В статье авторы пытаются определить причины и движущие силы англо-ирландского противостояния, ограничиваясь хронологическими рамками второй половины XII — конца XIX в.
Ключевые слова: английская колонизация, этноконфессиональные противоречия, национально-освободительного движение.
История знает немало примеров, когда тот или иной конфликт и его решение затягивались не только на десятки лет, но и на несколько столетий. К числу таких конфликтов, безусловно, можно отнести противостояние ирландских католиков и английских протестантов. Особенность конфликта заключается в том, что за свою долгую историю он сумел пройти несколько качественно разных этапов. Начавшийся как обыкновенное противостояние местного ирландского населения английским колонизаторам, этот конфликт в дальнейшем своем развитии приобрел религиозную окраску. К концу XVIII века под воздействием американской войны за независимость и французской буржуазной революции национально-освободительное движение в Ирландии приняло организованный характер.
К концу XX века конфессиональный вопрос в Ирландии был разрешен и конфликт между Соединенным Королевством и Ольстером принял чисто политический характер. Все эти изменения в ходе национально-освободительного движения в Ирландии и определили специфику самого вопроса.
Впервые Ирландия стала объектом феодальной экспансии Англии во второй половине XII века, где после нормандского завоевания в 1066 году сложилось сильное государство. В это время в Западной Европе католическая церковь достигла особого влияния. После клюнийской реформы (1123–1215 гг.), провозгласившей принцип теократии папства, власть церкви стала распространяться не только на духовную, но и политическую жизнь подчиненных ей государств.
Тем временем ирландская церковь имела определенные отличия от традиционного католицизма. Ее организация и само духовенство были зависимы от сильнейших ирландских кланов и слабо подчинялось Риму.
Неудивительно, что в 1158 году Папа одобрил просьбу английского короля Генриха II разрешить завоевание Ирландии. Правда, это вторжение было одобрено с условием, что «народ Ирландии будет подчинен праву», «будут искорены семена порока из душ ирландцев», также «обязать каждый дом Ирландии платить подать святому Петру в размере одного пенса с каждого дома» [3, с. 48].
К несчастью для Ирландии, планы Генриха шли гораздо дальше ее подчинения католической церкви. Рост городов, развитие товарно-денежных отношений и складывание внутреннего рынка Англии сопровождались усилением английских феодалов и увеличением в их среде жажды новых земель и доходов.
Английское вторжение началось в мае 1169 г. В первые годы захватчикам удалось занять обширные земли на юге и востоке Ирландии. Однако затем англичане встретили яростный отпор со стороны ирландского населения.
Военные действия английских лордов и войск короля продолжались еще довольно долгое время, но так ни к чему и не привели. Только в 1174 году был заключен мирный договор между Генрихом II и местным королем О’Коннором, который становился вассалом Англии.
Этот договор успешно действовал вплоть до 1199 года, когда сын Генриха II Иоанн возобновил военные действия. На этот раз завоевание хоть и было окончательным, но завершилось лишь через 4 века, в 1691 году, когда был сломлен последний оплот ирландской армии.
Начав завоевание Ирландии, англичане объявили эту землю своей и установили здесь собственные феодальные владения. Землю, которая была собственностью ирландского народа, забрали у них и передавали английским дворянам в качестве награды.
В 16-м и 17-м столетиях, после периода религиозной реформации, англичане ставшие протестантами, предприняли попытки навязать ирландским католикам свою собственную веру. Из-за отказа принять протестантизм ирландцы были лишены основных гражданских прав. Католические храмы, проповеди и даже школы оказались под запретом.
В первой половине XVI века, «в попытке изменить демографический и конфессиональный состав, британская корона начала заселение острова шотландцами — протестантами, предоставив в их распоряжение лучшие земли и различные привилегии. Встречное «десятилетнее восстание» 1641 г. было огнем и мечом подавлено Оливером Кромвелем, войска которого убили более 600000 ирландцев» [2, с. 17]. Кромвель продолжил процесс изъятия земли у ирландцев и передавал ее английским протестантам. Он верил, что чем больше протестантов поселится в Ирландии, тем скорее ирландцы откажутся от католицизма. Однако этого не произошло. Тогда в 1695 году англичане стремясь устранить любые следы ирландской культуры, стали менять название городов и даже имена местного населения на свой манер. За отказ от выполнения этого требования следовало строгое наказание.
