Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5–11-х классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 22.02.2022

Статья просмотрена: 1923 раза

Библиографическое описание:

Сабирова, Е. С. Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5–11-х классах / Е. С. Сабирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 271-274. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88819/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается понятие и компоненты функциональной грамотности, определяется роль функциональной грамотности при обучении детей в школе, на примере уроков русского языка в 5–11 классах рассматриваются возможные методы формирования функциональной грамотности у обучающихся, приводятся конкретные методические приёмы для 5–11 классов, способствующие развитию функциональной грамотности у учеников.

Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, коммуникативная компетенция, языковая компетенция, лингвистическая компетенция.

В современную эпоху глобализации и информатизации условия жизни людей меняются колоссальными темпами: появляются инновационные приборы, технологии, методики. Каждый день происходят преобразования в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах мирового сообщества. Настоящий мир можно охарактеризовать как нестабильный, неопределённый, сложный и неординарный. Происходящие изменения в нём можно разделить на четыре группы: экологические, экономические, финансовые, социальные. Всё это приводит к тому, что в настоящее время крайне сложно предсказать востребованные в будущем профессии, необходимые для них профессиональные навыки и умения. В связи с этим, в школе возникла необходимость формирования у обучающихся функциональной грамотности с целью укрепления их позиций в будущем мире нестабильности [1:168–169].

Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать полученные в жизни знания для решения широкого круга жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Включает в себя следующие компоненты: математическая грамотность, финансовая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции, читательскую грамотность, критическое мышление.

На уроках русского в 5–11 классах формирование функциональной грамотности является важной и неотъемлемой частью.

Развитие функциональных навыков на уроках русского языка предполагает развитие следующих компетенций:

– коммуникативная, включающая владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; выражаться устно и письменно;

– языковая, предполагающая знание языковой системы, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности;

– лингвистическая, которая направлена на формирование мировоззрения языка, изучение его истории, а также овладение работами лингвистов и культурологов.

Формирование функциональной грамотности — это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения, позволяющие воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность [2:52–53].

К одним из наиболее успешных методов, способствующих развитию функциональной грамотности на уроках русского языка в 5–11 классах можно отнести игровые технологии. Их использование способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию различных навыков и умений практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся к обучению.

Игры «Третий лишний», «Подбери пару», «Лексикографический марафон», «Цепочка слов», «Филологический ринг», «Сила слова» направлены на повышение познавательной активности учащихся, способствуют ускорению достижения цели, позволяют им быстро включиться в работу. Деятельность учащихся носит преобразующий характер: они наблюдают, сравнивают, группируют, обнаруживают закономерности, делают выводы.

Приведём некоторые примеры применения игровых технологий на уроках русского языка в 5–11 классе, нацеленных на формирования функциональной грамотности обучающихся.

В 5 классе — игра «Третий лишний». Задание: Найдите в каждой тройке слов одно — не родственное:

1.Лес, лестница, лесничий;

2.Левый, лев, налево;

3.Дивный, удивлённый, диванный.

В 6 классе — игра «Подбери пару». Задание: Подберите однокоренное имя существительное с другим морфологическим признаком. Например: Пермь — пермяк, уралец — Урал; теннис — теннисист.

1.Москва –

2.Алжирец –

3.Сибирь –

4.Индия –

5.Санкт-Петербург –

В 7 классе — игра «Лексикографический марафон». Задание: определите название словаря по его назначению:

1.Даёт лексические значения слов (толковый);

2.Определяет слова, имеющие общее значение (словарь синонимов);

3. Подбирает слова, противоположные по лексическому значению (словарь антонимов);

4. Содержит сведения об истории происхождения слова (этимологический);

5. Содержит информацию об устойчивых словосочетаниях (фразеологический).

В 8 классе — игра «Цепочка слов». Задание: выложите цепочку из предметов. Первое слово в цепочке — карандаш. Следующее звено в цепочке — слово, начинающееся с того звука, которым заканчивается слово карандаш.

Слова: карандаш, флажок, ракета, сук, чайник, ананас, мак, лук, шкаф, куст, топор, автобус, ключ, кошка, сом, мак, крокодил.

