Логистика когда-то рассматривалась исключительно как управление транспортной сетью и складом, и она практически не играла роли в корпоративной стратегии. Организации теперь понимают, что логистическая стратегия является неотъемлемой частью корпоративной стратегии, особенно когда мы учитываем постоянно растущую потребность в обеспечении устойчивого развития, которая должна быть встроена в деловую деятельность.
В настоящее время, когда постоянно происходят различные изменения на международном уровне, которые меняют социально-экономические и политические ландшафты, эти факторы означают, что цепочки поставок — и более широкая цепочка создания стоимости — находятся под растущим давлением и, возможно, нуждаются в регулярном пересмотре и переосмыслении. Стратегия логистики поможет повысить уровень обслуживания до такой степени, чтобы организация функционировала наиболее экономично и, вероятнее всего, наиболее энергоэффективно.
Логистическая стратегия — это набор принципов, подходов и движущих сил, которые определяют координацию планов, целей и политики между партнерами по цепочке поставок [1].
Логистическая стратегия рассматривает четыре различных уровня организации:
— Стратегический. Как стратегические решения по цепочке поставок влияют на более широкую бизнес-стратегию?
— Структурный. Каково идеальное количество складов и распределительных центров для обеспечения бесперебойной работы? Могут ли продукты производиться ближе?
— Функциональный. Работает ли каждая отдельная функция на высоком уровне?
— Реализационный. Как новые политики, процедуры и информация передаются по всей системе? Существует ли план управления изменениями? [2].
В рамках этих четырех уровней необходимо изучить по меньшей мере шесть компонентов (некоторым компаниям может потребоваться добавить больше в зависимости от отрасли, в которой они работают):
— Перевозка. Способствует ли нынешняя транспортная стратегия повышению уровня обслуживания?
— Аутсорсинг. Можно ли повысить уровень обслуживания, сотрудничая со сторонней логистической компанией?
— Логистические системы. Достаточно ли правильных данных собирается из существующей логистической системы или требуются новые?
— Конкуренты. Предлагают ли конкуренты лучший сервис? В любом случае, как обслуживание клиентов может помочь улучшить логистическую стратегию?
— Информация. Поступает ли информация обратно в логистические системы в режиме реального времени и является ли она точной или приводит к ошибкам?
— Обзор стратегии. Соответствует ли стратегия логистики целям общей бизнес-стратегии? [2].
Непредсказуемость всегда была решающим фактором для построения прогнозирования в рамках бизнес-логистики. Каждая логистическая функция, например контроль запасов, в идеале должна иметь допуск к непредсказуемости. В логистике это называется компромиссами. Таким образом, в рамках логистической стратегии или операционной стратегии будут предусмотрены поправки на то, что если произойдет X или Y, то должно произойти Z. Это часть управления изменениями, и последние пару лет — например, связанных с пандемией COVID-19 — показали, насколько жизненно важно такое планирование, чтобы избежать неконтролируемых побочных эффектов в логистических процессах.
Планирование логистической стратегии — это комплексный процесс планирования для достижения конкурентного преимущества организации за счет повышения ценности и уровня обслуживания клиентов, что приводит к более высокому уровню удовлетворенности клиентов (где мы хотим быть) на основе прогнозирования будущего спроса на товары и логистику. Логистическая стратегия строится на основе стратегии организации и целей, которые выбраны для логистики [1].
У логистической стратегии (как и у любой другой) есть цели. В данном случае цели зависят от того, какого профиля и вида деятельности придерживается предприятие, от уровня экономического развития конторы. При разработке целей также важно учитывать качество обеспечения предприятия информационными и материальными ресурсами. Важную роль играет уровень подготовки персонала. К примеру, целью логистической стратегии торговой фирмы может стать внедрение новых подходов, инновационных идей, прогнозирование будущего потребительского спроса и способность его удовлетворения. Что касается других производственных фирм, то к тем целям, что уже были перечислены, можно добавить еще и такие, как обеспечение высококачественного логистического сервиса.