Социально-экономическое угнетение Ирландии, осложняемое конфессиональными противоречиями между католиками и протестантами в итоге привело к многочисленным народным восстаниям в XVII в.
В 18-м столетии ирландские крестьяне находились в ужасающей бедности, а английское угнетение не ослабевало. С появлением Ирландского Парламента в Дублине положение дел кардинально не изменилось. Сам город начал процветать, но ирландцы не имели от этого никакой пользы, весь доход получали англичане и налоги уплачивались английскому королю.
Именно с конца XVIII века начинается организованное движение за независимость Ирландии от британской короны. «В 1790 году была образована первая организация, вставшая на путь сопротивления. Она получила название «Объединенные Ирландцы». Вдохновленные примером американской войны за независимость и демократическими идеалами Французской Революции, «Объединенные Ирландцы» стремились сплотить ирландский народ, чтобы достичь свободы и равенства. Избрав первоначально ненасильственный путь к победе, организация была встречена резким репрессивным ответом британского правительства» [1, с. 36]. Итогом противостояния явилось вооруженное восстание ирландцев в 1798 году. Восстания повторялись так же в 1803, 1848 и 1867 годах.
В 1800 был принят Акт Объединения упраздняющий Ирландский Парламент и рассматривающий Ирландию, как часть Соединенного Королевства. Только Акт Эмансипации, реализованный в 1829 году, аннулировал некоторые из этих ограничений.
Тем временем жизнь ирландцев ухудшалась, «англичане подняли арендные платежи за небольшие участки земли, занятые ирландскими фермерами. Между тем, картофель стал основной сельскохозяйственной культурой для ирландцев. Он был устойчив к погодным изменениям, легким в выращивании, и неприхотливым, ведь ирландцам нужно было содержать домашний скот» [2, с. 25]. В 1845 году из-за болезни картофельного урожая начался голод, который длился в течении 5 лет.
Во время этого «картофельного голода» сопротивление вспыхивало лишь эпизодически. Восстание 1848 года было локализовано и жестоко подавлено, как и последующее восстание 1867 года.
Тем временем, в период между «картофельным голодом» и земельным кризисом, была основана Лига Земли, которая пыталась убедить англичан уменьшить арендную плату за землю. Наконец, был принят Земельный Акт, который уменьшил платежи и помог ирландскому народу выжить.
Вторая половина XIX века явилась наиболее интенсивным периодом ирландской «конституционной» борьбы за независимость. Она велась через избирательную политику и кампании за земельную реформу в Ирландии, а также «Ирландской Партией» в Британской Палате Общин. Эта борьба показала, что подавляющее большинство ирландцев вновь хотят независимости от британской короны.
Таким образом, завоевания новых земель и ресурсов для английской феодальной верхушки, освященные римско-католической церковью и закамуфлированные в религиозные одежды, привели к установлению в Ирландии феодальных владений англичан с одной стороны и обезземеливанию, лишению экономических и политических прав и свобод коренного ирландского населения не только среди беднейших слоев, но и клановых верхушек с другой стороны.
Обстановка в Ирландии и взаимоотношения ее с Объединенным Королевством чрезвычайно четко вписываются в колониальное устройство английской империи со всеми присущими ей формами и методами имперского подавления и эксплуатации с одной стороны и антиколониальным национально-освободительным движением с другой стороны, как формы ответной реакции на действия английских колонизаторов.
Литература:
- Кангун, С. И. Ирландское освободительное движение последней трети XIX в. в русской историографии и публицистике / С. И. Кангун. — Ленинград: Наука, 1987. — 252 c. — Текст: непосредственный.
- Мирошников, А. В. Идеология и практика ирландского национального движения (1840–1860-х гг.): специальность 07.00.03 «Всеобщая история»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Мирошников А. В.; Воронежский государственный университет. — Воронеж, 1996. — 36 c. — Текст: непосредственный.
- Сапрыкин, Ю. М. Английское завоевание Ирландии XII — XVII вв. / Ю. М. Сапрыкин. — Москва: Высшая школа, 1982. — 176 c. — Текст: непосредственный.