В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.
Ключевые слова: ФГОС, формы обучения, приемы, «мягкие навыки» урок, педагогические технологии.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) являются основой современного образовательного процесса, призванного обеспечить единое образовательное пространство на всей территории Российской Федерации. Поэтому Государственный стандарт федерального образования важен не только для педагогов, но и для обучающихся, а также родителей, так как они интерпретируют требования к содержанию программ, необходимые условия их реализации; результаты программ обучения студентов. Отличительной особенностью стандартов третьего поколения является ясность и конкретность, а также унификация тем и подходов в обучении [8]. Данный ФГОС призван обеспечить получение базовых знаний и навыков школьником в каждом учреждении образования, независимо от того в каком регионе оно находится. Что дает такой подход педагогу? Во-первых, уверенность в том, что пришедший в класс новый ученик не будет испытывать трудностей в усвоении программного материала. Во-вторых, четкие ответы на «вечные» вопросы педагогики и дидактики: для чего учить? чему учить? с помощью чего учить? как учить? В -третьих, это новый старт для саморазвития педагога и совершенствования педагогического мастерства, а также открытия новых горизонтов в области дидактики.
Итак, в процессе обучения с учетом реализации в образовательных учреждениях у учащихся формируются «мягкие навыки» (гибкие, soft skills) под которыми подразумевается формирование дополнительных знаний, умений, личных качеств [8]. Считается, что данные навыки являются первыми помощниками в самоопределении и построении карьеры в дальнейшем, то есть одна из основ социализации личности. При этом необходимо отметить, что формирование «мягких навыков» целесообразно формировать в подростковом возрасте, т. е. у учеников 7-го — 8 классов.
Ядром «мягких навыков» являются ответственность, дисциплинированность, умение достигать к назначенному времени поставленных целей и задач (дедлайн), лидерские качества, креативный подход к выполнению заданий, критическое мышление, умение работать в команде, тайм-менеджмент (time-management — управление временем), т. е. организованный осознанный контроль и распределение, организация своего времени.
Следует отметить наличие с рождения у учащихся некоторых из перечисленных выше качеств. Однако в большинстве своем современная тенденция отмечает все-таки факт формирования и совершенствования «мягких» навыков в учебной и внеучебной деятельности [5].
Золотым стандартом формирования дедлайна и тайм-менеджмента является проектная и исследовательская работа посредством соблюдения следующих принципов: выполнение работы в срок в соответствии с целями и задачами, мотивация как результат поставленной цели; планирование, анализ опыта, в том числе и собственного, использование сервисов-помощников и, конечно, чередование различных видов деятельности [4]. Например, проекты путеводителей по святым местам Белогорья, исследование земляных пластов на холме и в низине и т. п. Важно не ограничивать детское творчество, развивая параллельно умение выделять самое важное и выполнять именно это, формируя навык экономии времени. Экономить время может помочь инновационный прием «Правило 10 минут»: договоритесь с учениками, что какую-либо работу вы будете выполнять только десять минут. Опыт показывает, что через некоторое время ребята могут уже без четкого контроля времени соблюдать данное правило.
Также достаточно хорошие результаты в формировании «мягких навыков» дает прием «Лягушки и слоны», автором которого является эксперт в психологии успеха Брайан Трейси. Под слонами подразумеваются самые важные дела и задачи, а под лягушками — второстепенные. Игровые технологии в сочетании с таким приемом, способствуют и развитию критического мышления (построение схемы-задачи, сопровождающейся, например, топографическими элементами), самоорганизации, креатива. Также данный прием можно использовать при проведении наблюдения за природными явлениями, при выполнении практических работ, во время экскурсии. Выделив своевременно главные аспекты, ученик не отвлекается на посторонние детали при наблюдении или выполнении практической работы, что существенно экономит время и облегчает формулирование выводов.
Лидерские качества, ответственность, умение работать в команде формируют коммуникативные формы обучения — парная, групповая и коллективная форма работы. А также организация дискуссионного клуба на уроке географии. Повести за собой, взять процесс организации работы на себя, ответственность не только за себя, но и за других членов группы, коллектива — кирпичики формирования лидера.
Таким образом, «мягкие навыки» относятся к жизненным, надпрофессиональным навыкам, овладение которыми помогает ученику свободно переходить из школы в школу безболезненно, быстро адаптироваться в новом коллективе, без потерь в усвоении учебного материала. А в дальнейшем данный навык призван обеспечивать быстрый переход из одной отрасли в другую, системно мыслить и быстро решать проблемные ситуации, а, значит, стать востребованным специалистом.
Литература:
- Афанасьева Т. Н., Богачева В. Г. Применение активных методов обучения на уроках интегрированного типа как средство активизации познавательной деятельности // Вестник Белгородского института развития образования. –2020. –Т. 7.– № 1 (15).– С. 58–67.
- Буланова М. В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва — Ростов- на- Дону, 2004.
- Галяутдинов З. Х. Повышение познавательного интереса учащихся на уроках «Географии” в 6-ом классе, используя нестандартные методы обучения // Интеграция наук. –2019. –№ 1 (24).– С. 296–297.
- Глухова А. А. Приемы, формы, методы проблемного обучения как средства развития творческого мышления подростков на уроках географии // Студенческий электронный журнал СтРИЖ.– 2021.– № 4 (39). — С. 72–75.
- Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения — М., 2003.
- Кукушин В. С. Дидактика (теория обучения) — Москва — Ростов- на- Дону, 2003.
- Орехова Е. В., Яковлева Н. В. Применение активных методов обучения на уроках в школе // Вестник научных конференций. — 2018.– № 11–3 (39).– С. 83–84.
- Что такое hard skills и soft skills: Гибкие навыки: режим доступа: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/hard-soft-skills (электронный ресурс): дата обращения: 12.11.2021 г.