Жизнь в современном обществе требует владения информационными технологиями. Первые шаги на пути освоения робототехники и программирования в дошкольном возрасте. Программа «ПиктоМир» как системный материал для педагогов, который помогает в игровой форме, на бестекстовой основе освоить азы программирования детям дошкольного возраста. Преемственность садика и школы в формировании познавательной активности детей.
Ключевые слова: алгоритм, пиктограммы, программирование, программа, робот, дошкольник, ПиктоМир.
Развитие человечества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Ученые утверждают, что мир стремительно переходит к информационному укладу жизни. Сейчас уже невозможно представить жизнь без компьютерных и информационных ресурсов. Современные приборы для облегчения быта людей становятся всё более интерактивными и с легкостью интегрируются в сеть Интернет. Большинство детей, ещё не умеющие ни читать, ни писать, без труда справляются с сенсорными панелями, пультами. Ребенок интуитивно, бесконтрольно, копируя движение взрослого, тычет пальчиком по гаджету, чтобы включился экран, заиграла музыка. Хорошо это или плохо? Рассуждать можно долго, но никто не оспорит вывод: это данность, веяние времени, современная действительность.
Законодательными структурами власти России федерального уровня выдвигаются предложения по понижению возраста знакомства детей с информатикой и программированием на уровень системы дошкольного образования [1]. Использование информационных технологий в образовательном процессе, создание дидактических пособий, которые бы вводили в игровой форме дошкольников в мир робототехники, вызывает повышенный интерес в мировой, отечественной науке и педагогике.
Педагогический коллектив МАДОУ № 23 города Новороссийска уже несколько лет с интересом следит за новинками в информационном пространстве, связанными с темой развития и активизации у дошкольников познавательного интереса и формированием предынженерного мышления. Педагогами изучается работа других образовательных учреждений, делаются первые собственные шаги, создается свой уникальный опыт работы в этом направлении.
В настоящее время существует ряд дидактических пособий, которые достойны внимания дошкольной педагогики. Некоторые уже традиционно используются в детских садах, а некоторые только апробируются в работе.
Первый набор, доступный детям в нашем учреждении, — это игровой набор «Дары Фрёбеля», который может быть использован с самого раннего детства, во всех образовательных областях развития. Начиная с модуля «Шерстяные мячики» и заканчивая «Арками и цифрами», все они наиболее целостно способны развить познавательный интерес, творческий потенциал ребенка. Переоценить достоинства этого набора сложно.
Конструктор «Lеgо» покорил российских детей с начала 2000-х годов и прочно внедрился в их повседневную жизнь. Интерес к этому конструктору у многих не угасает долгие годы, так как авторы предлагают большую линейку усложнения, учитывающую гендерные, возрастные особенности. В 2019 году в МАДОУ № 23 группа педагогов познакомилась с методикой работы с игровым базовым набором WeDo 2.0. Это усложненный конструктор «Lеgо», который позволил сделать педагогам и детям первые шаги в освоение азов робототехники. Стартовые проекты WeDo 2.0 представляли собой готовое образовательное решение. После того, как были освоены предлагаемые готовые решения, у детей подготовительной группы стали возникать свои, оригинальные проекты конструирования и программирования различных моделей, которые ездили, летали, звучали.
Электронный конструктор «Знаток», имеющий в своем потенциале 320 схем начального уровня, позволяет ребёнку познакомиться с удивительным миром электроники. Такие конструкторы привлекают внимание детей старшего и подготовительного возраста в нашем детском саду. Используются они в совместной деятельности с педагогом, работа проводится с подгруппами. У детей есть возможность создавать электротехнические схемы, которые позволяют увидеть связь источника питания с загорающейся лампочкой, звучащей мелодией, движением вентилятора.
В 2020 году перед педагогами МАДОУ 23 стояла задача выбора дальнейшего пути развития дошкольников в мире робототехники. В настоящий момент программируемые пособия — логоробот пчелка (bee-bot), «робот-экспресс», «робот-улитка», конструктор «Robo kids» — уступили место программе «ПиктоМир». Данная программа создана на базе Российской академии наук, начала внедрятся в различных областях нашей страны. В Краснодарском крае принимают участие в этом федеральном инновационном проекте 4 детских сада, в числе которых Новороссийск.
