Современной действительностью является потребность человека и бизнеса в своевременной и качественной реакции государства на их потребности. В статье производится анализ административной реформы государственной службы.
Ключевые слова: оптимизация аппарата, административная реформа, эффективность работы, системы оплаты труда, цифровизация.
Как сделать так, чтобы государственная служба, как важнейший механизм государственного управления, стала приобретать профессиональный характер, была престижной, эффективной, подконтрольной институтам гражданского общества?
С 1 января в России была провозглашена очередная административная реформа сроком проведения три месяца. Цель — оптимизацию аппарата госслужащих. Так, по данным кабинета министров, сейчас почти 20 % должностей в министерствах и ведомствах остаются вакантными.
Устройство ведомств теперь будет зависеть от численности их сотрудников. Так, в структурных подразделениях министерств по новым требованиям должно трудиться не меньше 40 человек, в службах и агентствах — не менее 25. В отделах в составе департамента или управления должно состоять не менее пяти работников, в самостоятельных отделах — не менее 10. Для обеспечивающих подразделений устанавливается ограничение — к ним должно относиться не более 30 % от общего числа сотрудников. Совсем не понятно, как можно определить численность служащих, не имея понятия об объемах выполняемой работы [2].
Отдельное требование касается заместителей руководителей федеральных органов власти. Каждый из них должен координировать работу не менее двух департаментов или управлений.
После реформы все министерства и ведомства должны будут соответствовать определенному стандарту. Согласно утвержденному решению, штат центральных аппаратов федеральных органов власти с 1 января должен быть сокращен на 5 %, территориальных органов — на 10 %. Сокращение будет проходить в основном за счет вакантных мест. Освободившиеся средства при этом останутся в фондах оплаты труда [3].
По мнению Председателя Правительства, все эти меры позволят повысить эффективность работы исполнительной власти. Важно, чтобы вся система государственного управления работала четко и слаженно, соответствовала ожиданиям и запросам людей и была сосредоточена на решении главной задачи — повышении качества жизни каждого человека за счет роста экономики и социальной сферы.
Однако, думается, что главное в работе органов государственной власти это помочь оперативно разрешить проблему любому нуждающемуся.
Анализируя проведенную работу в ходе реформы, можно сделать вывод лишь о том, что она успешно прошла в части сокращения численности государственных служащих.
Еще одним направлением реформирования выступает реформирования системы оплаты труда госслужащих.
На сегодняшний момент сложилась ситуация, когда разрыв между ведомствами стал критическим: по министерствам — в 1,5 раза, по службам — 1,7 раза, по агентствам — 1,9 раза, а по территориальным органам — достиг двукратной отметки. В результате наиболее квалифицированные сотрудники переходят в ведомства с высокими заработными платами. Это приводит к разному уровню компетенции сотрудников, напрямую мешает слаженной работе всего госаппарата. В этом году правительство сбалансирует уровень средней заработной платы между ведомствами и приведет к справедливому уровню — это важнейший этап реформы [1].
Одним из важных вопросов в организации оплаты труда, является формирование тесной взаимосвязи между результатами труда и вознаграждением. Анализируя порядок начисления государственным служащим денежного содержания, становится ясным, что размер оплаты очень слабо связан с результатами их службы. Премиальная часть четко не зафиксирована и остается на усмотрение руководителя.
Для стимулирования безупречной работы государственных служащих, увеличения конкурентоспособности госслужащих, хорошо бы было изменить систему выплаты премий. Премиальная часть должна выплачиваться по результатам достижения ключевых показателей̆ эффективности, и должна достигать не менее 30 процентов от денежного содержания.
Еще одним направление реформы выступает цифровизация, как инструмент, который нужно научиться правильно применять. В идеале, государственные услуги бизнесу и гражданам должны предоставляться по принципу двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю, и экстерриториально.
Это не первая административная реформа, проводимая в сфере государственной службы. Ни одна из этих реформ существенно не изменила жизнь россиян в лучшую сторону. Жизнь государственных служащих пока тоже. Государство должно в первую очередь учитывать интересы граждан, а управление — ненавязчивым. Конечная цель реформы — сделать так, чтобы россиянам было удобно и просто обращаться к государству, государственному служащему стремиться добросовестно исполнять свои обязанности, служить честно своей Родине и своему народу. У нас должно быть «государство для людей», а не наоборот.
Литература:
- «Численность госаппарата уменьшилась почти на 10 %» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravdoryb.info/chislennost-gosapparata-umenshilas-pochti-na-10.html
2. Евгений Гайва, Михаил Загайнов. Штатное списание. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2021/03/31/administrativnaia-reforma-privela-k-umensheniiu-gosapparata-pochti-na-10.html
3. Елена Самтынова. В 45 федеральных министерствах и ведомствах пройдет оптимизация рабочих мест [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/news/tag/234/