На отечественном пространстве достаточно часто игнорируют риски при управлении качеством на транспорте. До настоящего времени данное понятие применялось только к техногенной сфере. Процветание предпринимательского дела подтолкнуло к изучению вопросов оценки и управления риском, их взаимосвязи. Особенно остро это наблюдается в финансовой и экономической сфере, где вероятность столкнуться с рисками увеличена.
Ключевые слова: управление качеством, транспорт, риски, экономическая безопасность, транспортное обслуживание, экономический анализ, управление рисками.
В экономике риском называют неблагоприятные события, моменты наступления опасности, которые ведут к конкретным последствиям с неисчисляемым ущербом. Ущерб — это негативное последствие риска, которое несет в себе социальный, финансовый, экологический характеры. В числовом эквиваленте — это средние потери за отдельно взятый период времени.
Риск присутствует во всех существующих сферах деятельности, однако при правильном выполнении функций, обязанностей, он может не реализоваться. Когда наступает событие, которое можно назвать рискованным, то за ним следуют возникновение ущерба, или отрицательного экономического результата. Если риск не реализовывается, то возникает положительный экономический результат. Это диаметрально противоположное явление ущерба, которое можно вычислить уровнем прибыли от нормальной реализации профильной деятельности.
Нужно постоянно учитывать возможные риски в тех случаях, когда принимаются решения производственного или управленческого характера. Объясняется это наличием неопределенности, в складывающихся внешних и внутренних условиях по отношению к объекту хозяйствования. На степень риска могут влиять экономические, политические, природные и социальные факторы. От них практически невозможно защититься на сто процентов. И чем больше неопределенность какой-либо ситуации, тем больше и степень риска. Она может зависеть от различных факторов: наличия информации, случайности, природных происшествий и социальных событий.
Если серьезнее углубляться в понятие рисков, то можно заметить невероятное разнообразие их видов.
Рассмотрим взаимосвязь видов экономических рисков, встречающихся в сфере транспорта, с ключевыми показателями качества транспортного обслуживания грузовладельцев.
– производственный риск. Этот тип риска напрямую связан с ключевой функцией транспорта — с грузовыми перевозками. Сюда же можно добавить пассажирские перевозки, перегрузочные работы, хранение продукции, ремонт и прочие процессы, которые напрямую связаны с транспортировочной функцией.
В данном случае производственный риск связан в первую очередь с техническим состоянием транспортных средств. Все понимают, что любая деталь, даже самая прочная, постепенно изнашивается, и требует замены. В транспортной сфере на территории России чувствуется тенденция увеличения количества транспорта, который изнашивается.
Решение этой проблемы довольно простое. Организация производственных процессов, непрерывное снабжение ресурсами и деталями, топливом и так далее. Это материалы, обеспечивающие гарантию того, что транспортное средство будет функционировать нормально, соответственно риски уменьшатся. Однако из-за существенного увеличения цен на все ресурсы, эффективность транспорта начинает падать. Поэтому рекомендуется заранее создать взаимосвязи с поставщиками ресурсов и деталей, чтобы не нарушать динамику работы транспорта, при этом долгосрочная перспектива сотрудничества в данном аспекте намного выгоднее, чем решение проблемы по факту, на месте.
Нельзя исключать вероятность форс-мажорных обстоятельств. Это ситуации, которые невозможно предусмотреть, они возникают резко и спонтанно, создавая риски пассажирам, рабочему персоналу транспорта, транспорту и продукции, если это промышленная перевозка. Именно износ деталей, пренебрежение этим существенно увеличивает форс-мажорную обстановку.
Чрезвычайные ситуации — это ситуации аналогичного характера, как и форс-мажор, однако с гораздо большим уровнем рисков. Он характерен катастрофами, диверсиями, негативными обстоятельствами разного рода и реализуются в виде отрицательных последствий.
