Формирование читательских умений у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 17.02.2022

Статья просмотрена: 424 раза

Библиографическое описание:

Босхолова, Т. Б. Формирование читательских умений у младших школьников / Т. Б. Босхолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88860/ (дата обращения: 16.11.2024).



За свой педагогический опыт мне приходилось наблюдать, что многие дети неохотно и мало читают. Пытаясь найти ответ на определение причины этого печального явления, пришла к выводу, что у детей происходит общий спад интереса к учению, а также обилие источников информации помимо чтения. Как же сделать так, чтобы ребёнок с помощью учителя смог раскрыть для себя все богатства литературы как вида искусства, научился получать эстетическое наслаждение от встречи с мудрыми и весёлыми книгами, умел извлекать тот духовный потенциал, который заложили в них писатели?

Очевидно, что мои усилия как педагога, а также и родителей должны быть направлены не только на формирование навыка чтения. Это необходимое условие формирования полноценной читательской деятельности, но работа только над навыком чтения не может обеспечить в полной мере развитие и формирование других, не менее важных качеств читателя. Современные методисты (М. И. Оморокова, В. А. Лазарева) приходят к мысли о том, что необходимо основное внимание сосредоточить на формировании и развитии читательских умений младшего школьника. Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров. Передо мной как педагогом встала проблема: каким образом способствовать формированию читательских умений младших школьников.

Основной целью данной статьи является описание методов и приёмов, используемых мною по формированию читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения. В процессе изучения произведений с различными формами выражения авторского сознания я часто применяю всем известный методический приём — «устное словесное рисование». На моих уроках дети много рисуют, чаще всего непосредственно во время чтения произведения, и особенно при повторном чтении, когда идёт более осознанное вслушивание и уточнение первоначального восприятия. Именно через рисунки детей к литературным произведениям я могу получить очень важную информацию о том, например, представляет ли мой ученик-читатель художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу. Очень важно и для полноценного восприятия художественного произведения, и для развития эстетических и нравственных представлений ребёнка его литературное творчество на уроке и дома. Конечно, я не думаю, что всех учеников можно научить, например, писать стихи, такой цели я не преследую. Но призвать их попытаться создать своё лирическое произведение, выразить свои чувства и «изобразить» словами картины, которые потрясли воображение — это ли не способ самовыражения и самопознания, не путь развития эмоциональной сферы ребёнка, эстетического и нравственного его развития?

«От маленького писателя — к большому читателю».

(Стихи моих учеников)

***

Осень

Наступила пора золотая.

Всё одела в жёлтый наряд.

День стал намного короче.

Птичек не слышно уже.

Птицы стаями улетают

(Папина Арина)

***

Наступила осень,

Облетели листья.

И с полей собрали урожай пшеницы.

Улетели птицы в дальние края.

(Цынгилов Дамдин)

***

И осенний лист кленовый

Кружит за окном.

Улетают птицы к югу,

Скоро холода.

(Жалсанов Ардан)

***

Я люблю это чудное время года.

Шелест жёлтой листвы в вышине.

(Будаев Вячеслав)

***

В осенний тихий вечер,

Ветер шелестит, наш котенок

Вася веточкой шуршит,

веточка как мышка все шуршит, бежит

Вася щурит глазки и ушами шевелит.

(Папина Арина)

Работа над развитием творческих способностей учащихся ведётся на уроках системно, от простого к сложному. Начинается эта работа с самого простого, с подбора эпитетов к «неукрашенному», как определили сами дети, нехудожественному тексту. Это — подражание мастерам, «работа по образцу». Например, после того как все дети прочитали несколько стихотворений известных поэтов и поработали над изобразительными средствами, в частности над эпитетами, им даётся текст с пропущенными определениями, и надо придумать и вставить эпитеты, именно эпитеты, а не любые определения. Или дописать рассказ, который прочитан без окончания. Затем степень самостоятельности увеличивается. Дети уже сами могут написать сказку, рассказ и даже придумать свой миф для объяснения явления природы, обосновать которое научно они ещё не могут. Эта работа — тоже «по образцу», поскольку сказка сочиняется после работы на уроке над волшебной сказкой, где ученики сначала выделяли постоянные элементы её сюжета, а затем придумывали свои сюжеты.

Приведу примеры творческих работ моих учеников

Докучные сказки

У нашей Маши на столе каша.

У Дамдина — два налима,

У Сашки — три картошки,

А Содном съел картошку

И налимов у Дамдина,

Только кашу съела Милла.

