В статье говорится о том, что несмотря на то, что интернет-технологии XXI века позволяют получать людям на многочисленные вопросы, мгновенно быть в курсе событий, существуют уникальные возможности для саморазвития. Эти факторы могли бы привести к повышению интеллектуального уровня всего общества. Но в век цифровизации у многих детей наблюдается отставание в развитии от «паспортного возраста». Основными причинами являются: «трансформация» детско-родительских отношений, родители перестают быть «экспертами» в воспитании детей. Дети с родителями сидят параллельно «погруженные» в девайсы. Традиционную игру, которая является ведущим видом деятельности у дошкольников, вытеснила «виртуальная» игра. Дети очень редко вступают во взаимодействие. Большую часть времени активная речь отсутствует. Отсюда отсутствие практики в общении, и, как следствие, мы имеем «отставание» в развитии у детей.
Ключевые слова: цифровизация, детско-родительские отношения, развитие речи, младенческий возраст, ранний дошкольный возраст, виртуальные игры, виртуальный мир, значимый взрослый, привязанность, речь, коммуникативная деятельность.
В XXI веке проблема цифровизации очень часто обсуждается, и стала предметом научных исследований. Развитие цивилизации, как правило, бывает связано с появлением новых технологий. Интернет-технологии XXI века позволяют людям получать ответы на многочисленные вопросы. Мгновенно быть в курсе событий. Существуют приложения, игры, позволяющие развивать внимание, память. Сегодня набирает обороты онлайн-образование: обучение на курсах, занятия с репетиторами, мастер-классы. Казалось бы, такие уникальные возможности для саморазвития должны привести к повышению интеллектуального уровня всего общества, и в отдельности каждого человека. Однако, в средствах массовой информации и психологической литературе подчёркивается, что дети века цифровизации «отстают» от своего «паспортного возраста» (И. Ю. Троицкая, Д. И. Фельдштейн, Ю. А. Разенкова). Начинают говорить намного позже, чем их сверстники 20 лет назад, владеют игровой деятельностью не в полной мере (Е. А. Стребелева, Е. П. Фуреева). Имеются данные наблюдений, в которых говорится, что у очень многих детей младенческого и раннего дошкольного возраста имеет место «задержка» психомоторного и психического развития. Важным критерием, говорящем о задержке в развитии, по мнению многих исследователей, является речь (В.Штерн, С. Л. Рубинштейн, Г. А. Мишина).
С одной стороны, к трём годам ребёнок должен владеть в значительной степени коммуникативной деятельностью. Задержка становится явно заметной, когда дети раннего возраста попадают в дошкольное образовательное заведение.
С другой стороны, по мнению Л. С. Выготского, речь является средством, которое обеспечивает формирование высших психических функций и отражается на произвольности поведения ребёнка. С младенческого возраста дети оказываются погружёнными в цифровую среду. Родители подвешивают вместо погремушек к коляске детские специальные планшеты. Уже с младенческого возраста начинает вытесняться «живое общение», далее вытесняется физическая активность, предметная и игровая деятельность. И тенденции, обозначенные, конечно, не могут не отражаться на развитии детей в век цифровизации (Смирнова, Соколова, Матушкина).
«Электронные няни» помогают дистанцировать детей от родителей. Но высвобождая время родителям, они наносят огромный вред детям. Ребенку не нужна помощь взрослых, он подолгу «погружён» в виртуальные игры. Общается с родителями очень мало, что негативно сказывается на формировании привязанности к родителям [10]. Гаджет заменяет ребёнку общение со значимыми взрослыми. Постепенно малыш начинает воспринимать родителей, как хранителей «любимой игрушки». Детско-родительские отношения «трансформируются».
Серьёзной проблемой становится то, что в воспитании своих детей родители перестали быть «экспертами». Меняются отношения со сверстниками. Дети перестают контактировать друг с другом. Дети стали меньше гулять, меньше общаться, у них исчезает потребность в совместных играх. Оскудение общения со взрослым, и «уход» в виртуальный мир негативно сказывается на развитии детей.
В наше время очень актуально звучат слова М. И. Лисиной (1986). Раскрывая в общении роль взрослого, М. И. Лисина пишет: «В общении взрослые нередко прямо ставят перед детьми задачу овладеть каким-то новым знанием, новым умением. Настаивая на решении задачи, взрослые добиваются того, что ребёнок с нею справляется. В качестве примера можно сослаться на овладение речью. Ничто в предметной действительности не заставляет ребёнка заговорить. Лишь требования взрослых, да реально создаваемая ими необходимость вынуждает ребёнка проделать гигантский труд, который для этого требуется».