Таким образом, основные последствия от производственного риска, влияющие на процесс управления качеством транспортного обслуживания грузовладельцев, можно выделить следующие:
– убытки от аварий и крушений. Они возникают в основном, когда не выполнен показатель качества — безопасность перевозок;
– штрафные санкции, возникающие вследствие невыполнения таких показателей качества как: СД, СГ, УС, РГ, КО. Например, из-за технического состояния транспорта (вовремя не была произведена диагностика) произошла вынужденная остановка, срок доставки грузов был смещен, и как следствие на транспортную компанию были наложены штрафные санкции за невыполнение нормативных сроков доставки;
– потеря потребительского рынка в обслуживании, которая образовалась как итог всех вышеперечисленных последствий. Вызвана, в первую очередь, нарушением упомянутых показателей качества.
– инновационный риск. Это отрицательные последствия после внедрения новых правил, методик, функционала. Суть в том, что инновационный риск чаще всего возникает, когда нововведения частично или полностью нарушают ранее сбалансированную действующую систему. Несмотря на внушительный ущерб подобного риска, если он был реализован, предприниматели все равно регулярно стараются внедрить в собственное производство новые технологии, правила и устои, с желанием получить лучший, более эффективный процесс.
Основные последствия в области управления качеством от данного вида риска следующие:
– ухудшение работы транспорта по перечисленным показателям качества (в случае неэффективности внедряемых инноваций), и как следствие — неоправданные расходы для транспортной компании. Например, предприятие вкладывает некоторую сумму на разработку и внедрение инновационной технологии для улучшения показателя качества — скорости и сроков доставки грузов. При отсутствии положительного эффекта данное действие является нецелесообразным и приводит к дополнительным убыткам.
– коммерческий риск. В первую очередь коммерческий риск связан с изменениями объема спроса, что приводит к колебаниям объемов перевозок. Транспортные предприятия часто взаимодействуют с различными партнерами, предприятиями других видов транспорта и клиентами. Данное сотрудничество увеличивает вероятность реализации коммерческих рисков, т. к. какой-либо из компаньонов может оказаться недобросовестным или несостоятельным.
При транспортных перевозках велика вероятность имущественных рисков, связанных со снижением качества груза и его потерей. К возможным причинам данных рисков относятся дефекты упаковки, неправильное размещение груза, резкое маневрирование и торможение, воздействие влаги и т. д.
Последствия в области управления качеством следующие:
– штрафные санкции по перечисленным показателям качества. В случае с невыполнением показателя СД — штрафы за просрочку, СГ — штрафы за несохранность груза, УС, РГ и КО — штрафы за нарушение договорных условий перевозки.
– потеря потребительского рынка, которая возникает как следствие невыполнения всех перечисленных показателей качества. Например, при неполноценном удовлетворении спроса на перевозки (УС) падает общий спрос на услуги транспортной компании, и рынок ее постоянных потребителей значительно сужается.
– финансовый риск. Данный риск, в основном связан не с самим транспортом, а с предприятием, которое им владеет. Финансовый рынок — возможность потери финансов, обесценивание ценных бумаг и так далее. В первую очередь, это денежный ущерб, который зависит от разнообразного количества факторов, начиная от колебания курса рубля, заканчивая структурными изменениями или сменой вектора развития.
На показатели качества у финансового риска прямого влияния нет. Однако он имеет влияние на стоимость перевозок и уровень затрат, связанных с обеспечением качества. Чаще всего при повышении качества, конечно же, стоимость перевозок и уровень затрат на них растет, что связано с ростом курса валют, действием инфляции, изменением величины транспортных тарифов и т. д.
– внешнеэкономический риск. Это полноценная комбинация всех рисков с единственным упоминанием — грузоперевозка осуществляется за пределами страны. Один из специфических рисков — это страновой, который полностью зависит от страны, в которую въезжает транспорт или проезжает дальше. Здесь увеличивается влияние геополитического фактора, деятельности государства и ее взаимоотношений со страной-производителем. При осуществлении внешнеэкономической деятельности большая роль принадлежит разработке маркетинговой стратегии транспортного предприятия. Возникающие маркетинговые риски — неполное представление о конъектуре страны, куда въезжает транспорт.