В чем разница между логистической стратегией и логистическими операциями?
Логистическая стратегия и логистические операции подпадают под действие процесса управления цепочками поставок. Логистическая стратегия использует принципы управления для обеспечения оптимизации рабочего процесса. Она включает в себя планирование, внедрение и поддержание эффективности складирования, товаропотока, услуг и информации.
Логистические операции, как правило, сосредоточены исключительно на производственном процессе. В сфере услуг операции могут называться планированием, но управление этим подразделением бизнеса осуществляется аналогичным образом. Проще говоря, логистическая стратегия сосредоточена на перемещении в цепочке поставок — товаров, информации, продуктов и услуг, в то время как логистические операции сосредоточены на производстве в цепочке поставок, обработке материалов и управлении запасами. Логистическая стратегия и логистические операции работают параллельно в рамках управления логистикой и операционного управления организацией. Все это следует рассматривать через призму требований конечного пользователя к цене, качеству и доступности и оценивать по тому, были ли они эффективно выполнены. Удовлетворение потребностей клиентов является приоритетом при принятии решений, поскольку конечный пользователь определяет, будут ли розничные торговцы продолжать иметь клиентскую базу.
Как логистическая стратегия помогает бизнесу?
Исследования, демонстрирующие успешные стратегии логистики, часто объединяют тему оптимизации операций цепочки поставок для получения конкурентного преимущества. Это может произойти, например, путем переработки и фасовки продуктов на торговой площадке или размещения завода ближе к торговым клиентам. Это может быть выполнено путем сотрудничества с распределительными центрами и координации транспортных средств доставки для получения запасов после завершения поставок. Эти примеры также требуют больших первоначальных инвестиций для создания дифференциации от конкурентов. Обоснование логистических затрат на подобные инвестиции тщательно рассчитывается с учетом прибыльности конкурентного преимущества.
Когда дело доходит до логистики, стратегия и модель больших нефтесервисных компаний часто упоминаются из-за их способности координировать уровни запасов, сроки доставки и правильные цены таким образом, чтобы они отвечали потребностям как клиентов, так и бизнеса. Большой вопрос заключается в том, является ли это экологически устойчивым, когда предложение этих компаний– получать все, что хочет клиент, но это требует непрерывной перевозки запасов и большого количества упаковочных отходов для продуктов, которые могут иметь короткий жизненный цикл. В 2018 финансовом году крупные нефтесервисные компании имели выброс 44,4 миллиона метрических тонн углекислого газа. Углеродный след в 2020 году отражает спрос, который компании испытывали во время глобальной пандемии, что побудило их более активно инвестировать в возобновляемые источники энергии, особенно в свои системы управления транспортом. Сокращение выбросов углекислого газа должно стать ключевым компонентом бизнес-стратегии, цель которой — к 2040 году свести выбросы углекислого газа к нулю.
Традиционно затраты были движущей силой в управлении цепочками поставок, поэтому их редко определяли как функцию, которая должна соответствовать корпоративной стратегии. Тем не менее, здесь мы можем видеть, как ценности всего бизнеса отражались на базовом уровне, в поиске и закупках в рамках стратегии цепочки поставок. Как часть логистической стратегии, стратегия цепочки поставок напрямую относится ко многим партнерам, которые предоставляют сырье и продукты в рамках цепочки. Это могут быть партнеры по малому бизнесу, работающие на местном уровне, до крупных глобальных логистических партнеров и дистрибьюторов. В операциях по цепочкам поставок также будут существовать цепочки внутри цепочек. Показатели цепочки поставок также должны включать менее поддающиеся количественной оценке вещи, такие как моральный дух сотрудников. Это может быть трудно измерить, но изучение таких вещей как текучесть кадров, с помощью менеджеров по логистике и отдела кадров может дать более точную картину, чем выяснение мнения сотрудников.
Литература:
- Логистические стратегии [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studme.org/171059/logistika/logisticheskie_strategii
- University of Lincoln. What is a logistics strategy? [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://online.lincoln.ac.uk/