В статье рассматривается проблема тревожности у женщин в разных триместрах беременности, описываются эмоциональные состояния беременных женщин актуальные в разных триместрах. Для выявления психологических особенностей беременных женщин проведено исследование по методикам «Тест отношений беременной» И. В. Добрякова, «Эмоциональный профиль» Л. С. Акопян и «Личностная и реактивная тревожность по Ч. Д. Спилбергу — Ю. Л. Ханину».
Ключевые слова: тревожность, тревога, беременность, пренатальный период, эмоциональные состояния.
Беременность — экзистенциальная ситуация, затрагивающая все жизненные основания женщины, обуславливающиеся глубокие изменения самосознания, отношения к другим и миру. В состоянии беременности женщины часто переживают повышенную тревожность, т. к. эмоции играют важную роль в жизни женщины, ожидающей ребенка, они оказывают прямое влияние на течение беременности и развитие плода [1, с. 22].
Проблема тревожности у женщин в разных триместрах беременности достаточно актуальна, т. к. беременные женщины очень восприимчивы к различным изменениям в период беременности. Дополнительные нагрузки в виде тревожности и страхов, связанных с беременностью, могут являться повреждающими факторами, как для беременной, так и для будущего ребенка. Они нарушают сформировавшуюся «доминанту беременности», которая обеспечивает нормальное течение беременности, родов и послеродового периода. В наше время у многих женщин беременность наступает уже в состоянии стресса, поэтому важно, чтобы женщина следила не только за биологическим, но и за психологическим состоянием [3, с. 168].
Изучение психологического состояния женщин во время вынашивания ребенка (В. И. Брутман, М. С. Радионова, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова и др.) позволяет предположить, что в беременности есть собственная, присущая ей динамика обострения и ослабления имеющихся у женщины проблем [2, с.31–32].
В первом триместре актуализируется, и остро переживаются проблемы с собственной матерью и другими объектами привязанности, проблемы отношений с мужем. Во втором и третьем триместрах появляется выраженное избегание отрицательных эмоций, проблемы первого триместра явно ослабляются, актуальными становятся страх перед родами и своей некомпетентности в послеродовом периоде. В начале третьего триместра выражен «синдром обустройства гнезда», который проявляется в повышении активности, стремлении упорядочить имеющиеся проблемы. Направление активности в этот период на подготовку к родам и послеродовой период соотносится с благоприятной динамикой течения беременности и ценности ребенка, активность, не связанная с ребенком, — с неблагоприятной динамикой. К концу беременности чаще всего ослаблены страх родов, своей некомпетентности, снижается напряжение всех остальных проблем. Обратная ситуация отражает выраженную неблагоприятную динамику переживания беременности и ценности ребенка [7, с. 182–184].
Беременность как новое, необычное состояние вносит новые переживания в жизнь женщины. В подобных условиях, люди испытывают более или менее сильное эмоциональное напряжение, которое субъективно переживается как чувство тревожности или тревоги.
Тревога — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, как реакции на конкретную, реальную опасность, тревога — переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы [5, с.461].
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и как свойство темперамента, обусловлено слабостью нервных процессов [5, с.462].
Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывая на него отрицательное влияние тревожность может явиться предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом развития.
Состояние тревоги ощущается человеком как универсальная форма эмоционального предвосхищения неуспеха. Данное состояние участвует в механизме саморегуляции, оно способствует мобилизации резервов психики и стимулирует поисковую активность. В тоже время известно, что за границами оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность человека. Хронические переживания тревоги как неравновесного состояния и постоянная готовность к его актуализации формирует тревожность. Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека [1, с.23–24].
Тревога и волнение при беременности — нормальные и естественные чувственные проявления, которые вытекают из психологических особенностей человека. Людей волнует, тревожит и пугает все неизвестное и неопределенное. Беременность относится к подобным событиям. Усиливают эмоциональную окраску этих чувств гормональные изменения, которые снижают эмоциональную устойчивость женщин.
При некоторых условиях эмоции выражаются наиболее остро:
- Возраст будущей мамы. Чрезмерная молодость (до 17 лет) или возраст после 30 лет усиливают степень переживания. Страхи и тревогу обостряют стереотипы в социуме, страх из-за возможностей своего организма.
- Опыт рождения детей. Рожавшая женщина уже знает особенности ее положения, что снижает эмоциональную и психологическую напряженность.
- Опыт участия в воспитании детей. Находясь рядом с маленькими детьми, человек понимает, что предстоит ему самому в статусе родителя [6, с. 361].
Страхи данного периода могут быть совершенно разными. Страх может иметь положительное направление и стимулировать какую-либо положительную реакцию. Соответственно, из всего этого следует, что сработала психологическая защита и началась адаптация к новым условиям жизни. Страхи данного периода могут быть совершенно разными и иметь положительное направление и стимулировать какую-либо положительную реакцию [4, с. 212].
С целью выявления психологических особенностей беременных женщин в ноябре 2021 г. проведено эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование было проведено онлайн в приложении «mom.life» среди беременных женщин города Самары в возрасте от 19 до 44 лет. Общая выборка составила 60 женщин.