Последствия внешнеэкономического риска на процесс управления качеством:
– отрицательный экономический результат от деятельности транспортного предприятия связан со всеми перечисленными показателями качества. Например, в случае закрытия границ пострадает показатель качества УС: предприятие потеряет потенциальную прибыль, которую он мог бы получить за реализацию транспортных услуг для зарубежных грузовладельцев или при запросе на перевозку груза за рубеж, что негативно скажется на его деятельности.
– потеря потребительского рынка в обслуживании. И как логичное следствие, из-за внешнеэкономического риска какая-то часть потребителей внешнего рынка будет потеряна по упомянутым ранее причинам.
– социальный риск. Данный тип риска целиком и полностью зависит от человеческого фактора — подбор несоответствующих кадров для работы, не совестные работники и т. д. Специфика транспортной отрасли накладывает свой отпечаток на условия и режим труда. Поэтому социальные риски в процессе производственной деятельности на транспорте значительно повышаются.
Основные последствия на процесс управления качеством следующие:
– ухудшение работы транспорта по перечисленным показателям качества (в случае нехватки рабочей силы и профессиональной непригодности). Например, полнота удовлетворения спроса на перевозки может быть значительно снижена, если будет не хватать квалифицированных кадров в сфере реализации транспортных услуг, и как следствие объем не вывезенных грузов из заявленного к перевозке их общего объема будет расти. По этой же причине может пострадать и безопасность перевозок. Из-за нехватки рабочей силы, могут участиться случаи брака в работе.
– экологический риск. Его можно анализировать с двух сторон — как проявление сил природы в момент функционирования транспорта. С другой стороны, диаметрально противоположный эффект, где уже производственная активность негативно влияет на природу. Если риски этого типа будут реализованы, то это приведет к существенному ущербу и природе, и производственному процессу. Данный вид риска может проявиться спустя довольно длительный период времени, на это стоит обращать внимание. А также ему присуща неопределенность, так как в перспективе может трансформироваться оценка рисков. Определить масштабы реализованного риска можно через стоимость восстановительных работ.
В части управления качеством данный риск имеет следующие последствия:
– возникновение убытков, возникших вследствие невыполнения таких показателей качества как СГ, БП, ЭК. В первую очередь из-за экологического риска страдает сохранность грузов, что в дальнейшем влечет за собой штрафные санкции. Безопасность перевозок также зависит от степени данного риска. Например, в случае буйства природы (например, выпадения климатических осадков в значительном объеме), могут случиться какие-либо аварии на железнодорожном транспорте, что приведет к дополнительным затратам. Убытки, связанные с восстановительными работами по причине экологических катастроф, возникают, когда транспортной компанией нарушены правила соблюдения нормативных экологических норм при эксплуатации транспортных средств и инфраструктуры.
Литература:
- Иванов, А. В. Финансовые проблемы повышения качества транспортного обслуживания грузовладельцев [Текст]/ А. В. Иванов, А. А. Бобунова// Молодой ученый. — 2019.— № 22. — С. 528–530.
- Соколов, Ю. И. Методы экономической оценки и инструменты повышения качества обслуживания грузовладельцев при взаимодействии транспортных компаний/ Е. В. Рогова, Ю. И. Соколов, И. М. Лавров. — РУТ (МИИТ), 2019. — 250 с.
- Соколов, Ю. И. Экономическое обоснование создания интегрированного информационного пространства взаимодействия транспортных компаний и клиентов: монография/ О. В. Ефимова, Ю. И. Соколов, И. М. Лавров. — РУТ (МИИТ), 2019. — 100 с.
- Соколов, Ю. И. Экономико-математическая модель зависимости объема перевозок от качества обслуживания грузовладельцев / Ю. И. Соколов, И. М. Лавров, М. В. Ишханян // Транспортное дело России. — 2021. — № 1. — С. 83–86.
- Юсупова О. А. Проблемы диджитализации в банковском секторе //Цифровая трансформация в экономике транспортного комплекса: сборник научных трудов / под общ. ред. О. В. Ефимовой, Л. А. Каргиной. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 374 с.С. 366–369.