В статье рассматриваются особенности и характеристики федеральной судебной системы США в конце XVIII — начале XIX вв. Выявляется эволюционное развитие районных и окружных судов в данный период через законодательство и правовую рецепцию. А также в дескриптивной форме позиционируется уникальные исторические национальные институты, такие как практика выездных сессий суда (circuit riding) и институт комиссионеров.
Ключевые слова: федеральная судебная система США, районные суды США, окружные суды США, circuit riding, институт комиссионеров.
Федеральные районные (окружные) суды США (United States district court) являются основным звеном федеральной судебной системы.
Начиная с колониального периода (1607–1765) и периода Американской революции (1765–1783) судебная власть на местном уровне осуществлялась назначаемыми Королём Англии должностными лицами, в том числе и губернаторами. Низший уровень судебной системы был представлен местными судами, а первая инстанция — окружными судами [1; с. 225].
Первое законодательное оформление системы окружных судов было отражено в Законе о судоустройстве 1789 года, установившем, что в каждом из 13 районов должен быть учреждён один районный федеральный суд с одним судьёй (так, на 2021 год в общей сложности в США насчитывается 94 окружных судов). Эти районы были объединены в три округа, в которых создавались окружные суды.
В первые годы существования окружных судов в США была распространена своеобразная практика участия членов Верховного суда США в деятельности окружных судов с целью сохранения единообразия применения правовых норм по всей стране. Данное явление было перенято из средневекового английского права на правах бывшей колонии и получило название «circuit riding» ( юр. выездная сессия окружного суда). Конгресс импортировал английскую традицию, которая уже существовала в некоторых судебных системах штатов.
В соответствии с практикой выездных сессий каждый судья ВС США был назначен на один из трех географических округов. Путешествие было трудным, и после заявления судей Конгресс в 1793 году сократил количество судей, назначенных для ведения окружных судов, с двух до одного.
Судьи, особенно в ранней республике, по понятным причинам были недовольны тем, что им приходилось выполнять обязанности своеобразных гонщиков. Некоторые выразили сомнения в конституционности предоставления окружным судьям первоначальной юрисдикции по делам, по которым Верховный суд не обладает юрисдикцией первой инстанции, и по поводу того, что судьи рассматривают апелляционные дела, по которым они принимали решение в качестве судьи первой инстанции [2].
Впоследствии неоднократно предпринимались попытки отмены circuit riding. Только в 1911 году Конгресс США упразднил районные (окружные) суды США (United States circuit courts), передав их юрисдикцию федеральным окружным судам США (United States district court), и, соответственно, отменил выездные сессии окружных судов.
Трёхуровневая структура судебной системы, состоящая из окружных судов США, окружных апелляционных судов США и Верховного суда США, сохраняется с 1912 года.
Однако закон по-прежнему требует от главного судьи распределения судей по судебным округам, для которых они время от времени выполняют такие обязанности, как вынесение решений по заявлениям о чрезвычайных мерах, поэтому практика circuit riding помогает подчеркнуть важность нижестоящих федеральных судов в истории американского права.
Деятельность районных (окружных) судов была тесно связана с деятельностью так называемых комиссионеров (U.S. commissioners). Слово «комиссионер» происходит от латинского «committere», что дословно переводится как «поручать», т. е. комиссионер — это лицо, определённого рода посредник, исполняющий какие-либо поручения. В функциональном плане комиссионеры в США больше похожи на мировых судей.
Первое упоминание института комиссионерства можно встретить в 1793 году в Законе о судоустройстве, где устанавливается, что лица, «имеющие достаточную правовую подготовку», могут выполнять действия, которые напрямую связаны с освобождением арестованного лица под залог. Но сам термин «комиссионер» возникает спустя два десятка лет в 1817 году.
В основные полномочия комиссионеров входило рассмотрение в качестве посредника гражданских и административных дел, также рассмотрению дел по обвинению в мелких правонарушениях и ряд других судейских функций. Одновременно с этим на комиссионеров, по мнению С. В. Филиппова, было возложено «выполнение некоторых функций, присущих скорее нотариусу, чем судье, — например, депонирование денежных сумм, наложение ареста на имущество в обеспечение иска и т. д.» [3; с. 54–58].
Институт комиссионеров на протяжении всего своего существования постоянно подвергался критике и в среде американских легистов так и не сложилось единого мнения по этому вопросу. Можно выделить ключевые положения за ликвидацию или целостную трансформацию комиссионерства, которые приводились противниками данного института.
Во-первых, невозможность привлечь на данную должность высококвалифицированного специалиста, ввиду низкой оплаты труда. Данная проблема, которая в придачу усугублялась территориальными спецификациями понимания предназначения института комиссионеров, также вызывала затруднение комиссионеров в разрешении сложных аспектов права.
Во-вторых, практика пропорционального роста заработной платы комиссионера к количеству разрешённых им дел приводила к материальной заинтересованности должностных лиц в исходе спора, что неминуемо приводило к коррумпированности основного звена федеральной судебной системе.
В-третьих, серьёзные преступления (фелония) нередко специально «снижались» до уровня незначительных (мисдиминор) с целью избежания рассмотрения дел районными судьями, ведь разрешение споров комиссионерами связано с меньшими формальностями.
Вышеуказанные тезисы и послужили толчком к упразднению института комиссионеров, поэтому в 1968 году Конгресс учредил должность мирового судьи США, позже переименованного в магистратский судью США (magistrates), чтобы заменить бывших комиссионеров США. Стоит отметить, что Федеральный закон о магистратах 1968 г. [4] изменил не только название комиссионеров, но и фактически поменял сам институт: отменялась прежняя система расчёта заработной плата в зависимости от разрешённых дел, добавлялись новые функции; основной вектор данного закона был направлен на то, чтобы наделить комиссионеров (магистратов) в большей степени судейскими полномочиями, нежели несудейскими.
Литература:
- Миряшева Е. Особенности формирования судебной системы США в XVIII — начале XX вв. / Е. Миряшева // Право и жизнь. — 20. — № 1.
- The Federal Judicial Center: сайт. — Washington, D.C. — URL: https://www.fjc.gov (дата обращения: 17.02.2021).
- Филиппов С. В. Судебная система США. — М.: НАУКА, 1980.
- The Federal Magistrates Act of 1968, 28 U. S. C. § 631 et seq.