В нашей работе используется методика «Тест отношений беременной» И. В. Добрякова; методика «Эмоциональный профиль» Л. С. Акопян и методика «Личностная и реактивная тревожность по Ч. Д. Спилбергу — Ю. Л. Ханину».
Полученные в результате исследования сведения дополняют друг друга и дают возможность получить более достоверные результаты. В исследовании применялись качественные и количественные способы обработки полученных результатов.
Результаты исследования показывают, что в выборке исследования преобладают женщины, беременные первым ребенком (46,7 %), вторая беременность у 41,7 % женщин, ожидают третьего и последующих детей 11,7 % женщин.
Тест отношений беременной разработан И. В. Добряковым для определения типа психологического компонента гестационной доминанты у беременных женщин. Тест содержит в себе 3 блока утверждений, которые отражают отношения беременной к себе, к ребёнку, к окружающим. Каждый блок представлен тремя разделами, содержащими различные утверждения, относящиеся к какому-то из типов ПКГД.
По результатам исследования у 21 женщин (35 %) явно выявлено оптимальное отношение к беременности. Отмечается у женщин ответственно, но без излишней тревоги относящихся к беременности. Беременность желанна обоими супругами.
Весомую долю среди неблагоприятных типов гестационной доминанты составил тревожный тип — 23 женщин (38,3 %). Проявляется высоким уровнем тревоги у беременной, встречается ипохондрия, что влияет на соматическое состояние беременной. Причины тревоги — острые и хронические заболевания, семейные дисгармонии, неудовлетворительные материально-бытовые условия, а также переоценка имеющихся проблем («неоправданная тревога»).
Гипогестогнозический тип наблюдается у 9 женщин (15 %). Встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченных работой. Беременность либо незапланированная, либо запланированная из-за опасения, что с возрастом возможен риск осложнений. И те и другие не склонны менять жизненный стереотип, внимание к беременности и ребенку снижено.
Эйфорический тип отмечен у 5 женщин (8,3 %) характеризует женщин с истерическими чертами личности, а также длительно лечившихся от бесплодия. Женщины требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых желаний, декларируют чрезмерную любовь к будущему ребенку.
Депрессивный тип отмечен у 2 женщин (3,3 %). Данный тип проявляется резко сниженным фоном настроения вследствие проявления ятрогенной, невротической или психотической депрессии. Возможны дисморфоманические идеи (женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут), а иногда бредовые ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, суицидальные тенденции.
При интерпретации результатов по методике «Эмоциональный профиль» Л. С. Акопян можно сделать вывод, что в основном беременные женщины испытывают положительные эмоции. Эмоции, связанные со страхом, тревожностью и боязнью в большинстве случаев испытывают первородящие женщины (36,7 %).
Из наиболее часто испытываемых эмоций дома женщины отмечают: радость (73,3 %), веселье (45 %) и грусть (41,7 %). На работе или учебе среди эмоций преобладают: недовольство (53,3 %), интерес (43,3 %) и тревога (38,3 %). На улице беременные женщины испытывают: интерес (55 %) и тревогу (46,7 %). В других местах, посещаемых беременными женщинами, также отмечены как негативные, так и позитивные эмоции: в женской консультации преобладает тревога (50 %), при встречах с друзьями — радость (40 %) и веселье (40 %).
Проанализировав результаты исследования по методике «Личностная и реактивная тревожность по Ч. Д. Спилбергу — Ю. Л. Ханину» можно сказать, что среди респонденток преобладают женщины, имеющие низкие показатели по шкале реактивной тревожности (63,3 %), однако по шкале личностной тревожности у большинства женщин (76,7 %) отмечается умеренная тревожность.
Исходя из результатов, можно предположить, что большая половина исследуемых женщин имеют так называемый оптимальный или желательный уровень тревожности, который является естественной и обязательной особенностью активной деятельности личности. В связи с этим, можно сделать вывод, что в течении беременности необходима не только медицинское наблюдение, но и должно уделяться внимание профилактике тревожности и формирования страхов беременных женщин.
Литература:
- Боровикова, Н. В. Психологические аспекты трансформации Я-концепции беременной женщины [Текст] / Н. В. Боровикова // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: тезисы конференции 27 мая. — М., 1998. — С. 22–29.
- Брутман, В. И. Методики изучения психического состояния женщины во время беременности и после родов [Текст]/ В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова. — Общество: социология, психология, педагогика. № 3. 2017. — С. 31–37.
- Добряков И. В. Перинатальная психология [Текст]/ И. В. Добряков. — СПб.: Питер, 2010. — 272 с.
- Захарова Е. И. Родительство как возрастно-психологический феномен Дисс. на соиск.уч.ст.доктора психол.н. [Текст]/ Е. И. Захарова. — М., Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2017. — 367 с.
- Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь [Текст]/ Сост. и общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
- Сухарева Н. Ф., Шелепнева А. А. Страхи матерей в пренатальный и ранний постнатальный период развития ребенка // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66–4. — С. 360–364. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strahi-materey-v-prenatalnyy-i-ranniy-postnatalnyy-period-razvitiya-rebenka (дата обращения: 19.01.2022).
- Филиппова, Г. Г. Психология материнства. [Текст] / Г. Г. Филиппова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — 240 с.