В статье раскрываются особенности создания и функционирования цифровых экосистем в системе государственного и корпоративного управления. Также в исследовании представлены перспективы государственно-частного партнерства в области развития цифровых экосистем.
Ключевые слова : цифровизация, цифровые экосистемы, государственное управление, корпоративное управление, государственно-частное партнерство.
Одной из глобальных тенденций XXI века является процесс цифровизации, который оказывает существенное влияние на все типа экономико-хозяйственных отношений. При этом цифровые технологии не просто служат инструментом стимулирования традиционных отраслей экономики, но и представляют собой совершенно новую, самостоятельную отрасль, которая выступает драйвером экономического роста многих стран мира. Соответственно, цифровизация становится не просто фактором экономического роста страны, но и условием жизнеспособности и конкурентоспособности государства, общества и компаний.
Процесс цифровизации обуславливает необходимость разработки новых инструментов управления как в рамках государства, так и в рамках компаний. При этом одним их составляющих цифровизации является процесс создания цифровых экосистем, роль и значимость которых усиливается с каждым днём, что обуславливает актуальность темы исследования.
В системе цифровизации особое место занимают цифровые экосистемы, которые представляют собой совокупность информационных ресурсов, функционирующих как единое целое [5].
Цифровые экосистемы включают в себя несколько элементов:
- сервисы для интеграции;
- единый центр координации;
- единая технологическая платформа.
К числу факторов, способствовавших развитию цифровых экосистем, относятся:
— высокий уровень конкуренции;
— необходимость более глубокого понимания потребностей населения и клиентов, что достигается через анализ больших массивов данных;
— изменение характера спроса: желание людей получать несколько услуг в одном месте, персонализация спроса и т. д.;
— развитие Big Data и др.
Создание цифровых экосистем имеет множество положительных последствий как для государства, так и для компаний (повышение конкурентоспособности, минимизация издержек и др.), однако наряду с этим их развитие характеризуется следующими ограничивающими факторами:
— необходимость больших объемов инвестиций;
— высокий уровень сложности управления ввиду вовлечения в создание экосистемы большого числа структур;
— недостаток квалифицированных специалистов и т. д. [3].
Процесс цифровизации затрагивает все возможные сферы, в частности, государственное управление. Цифровизация государственного управления на современном этапе относится к числу одних из самых актуальных трендов. Благодаря процессу цифровизации, который подразумевает аккумулирование данных, достигается повышение эффективности и обеспечение доказательности государственного управления.
Нормативно-правовую основу цифровизации государственного управления и создания государственных цифровых экосистем составляет национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая в свою очередь включает в себя федеральный проект «Цифровизация государственного управления» [2].
Создание цифровых экосистем в системе государственного управления является важнейшим инструментом в реализации одной из главных задач государства — обеспечении населения качественными социальными услуга в полной мере. Соответственно, по мере развития и масштабирования цифровых экосистем повышается уровень цифрового развития государственного сектора в целом, а также уровень развития государственного управления, в частности [6].
Примером цифровой экосистемы в государственном управлении Российской Федерации служит Портал государственных услуг Российской Федерации. Цель создания данной цифровой экосистемы заключается в обеспечении высокого уровня доступности государственных и муниципальных услуг как для граждан, так и для субъектов предпринимательской деятельности. Портал государственных услуг представляет собой справочно-информационный портал, который позволяет гражданам и организациям получить:
— информацию о государственных и муниципальных услугах;
— информацию о функциях государства в области надзора и контроля;
— государственные и муниципальные услуги в электронной форме и т. д. [6].
Создание и функционирования подобных порталов на региональном и федеральном уровнях является примером развития государственного управления в условиях цифровой трансформации. В данном контексте также актуальными становятся вопросы об управлении так называемым цифровым государством.
Сущность цифровых экосистем в корпоративном управлении сводится к централизации совокупности сервисов в рамках единой платформы с целью:
- предоставление потребителю максимального доступа к услугам компании;
- оптимизации процесса управления компанией [5].