Привлекает «ПиктоМир» выстроенной системой в освоении дошкольниками программирования, разработанным методическим и дидактическим оснащением. Как же ребенок может создать свои первые программы? Для решения проблемы была предложена идея — не записывать программы в текстовом виде, а «собирать» программы из готовых элементов. Дети, собирая алгоритмы из пиктограмм, могут управлять виртуальным роботом в игре или на экране планшета. Это обеспечивает возможность постепенного освоения таких важнейших концепций программирования как циклы, подпрограммы и условные операторы [2]. Всё это безусловно влияет на развитие познавательных процессов у детей, благодаря которым они узнают новую информацию, запоминают и решают алгоритмические задачи.
В игровой деятельности в программной среде «ПиктоМир» педагоги МАДОУ № 23 закладывают навыки предынженерного мышления у старших дошкольников. Развивается умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, планировать, выстраивать последовательность. Неподдельный интерес детей к игрушкам-роботам мотивирует проявлять инициативность, самостоятельность в среде программирования, в познавательно-исследовательской деятельности, общении.
Развивающая среда программы «ПиктоМир» способствует активному взаимодействию детей между собой и взрослым. Сообща они участвуют в совместной игровой и моделирующей деятельности. При этом роль детей в игре остаётся ведущей, а роль взрослого-педагога может быть как активного участника, так и наблюдателя.
Первая ступень освоения программирования началась в МАДОУ № 23 с детьми старшей группы. Это беспланшетный период. Дети познакомились с простейшей графической информацией — пиктограммами, знаковой системой, которая лежит в основе программирования. Ребята уже знакомы с понятиями «робот», «программа», «алгоритм», «команда». Закрепление этой информации проходит исключительно в игровой форме. В группе появилась сюжетно-ролевая игра «Конструкторское бюро». В роли «командира-программиста» дошкольник учится правильно составлять алгоритм (путь действий) для управления другим участником игры «роботом-исполнителем». Задача «робота-исполнителя» выполнить заданный командиром алгоритм. Команды «вправо-влево» исполнитель выполняет относительного своего тела. Предметно-действенный способ помогает освоить пространственную среду. Возникает мышечная память действий при определённой команде, стимулируется активность в осмыслении механизма алгоритма.
После беспланшетного периода для дошкольников в шести-, семилетнем возрасте наступает период работы с цифровыми средствами: смартфоном, планшетом, компьютером. Игровые действия становятся более сложными. Дети осваивают разные формы и виды творческо-технической игры, закрепляют основные понятия на основе использования гаджетов.
В программе «ПиктоМир» предусмотрено направление на организацию командной работы дошкольников, что позволяет формировать ценные личностные качества: коммуникабельность, инициативность, контактность, любознательность, самостоятельность, настойчивость. Развивается умение задавать вопросы. Ребята учатся наблюдать и экспериментировать. Появляется интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, к установке причинно-следственных связей, что обеспечивает неформальную преемственность детского сада и школы в вопросах формирования познавательной активности.
В настоящее время МАДОУ детский сад № 23 г. Новороссийска работает в статусе «Федеральной сетевой инновационной площадки по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». И хотя наш коллектив находится еще в начале этого пути, но уже сейчас видно, как интересно это направление для детей, как с неподдельным интересом они изучают пиктограммы, складывая из них дорожки-программы. Это означает то, что курс, выбранный учреждением, верный («Дорогу осилит идущий»). И если педагоги нацелены на результат, то результат обязательно будет.
Литература:
- В. Б. Бетелин, А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонов. Основные понятия программирования в изложении для дошкольников. — Информатика и её применение.- 2020, том 14, выпуск 3, с. 55–61.
- А. Г. Кушниренко, И. Б. Рогожкина. ПиктоМир: опыт обучения программированию старших дошкольников». — Научная электронная библиотека «КиберЛенинка», https://cyberleninka.ru/article/n/provedenie-godovogo-tsikla-zanyatiy-algoritmika-dlya-doshkolnikov-v-podgotovitelnyh-gruppah-dou