Оригами — японское искусство складывания бумаги. Оригами является средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Название оригами закрепилось за искусством в 1880 году. Оно состоит из двух слов: ори (складывать) и гами (бумага). В наши дни оригами любимо во всём мире, хотя в Японии оно наиболее распространено. В Японии открыты специальные центры по обучению оригами, где преподают настоящие мастера своего дела. В наши дни стало известно множество техник складывания оригами.
На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX веке одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая Второго. Обучил их этому мастерству учитель из английского города Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Самой популярной была фигурка птицы, которая появилась сначала в Испании. В 19 веке складыванием бумажных фигурок увлекались многие известные люди. Умел складывать фигурки из бумаги и великий русский писатель Лев Толстой. В статье «Что такое искусство» он пишет: «Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям».
После некоторые мастера научились писать и прятать в фигурках послания, которые мог прочитать, не порвав, только человек, посвященный в тайну оригами. Такие послания часто принимали красивейшие формы птиц, бабочек, цветов или простых абстрактных геометрических фигур. Но чаще всего использовалась форма журавля, который издревле в Японии считался символом долголетия и счастья.
Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребёнок учится общаться с бумагой, угадывать её качество, развиваются творческие задатки у ребёнка. Ребёнок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Оригами учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям. Стимулируют развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно вам и не раз придётся показать тот или иной прием.
В своей работе с детьми мы начали активно практиковать занятия оригами и уже через месяц стали замечать первые результаты: дети стали более внимательны, появилась усидчивость, развивается мелкая моторика. Вот некоторые примеры оригами и детских работ.
Оригами «Собачка»
Оригами «Котенок»
Оригами «Ракета»
Рекомендуем сделать с детьми дома
Оригами «Журавлик»
Оригами «Кораблик»
Оригами «Лисичка»
Давайте будем доставлять детям радость!