Л. С. Выготский выдвинул важную идею о том, что источник психического развития находится в отношениях ребёнка со взрослым, а не внутри ребёнка. Согласно позиции Л. С. Выготского, окружающие являются необходимым условием развития ребёнка [4]. Данное понимание выдвигает роль общения ребёнка со взрослым на первый план. М.И Лисина, исследуя психическое развитие детей младенческого возраста, пишет статью «Влияние отношений с близким взрослым на развитие ребёнка раннего возраста» [7]. В 60–70 годах 20века, под руководством М. И. Лисиной были проведены экспериментальные исследования влияние на психическое развитие ребёнка общения со взрослым [15]. В этих исследованиях основным методом было сравнительное изучение детей, воспитывающихся в детских учреждениях закрытого типа и воспитывающихся в семьях. Был сделан вывод, о том, что в условиях коммуникативного дефицита замедляется процесс развития ребёнка. Дефицит общения со взрослым деформирует психическое развитие и тормозит. В работах М. И. Лисиной описывается, что общение со взрослым оказывает влияние на многие аспекты психического развития детей: на отношение ребёнка к взрослому, на развитие речи, на познавательную активность, на овладение предметными действиями. М. И. Лисиной всесторонне и тщательно изучались необходимые условия речевого развития ребёнка, а также влияние общения ребёнка со взрослым на особенности и сроки появления активной речи. Исследования показали, что на возникновение речи у детей влияют следующие условия:
- На первом году жизни — эмоциональный контакт со взрослым (А. Г. Рузская),
- Включённость ребёнка со взрослым в совместную предметную деятельность (М. Г. Елагина),
- Речь и «голосовое» взаимодействие ребёнка со значимым взрослым. (В. В. Ветрова) [15].
Влияние общения на психическое развитие ребёнка очень широко представлено в работах М. И. Лисиной. М. И. Лисина, опираясь на концепцию Л. С. Выготского, исходила из того, что общение со взрослым является главным условием психического развития малыша. Создаётся, так называемая «зона ближайшего развития», где ребёнку помогает реализовать свой потенциал возможности сотрудничества со взрослым.
Возвращаясь к проблемам развития современных детей, мы видим, что, подолгу сидя у экрана, дети речь используют очень редко. Формулируют хуже свои мысли, чем их сверстники-предшественники 15–20 лет назад. Дети не имеют практики общения. Очень часто виртуальный мир враждебно настроен к герою. Ребёнок законы виртуального мира переносит на реальный мир. «Виртуальные» игры заменили сюжетно-ролевые, «дворовые игры» отсутствуют. Ребёнок должен воспитываться и развиваться в реальной среде.
У дошкольников ведущим видом деятельности должна быть не «виртуальная», а сюжетно-ролевая игра. Ребёнок, подражая поведению взрослых, должен осваивать всю систему человеческих отношений, приобретать важнейшие умения в процессе игры. Дети должны учиться соблюдать правила, взаимодействовать друг с другом, учиться анализировать свои поступки, уметь договариваться.
Как растить детей в век цифровизации? Ведь мы в нём являемся эмигрантами, а они коренными жителями? Несмотря ни на что, именно родители должны своих детей вести за собой. В 1763году Ж. Ж. Руссо сказал, что главная роль родителей заключается в том, чтобы быть «буфером» между обществом и детьми. У ребёнка должна быть сформирована привязанность к значимым взрослым. Именно формировать привязанность, а не «дистанцировать» ребёнка при помощи «цифровой няни». Родителям необходимо создавать условия, для того чтобы вырастить развитого, здорового малыша.
Дети не будут следовать за взрослым, к которому не привязаны. Необходимо заботой и вниманием завоевать их сердца. Эмоциональное благополучие является одним из главных факторов развития. Невозможно в неизведанный мир отправлять невооружёнными. Главное условие гражданства в мире цифровизации — зрелость. И главными проводниками, конечно же, являются родители.
Литература:
- Аршанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. М., 2011.
- Белякова Н. Н., Засорина Л. Н. Учите ребёнка говорить. М.,2010.
- Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1978.-с.32–36.
- Выготский Л. С. Игра и её значение в психическом развитии ребёнка // психология детства /сост. Т. А. Урунтаева. Академия 2000, — с.19–35.
- Выготский Л. С. Младенческий возраст //Собр. соч.: в 6т.М.,1982–1984.
- Киселёв С. Ю. Дошкольный возраст — критический период не только психологических процессов, но и личности в целом // Современное дошкольное образование. - № 2(104). — с. 4–11.
- Лисина М.И Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста // Вопросы психологии. 1961. № 3 с. 117–124.
- Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни // Вопросы психологии. 1978. № 5 с. 72–78.
- Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения. М.,1986.
- Петрановская Л. В. Тайная опора // АСТ, 2020, с.288.
- Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире. [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016 т. 5, № 2.С.5–10.
- Смирнова Е. О., Смирнова С. Ю. Шеина Е. Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий. 2019. Том № 4 с.79–87.
- Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно- исторической парадигме: изменяющийся ребёнок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. — 2018, — т.9 — № 3 — с. 71–80.
- Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М. И. Лисиной, М., 1974.
- Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М.И Лисиной. М., 1974.