В мире, в котором мы живем, логистика играет все более важную роль. Логистические и транспортные компании не только облегчают поиск сырья и расходных материалов, они также играют решающую роль, когда дело доходит до сборки и складирования продукции, а также в доставке готовой продукции на рынок. Логистика соединяет людей и рынки через физическую сеть, которая так же важна, как и виртуальная сеть интернет.
Логистика — это ключевой фактор экономического роста. С точки зрения прямого вклада в экономику на долю логистики приходится около 9 % мирового ВВП. Только в Европейском союзе сектор логистики в 2018 году принес доходы в размере 1 трлн евро, или около 10 % европейского ВВП. В то же время логистика создает растущие возможности для трудоустройства во всем мире, в том числе и в России.
Сектор логистики сформировался в последние годы в результате распространения глобализации. В результате этого развития средняя протяженность транспортных расстояний становится все больше и больше. Кроме того, логистические компании были вынуждены следить за клиентами, которые использовали офшоринг стратегии, то есть перенос производства в отдаленные страны с низкой заработной платой. В этом процессе необходимо создать необходимый потенциал маршрута. Кроме того, стратегические, оперативные и юридические вопросы становятся все более сложными.
Общий риск, связанный с перевозкой, растет. Изменившиеся географические структуры рынка также вынуждают поставщиков логистических услуг пересматривать свои сетевые стратегии. По мере распространения глобализации и усиления конкурентного давления, компании также будут сталкиваться с повышенными требованиями, связанными с бизнесом.
Гибкость и способность быстро реагировать и подстраиваться к изменениям становится огромным конкурентным преимуществом. Только те компании, которые способны выполнить поставленные требования, имеют шанс выжить. Все оперативное планирование должно быть оптимизировано, запасы сокращены, а административные расходы максимально сокращены. Несмотря на все это, потребности клиентов всегда должны удовлетворяться — например, с точки зрения своевременного обслуживания, надежности доставки, степени качество обслуживания, низкие цены, короткие сроки обработки заказов, гибкость, доступность, загрузка производственных мощностей и производительность.
В последние годы доля «пустых» рейсов в перевозках на дальние расстояния снизилась примерно на 10 процентов. Кроме того, в течение многих лет растет озабоченность состоянием окружающей среды, и в процессе этого возникает все большее отстранение от автомобильных перевозок, наносящим ущерб окружающей среде. В результате, несколько забытые виды транспорта, такие как перевозки по внутренним водным путям, становятся все более привлекательными.
Низкоуглеродные логистические решения
Логистические компании должны в равной степени понимать свою ответственность за воздействие мировой торговли и транспорта на окружающую среду, особенно за вклад в изменение климата [1]. Точно так же, как логистика способствует экономическому процветанию во всем мире, теперь она должна помочь обеспечить экологическую устойчивость.
Автомобильные перевозки составляют примерно 60 % от общего объема выбросов в секторе логистики, при этом более 1500 мегатонн выбросов в эквиваленте CO2. Оцениваемые по выбросам на тонно-километр, авиаперевозки сегодня по-прежнему являются наиболее углеродоемким видом транспорта, даже если ожидается, что самолеты нового поколения будут сжигать на 20 % меньше топлива. Наиболее углеродоэффективными видами автомобильного транспорта являются железнодорожный и морской [2].
В то время как потребность логистики в реагировании на вызовы изменения климата очевидна, низкоуглеродные логистические решения и гибкие виды транспорта еще не получили широкого распространения. Возможность перехода на перевозки грузов, например, на железнодорожный, зависит от наличия железнодорожной инфраструктуры. Повышение эффективности видов транспорта также представляет собой сложную задачу.
Сегодня существует лишь несколько готовых к использованию на рынке технологий и решений, которые могут удовлетворить конкретные потребности сектора транспорта и логистики. Это особенно актуально для авиаперевозок и автомобильных перевозок на большие расстояния, где в настоящее время отсутствует альтернативные технологии и виды топлива.
На данный момент уже многие компании и организации продемонстрировали, что устойчивое развитие в экологическом плане может быть хорошей бизнес-моделью, определяющей тенденции, открывающей новые рыночные возможности и подготавливающей к будущим сценариям. Это также может помочь снизить затраты, благодаря внедрению более эффективных процессов и сокращению затрат природных ресурсов.
Новые тенденции и изменения в бизнесе
Существует множество тенденций и событий, указывающих на то, что для большинства компаний долгосрочный успех будет тесно связан с более устойчивыми бизнес-концепциями [1].
Ниже приведены некоторые из тенденций и событий, которые, вероятно, будут определять бизнес в ближайшем будущем:
— Клиенты будут уделять больше внимания факторам устойчивого развития в своих стратегических повестках дня, создавая спрос и стимулируя производство экологически чистых продуктов и услуг. Одним из ключевых факторов будет необходимость измерения и сокращения его собственного углеродного следа.
— Инвесторы будут ожидать, что компании примут более устойчивые бизнес-модели, такие как производство товаров и услуг с меньшим количеством природных ресурсов, или продемонстрируют, как они намерены управлять рисками будущих экологических и социальных норм.
— Политические лидеры будут поддерживать все более строгое законодательство в области устойчивого развития (например, учет выбросов углерода, биотопливо, правила пересечения границ / въезда, которые помогают избежать порожних грузовиков, реструктуризация управления воздушным движением) и поощрять альтернативные технологии (например, солнечные панели, электромобили).
— Будут организованы отраслевые группы для установления стандартов. Сектор транспорта и логистики уже начал менять свои тенденции в сторону более устойчивого подхода.
Результаты по сокращению выбросов углерода могут быть достигнуты уже сегодня. Это относится не только к стратегиям поиска и производства, но и в еще большей степени к распределению товаров. Оптимизация конструкции распределительной сети, использование правильных видов транспорта и эффективное управление грузоподъемностью и маршрутами — все это может быть очень эффективным инструментом сокращения выбросов углекислого газа, а также затрат. Кроме того, внедрение комплексного набора решений в области городской логистики также может привести к экономии выбросов углекислого газа при одновременном повышении качества жизни в городах. Произойдут изменения, и, хотя не существует плана «низкоуглеродной логистики», который можно было бы внедрить повсеместно, независимо от местных условий, спектр доступных технологий и решений хорошо известен. То же самое относится и к важным заинтересованным сторонам и другим факторам, влияющим на будущее развитие сектора. Очень важно соединить оба направления, чтобы обрисовать меняющийся облик логистической отрасли, которая становится все более и более устойчивой.
Кроме того, подавляющее большинство клиентов в сфере логистики согласны с утверждением о том, что должны быть четкие стандарты компенсации выбросов углерода, связанных с транспортом. Это, безусловно, та область, где политическая поддержка может изменить ситуацию и способствовать развитию более экологичного транспорта. Большинство потребителей заявляют, что в будущем они будут обращать внимание на показатели углеродного следа, такие как этикетки на упаковке, указывающие выбросы CO2.
Литература:
- Взгляд в будущее — логистика [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://logist.fm/publications/vzglyad-v-budushchee-logistika
- Экологическое направление развития логистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lscm.ru/index.php/ru/