В 9 классе — игра «Филологический ринг». Задание: определите понятие по предложенному описанию:

  1. Изменчивая часть слова, образующая форму слова. (Окончание).
  2. Часть измененного слова без окончания. (Основа).
  3. Значимая часть слова, расположенная после корня, служит для образования новых слов или словоформ. (Суффикс).
  4. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка).
  5. Основная часть слова, содержащая общее лексическое значение для всех однокоренных слов. (Корень).

В 10–11 классе — Лингвистическая игра «Сила слова». Задание: Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим фразеологизмам:

  1. И в хорошем огороде есть гнилые тыквы.
  2. Записать за ушами.
  3. Когда свинья в жёлтых шлёпанцах.

Представленные игровые технологии способствуют развитию коммуникативной, языковой и лингвистической компетенциям в рамках формирования функциональной грамотности у обучающихся 5–11 классов на уроках русского языка.

Таким образом, формирование функциональной грамотности у обучающихся является важной и составной частью их обучения в школе. На уроках русского языка важно в 5–11 классах важно применять новые и современные технологии, способствующие развитию ключевых компетенций в рамках формирования функциональной грамотности. Это позволит повысить интерес и мотивацию обучающихся к изучению русского языка, будет способствовать развитию мыслительных операций, посодействует формированию самостоятельности учеников.

Литература:

  1. Жабагинова, Г. М. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка / Г. М. Жабагинова // Инновации в образовании: поиски и решения: Сборник материалов ІІ-ой международной научно-практической конференции, Астана, 20 ноября 2015 года / Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, Уральский государственный педагогический университет. — Астана: Уральский государственный педагогический университет, 2015. — С. 168–170.
  2. Жорабекова, М. К. Развитие навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы / М. К. Жорабекова // Альманах мировой науки. — 2019. — № 2(28). — С. 52–53.
Основные термины (генерируются автоматически): функциональная грамотность, русский язык, класс, развитие, слово, задание, значимая часть слова, лингвистическая компетенция, образование новых слов, рамка формирования.


Похожие статьи

Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...

Развитие лексических навыков у младших школьников

В статье автор раскрывает понятие «лексический навык» и рассматривает особенности развития лексических навыков у младших школьников, как одной из задач современного обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Специфика формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов при обучении иностранному языку

В статье автор изучает вопросы формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов в процессе иноязычной подготовки, рассматриваются типы мотивов и психолого-педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотив...

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Правила речевого этикета на уроках английского языка в начальной школе

В статье рассматриваются правила речевого этикета, обеспечивающих воспитание развитой личности на основе создания условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру; путем формирования элементарных ...

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся старших классов при обучении иностранному языку

В данной статье представлены структура и содержание межкультурной компетенции старшеклассников при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется компетентностному подходу. В статье рассматриваются такие основные понятия как: межкультурная ко...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся

В статье рассматривается метапредметный характер занятий, направленных на развитие функциональной грамотности. Выделяется роль математики в формировании финансовой и функциональной грамотности.

Похожие статьи

Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...

Развитие лексических навыков у младших школьников

В статье автор раскрывает понятие «лексический навык» и рассматривает особенности развития лексических навыков у младших школьников, как одной из задач современного обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Специфика формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов при обучении иностранному языку

В статье автор изучает вопросы формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов в процессе иноязычной подготовки, рассматриваются типы мотивов и психолого-педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотив...

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Правила речевого этикета на уроках английского языка в начальной школе

В статье рассматриваются правила речевого этикета, обеспечивающих воспитание развитой личности на основе создания условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру; путем формирования элементарных ...

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся старших классов при обучении иностранному языку

В данной статье представлены структура и содержание межкультурной компетенции старшеклассников при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется компетентностному подходу. В статье рассматриваются такие основные понятия как: межкультурная ко...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся

В статье рассматривается метапредметный характер занятий, направленных на развитие функциональной грамотности. Выделяется роль математики в формировании финансовой и функциональной грамотности.

Задать вопрос