Хороша ли сказка наша? (Папина Арина)

Жили-были Маша и медведь. Встретились да решили, зачем время тянуть. Давай лучше сразу поругаемся. (Бадмаева Арина)

Скороговорка

Барсук кусал матрас

С каркасом плыл он на баркас

Считалки

1,2,3,4,5 выйдем братцы погулять

Вышел Артемка, вышел Ванек,

Вышел Бэлиг, вышел Ардан,

Кому голей быть из нас (Жамсаранова Ангелина)

Вот кокетка Арина, Маринка, Каринка плясали танец Калинка, Аринка пошла, Маринка пошла, Каринка пошла, голей будет Машка (Папина Арина)

В речке Иволгинка поживал рачок

И было у него мокрый бочок

Вылез рак на бережок

Когда вышел на бережок

У него произошел шок,шок,шок.

Когда шок пройдет

Сказочка сначала пойдет…

(Папина Арина)

Небылица

Сидел барсук на суку

Разложив пряжу на лису

Внизу вязала свинья

И пела песню соловья

На болоте, на снегу

Укусил комар блоху

Муха шепчет кабану

Рассмеши — как ты блоху

(Дармаев Георгий)

Очень часто в начале урока на стадии «вызова» или в конце на стадии «рефлексии» использую методический приём из технологии развития критического мышления (ТРКМ) — синквейн. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Например, работая над произведением С. Есенина «Черёмуха» ещё перед первичным чтением я предлагаю детям составить синквейн.

Фрагмент урока на стадии «вызова». На работу было отведено 3 минуты, вот что у них получилось.

Черёмуха.

Белая, душистая.

Стоит, красуется, пахнет.

Черёмуха приятно пахнет.

Невеста.Черёмуха.

Ароматная, запашистая.

Благоухает, цветёт, дурманит.

У черёмухи белые цветочки.

Красота.

Фрагмент урока на стадии «рефлексии».

После анализа литературной сказки И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» ребятам предлагается составить словесный портрет зайчонка в виде синквейна.

Зайчонок.

Любопытный, легкомысленный.

Убегает, спасается, возвращается.

Любознательный зайчонок любит приключения.

Путешественник.

Работа над повествовательным текстом, или так называемое чтение стопами. В начале урока даю установку не смотреть на текст, который будем читать и не забегать вперёд. После вступительной беседы об авторе и рассказе ученикам предлагается читать текст определёнными кусками, на которые учитель разбил текст заранее. После прочтения каждого абзаца идет обсуждение. После прочтения всего текста и ответов на вопросы завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказать свои взгляды. При подготовке такого урока есть трудности с вопросами, которые, естественно, должны стимулировать критическое мышление. Вопросы должны быть составлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию. Например, работая по данной технологии над литературной сказкой М. Горького «Случай с Евсейкой» мною был разработан урок, на котором поэтапно (после каждой остановки «Стоп!») ребятам задавались разные вопросы.

Конечно, это только небольшая часть представленных приёмов и методов работы на уроках литературного чтения, которые я использую. За плечами не малый опыт работы, но каждый раз я пытаюсь привить им нравственные ценности, заложить основы литературного развития.

Цель работы на уроке литературного чтения — развить способности учеников — читателей полноценно воспринимать художественный текст.

Главная задача педагога на уроках литературного чтения — организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как всё это передаёт нам, читателям, художник слова. Другими словами — сформировать читательские умения.

В заключение хочется отметить, что формирование читательских умений не должно быть самоцелью. Важнейшей целью учителя должно оставаться формирование духовной ценности и значимости для ребёнка самого процесса общения с книгой, которая позволяет ему открыть человека в мире и мир в человеке. Читательские умения в данном случае — только лишь средство для достижения этой цели. Таким образом, формирование читательских умений и навыков младших школьников на уроках литературного чтения возможно только при организации системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников, через введение в преподавание учебного предмета специальных приёмов, методов и технологий.

Литература:

  1. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению. Оморокова М. И. — М.: Просвещение, 2005
  2. Уроки изучения лирики в школе. Беляева Н. В. -М., 2004
  3. Уроки литературного чтения в современной школе: сборник статей / Составитель В.А Лазарева. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006
  4. Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 128 с.
  5. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014. —128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): литературное чтение, урок, работа, ребенок, умение, критическое мышление, литературная сказка, младший школьник, начало урока, начальная школа.


Задать вопрос