. Функциональная общность налоговых органов состоит в том, что все они — от центрального аппарата ФНС России до инспекции ФНС России муниципального уровня осуществляют административно-юрисдикционную деятельность.
На основе анализа налогового законодательства и функционального подхода предлагается следующая классификация полномочий ФНС России:
– контрольные полномочия, это, например, контроль за соблюдением налогового законодательства, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; контроль за правильностью исчисления налогов и сборов и иных платежей (пеней, штрафов), полнотой и своевременностью их внесения в бюджет и др.;
– контрольно-надзорные полномочия, это, например, контрольно-надзорная деятельность за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции и табачной продукции; контрольно-надзорная деятельность за организацией и проведением азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и др.;
– полномочия, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на осуществление определенных видов деятельности, это, например, регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, деятельности по проведению лотерей, производства, хранения и оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производства, розлива, хранения, закупки и оптовой реализации алкогольной продукции и др.;
– полномочия, связанные с регистрацией актов, прав, объектов, это например, государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также ведение Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; регистрация контрольно-кассовой техники и др.
Среди полномочий ФНС России, связанных с исполнением в своей деятельности законов и иных нормативных правовых актов, можно выделить:
– информирование (в т. ч. в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, нормативных правовых актах о налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
– предоставление форм налоговой отчетности и разъяснение порядка их заполнения;
– возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
– обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих налоговую тайну.
Итак, подытоживая, отметим, что ФНС России выступает в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который осуществляет государственную регистрацию организаций, граждан в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который обеспечивает представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по обязательствам денежного характера.
Литература:
- Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 01 апреля 2020 г.) // Российская газета. 1998. 6 августа.
- Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943–1 «О налоговых органах РФ» (в ред. от 26 марта 2020 г.) // Бюллетень нормативных актов. 1992. № 1.
- Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 12 апреля 2019 г.) // Российская газета. 2004. 12 марта.
5. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. от 30 ноября 2019 г.) // Российская газета. 2004. 6 октября.
- Рыжков А. О. Реализация конкретных мероприятий по повышению эффективности налогового контроля // Налоги. 2012. № 31. С. 21–24.
- Финансовое право / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 2013. 584 с.