Цифровые экосистемы преимущественно создаются и функционируют в таких отраслях, как:
— рынок продажи товаров и услуг;
— финансовая и банковская сферы;
— транспорт;
— доставка еды;
— медиа и др.
На современном этапе в корпоративном управлении современных российских организаций можно выделить два основных направления:
- ограничение профиля деятельности компании установленными инструментами управления, которые характеризуются низким уровнем гибкости;
- выход за рамки традиционного бизнеса за счет создания и внедрения цифровых экосистем, которые позволили создать многопрофильную среду деятельности компаний [7].
В России цифровые экосистемы представлены преимущественно в крупных многопрофильных компаниях, к числу которых можно отнести СБЕР, Яндекс, МТС и др.
Необходимость внедрения цифровых экосистем в корпоративное управление подтвердилась также в условиях пандемии, когда наибольшую гибкость и эффективность не только корпоративного управления, но и деятельности в целом продемонстрировали компании, активно осуществлявшие цифровизацию бизнес-процессов и управления ещё до неё. Введенные ограничения обусловили взрывной рост роли цифровых экосистем, предоставляющих товары и услуги.
Соответственно, цифровые экосистемы оказывают положительное влияние на корпоративное управление, обеспечивая повышение производительности, ценности бизнеса, качество обслуживания клиентов, оптимизируя цепочки поставок и минимизируя возможные риски.
Построение и внедрение цифровых экосистем, как уже отмечалось раннее, существенно влияют на процесс корпоративного управления. Дело в том, что создание цифровых экосистем требует, во-первых, создание соответствующей инфраструктуры, которая объединит в себе все необходимые элементы. Во-вторых, при создании цифровых экосистем крайне важно учитывать особенности различных сфер, которые вовлечены в данный процесс. В-третьих, формирование специального управленческого центра по управлению экосистема является обязательным условием [5].
Повышение эффективности государственного и корпоративного управления можно достичь также за счет использования механизмов государственно-частного партнерства в области создания и развития цифровых экосистем.
Роль государственно-частного партнерства в области развития цифровых экосистем объясняется следующим.
С одной стороны, вовлечение бизнеса в процесс цифровизации экономики и государственного управления позволяет обеспечить эффект синергии, который выражается в повышении качества предоставляемых населению услуг, а также в возможности сокращения государственных расходов за счет привлечения частных инвестиций.
С другой стороны, в результате реализации государственно-частного партнерства у бизнеса появляется возможность развить необходимую цифровую инфраструктуру при поддержке государства, выражающейся в оптимизации налогов, получение государственных гарантий и кредитов на льготных условиях [4].
Стоит отметить, что тема государственно-частного партнерства также является одной из ключевых в программе «Цифровая экономика Российской Федерации».
Таким образом, система государственно-частного партнерства в области создания цифровых экосистем играет важную роль в обеспечении оптимизации как государственного, так и корпоративного управления. Любая система, построенная государством и эксплуатируемая государством, очевидно, будет менее эффективной, чем такая же, но построенная в коммерческой структуре, которая работает по нормальным рыночным механизмам.
Литература:
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- «Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7)
- Алейникова, Ю. В. Цифровая экосистема. Анализ применения искусственного интеллекта / Ю. В. Алейникова, В. В. Матвеев. // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2020. — № 3. — С. 1480–1488
- ГЧП станет новым драйвером развития цифровой экономики. — Текст: электронный // Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: [сайт]. — URL: https://digital.ac.gov.ru/news/1349/ (дата обращения: 14.12.2021).
- Данильянц, Г. Г. Цифровые экосистемы как фактор развития корпоративного и государственного менеджмента / Г. Г. Данильянц, И. Э. Гергиев // Вектор экономики. — 2020. — № 11 (53). — С. 40.
- Мармонтова, Т. В. Роль цифровых экосистем в системе государственного управления и бизнес-процессов в период пандемии / Т. В. Мармонтова. // Цифровая наука. — 2020. — № 12. — С. 108–117.
- Столярова, Е. Цифровая экосистема как конкурентное преимущество международных компаний / Е. Столярова. // Банковский вестник. — 2020. — № 3. — С. 20–29.