В статье описывается опыт работы детского сада по развитию положительного имиджа через создание цифровой образовательной среды.
Ключевые слова: имидж дошкольной образовательной организации, цифровая образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии.
Cегодня благодаря интернет-коммуникации потребителю легче собрать информацию о компании, прочитать отзывы, проанализировать мнения других потребителей услуг данной организации, из чего и скалывается имидж компании.
Необходимость формирования имиджа детского сада была вызвана, прежде всего, повышением его конкурентоспособности. Расположение нашего детского сада в микрорайоне, где, с одной стороны, рынок образовательных услуг представлен многообразием дошкольных организаций, а с другой стороны, структура «старого» микрорайона не позволяет осуществлять строительство новых жилых домов, контингент потребителей услуг учреждения незначительно меняется только благодаря миграции населения, что порождает постоянную конкуренцию.
Поэтому для эффективной конкурентоспособности нам необходим положительный имидж, который позволит чувствовать себя уверенно на рынке образовательных услуг, формировать доверие у родителей и интерес у ребенка ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам, а также становиться более привлекательным для как молодых, так и квалифицированных педагогов.
Современное дошкольное образование развивается в контексте вызовов времени, ориентируемых на создание условий реализации положений цифровой экономики и цифровизации образования. Скорость появления цифровых технологий опосредует необходимость изменений методов проектирования и реализации педагогической деятельности в детском саду [1, с.100].
В этих условиях важной задачей детского сада является создание среды для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую возможно осуществить с применением современных цифровых технологий, что способствует повышению уровня конкурентоспособности ДОУ.
Создание цифровой среды, ориентированной на развитие компетенций воспитанников, позволяющих им справляться с информационным потоком и находить решения в любой ситуации, — одно из направлений развития имиджа детского сада [3, с.121].
Цифровая среда — это, прежде всего, информационная культура всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей и родителей), цифровизация образовательного процесса, информационные ресурсы и технологии, пространство для коммуникации, творчества и игры дошкольника.
Работу над созданием цифровой образовательной среды мы ведем в четырех основных направлениях.
- Цифровая среда в образовательной деятельности с дошкольниками. Это среда, которую мы создаём в группах и кабинетах: интерактивная доска, электронные девайсы — детские планшеты, мультистудия, мини-роботы — роботомышь, логоробот Пчелка, робот Ботли, LEGO WeDo, компьютерные обучающие программы и онлайн-ресурсы (например, образовательная платформа «Робоборик»), игротека электронных игр.
Красочное оформление программ, анимация активизируют внимание детей дошкольного возраста, развивают ассоциативное мышление, а умело подобранные задания, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества.
- Цифровая среда в дополнительном образовании дошкольников.
В этом учебном году мы отрыли дополнительную услугу «Робототехника». Для этого отремонтировали отдельный кабинет, закупили мебель и оборудование, обучили педагога. Занятия проводятся два раза в неделю с использованием Робототрек «Малыш». Сегодня занятия по робототехнике посещают более 70 детей 5–6 лет.
Кроме того, с целью развития детского технического творчества, ресурсы кабинета Робототехники могут использоваться в образовательной деятельности детей в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Все это позволило нам стать участником международного проекта по внедрению цифровых технологий «Нейрончик».
- Цифровая среда в профессиональной деятельности коллектива.
Цифровые технологии стали важным инструментом, позволяющим качественно и оперативно осуществлять профессиональную деятельность коллектива. Используемые цифровые технологии — это:
– неисчерпаемое средство хранения, использования и передачи данных (облачные хранилища, Гугл-таблицы, веб-опросы), цифровые источники информации.
– высокоскоростной Интернет, осуществляющий прорыв в коммуникационной составляющей образовательного процесса. В детском саду Интернет-соединение обеспечивают два провайдера, для большей площади покрытия установлено четыре Wi-Fi роутера.
– общепользовательские программы, такие как текстовые, графические редакторы, электронные таблицы, средства презентаций и видеомонтажа, почта, мессенджеры, профессиональные страницы и сообщества.
– автоматизация различных рабочих процессов от педагогической диагностики до учета и хранения продуктов питания на складе ДОУ.
Коллектив детского сада апробирует в тестовом режиме онлайн-платформу Кликс, которая позволяет организовать взаимодействие всех участников образовательного процесса, формировать траекторию развития ребенка, автоматизировать различные процессы и осуществлять контроль качества образования.
- Цифровая среда во взаимодействии с семьями воспитанников и социумом. Основные технологии и средства, которые нашли практическое применение в нашем детском саду и обеспечивают эффективность взаимодействия ДОО, педагога и родителя в современных условиях — это:
– Наличие сайта ДОО. На сайте каждый родитель в удобное для него время может найти интересующую его информацию о деятельности ДОО, об образовательном процессе, проводимых мероприятиях, новости.
– Использование социальных сетей, в частности создание групп ВКонтакте, ведение страницы в Instagram. В нашем дошкольном учреждении это ведение как общей открытой группы для всего детского сада, так и отдельных по каждой возрастной группе, которые имеют закрытый формат в целях сохранения конфиденциальных данных участников образовательного процесса.
Педагоги используют и личные страницы для общения с родителями воспитанников своей возрастной группы, на которых располагается актуальная информация, ориентированная на определенную аудиторию, рекомендации по развитию и воспитанию детей конкретного возраста.
– Используются такие мобильные приложения для общения, как Viber и WhatsApp, которые являются самым быстрым источником информации.
– Использование цифровых образовательных платформ позволяет родителям присутствовать и быть не только наблюдателем, но и участником при организации педагогом образовательного процесса с ребенком [2, с. 14]. Родители могут также самостоятельно организовывать образовательный процесс ребенка при помощи предложенных педагогом учебных платформ. Педагогами активно применяется технология «виртуального участия в детском саду».
– Использование веб-сервисов, например, таких как Skype или Zoom — это родительские собрания и консультации в онлайн и офлайн режимах, онлайн-трансляции образовательных мероприятий, «Родительский час» для родителей детей с ОВЗ и родителей детей, посещающих АГКП. Эти технологии получили широкой применение особенно в период сложной эпидемиологической обстановки.
Таким образом, цифровая трансформация дошкольной образовательной организации дает новые возможности и открывает педагогам новые пути взаимодействия в образовательной среде. Разнообразные цифровые устройства могут быть как средством обучения детей, так и помощником, организующим процесс коммуникации, объединяющим педагогов, родителей и дошкольников для совместной деятельности, повышающей эффективность организации образовательного процесса и имидж ДОУ.
Литература:
- Литвинова С. Н., Челышева Ю. В. Цифровая трансформация образовательной среды дошкольной образовательной организации // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2021. № 62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovatelnoy-sredy-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 31.01.2022)
- Солдатова Г. У. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 4. № 4 (36). С. 12–27.
- Челышева, Ю. В. Цифровая среда, как эффективный вектор развития имиджа дошкольной организации / Ю. В. Челышева. — Текст: непосредственный // Сборник научных статей по итогам Первой Московской Международной научно-практической конференции, посвященной Дню дошкольного работника (25 сентября 2020 года). — Москва: «Перо», 2020. — С. 121–123.