Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 16.02.2022

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Панькова, С. М. Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность / С. М. Панькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 187-192. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88893/ (дата обращения: 16.10.2024).



На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности, способный к поиску, экспериментированию, готовый творчески решать возникающие проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у подрастающего поколения активности, самостоятельности в познании, способности решать проблемы опытно-экспериментальным путем. Поэтому, начиная с дошкольного детства необходимо осуществлять формирование у ребенка навыка экспериментирования. Представленный опыт работы будет актуален и может реализоваться коллегами в практике работы ДОУ.

Ключевые слова: познавательное развитие, экспериментальная деятельность, формы работы, создание условий, взаимодействие с родителями.

Экспериментирование дошкольников получило новый толчок в развитии познавательной деятельности, с введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Её освоение предполагает формирование соответствующих умений, которые могут быть определены как навыки экспериментирования.

В инновационной программе: «От рождения до школы». (Н. Е. Вераксы) говорится, что необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, самостоятельности и инициативности.

По мнению ряда исследователей, одним из универсальных средств, для обнаружения скрытых (внутренних) связей являются практические действия, которые могут выступать в форме экспериментирования как разновидности познавательно-исследовательской деятельности (З. М. Богуславской, Л. А. Венгер, Т. В. Земцовой, О. Л. Князева, Л. Н. Меньшикова Н. Н. Поддьяков)

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование позволяет ребенку намного быстрее и глубоко осваивать предметы и явления, познавать скрытые от внешнего восприятия свойства объектов познания, а также связи между ними. Полученные знания в свою очередь более прочные и действенные.

Анализ научных исследований и психолого-педагогической практики позволил нам выявить противоречиемежду: необходимостью формирования навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали эффективность данной работы с детьми в дошкольной образовательной организации.

Поэтому, очень важно, педагогу владеть всей этой информацией, учитывать её и уметь ею правильно распоряжаться.

Работа по данной теме проводилась на базе МКДОУ «д/с № 26» города Еманжелинска Челябинской области, в которой приняли участие 2 группы старшего дошкольного возраста. На начальном этапе было проведено исследование, с целью выявления исходного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста навыков экспериментирования, использован комплекс диагностических заданий. Критерии представлены в таблице № 1


Таблица 1

задания

навыки

ситуация

результаты

Экспериментальная группа

Контрольная группа

«Чистая вода»

сформированности навыка определять проблему и цель эксперимента.

«Ребята пошли в поход, им понадобилась чистая вода для приготовления пищи. Ребята решили взять воду из озера. Но увидели, что вода в озере содержит песок, мелкие камешки, растения, глину». После обсуждения ситуации детям задавались следующие вопросы:

1. Что ты сделал бы в такой ситуации? Почему?

2. Как можно получить чистую воду из озера? Почему?

Критерии оценки

Низкий уровень — ребёнок не может определить проблему, не может сформулировать цель, даже при помощи взрослого;

5детей

25 %

6 детей

30 %

Средний уровень — ребенок формулируют цель с небольшой подсказкой взрослого, понимает проблему;

15 детей

75 %

13 детей

65 %

Высокий уровень — ребенок может самостоятельно определить проблему и сформулировать цель эксперимента.

0

0

1 ребенок

5 %

«Сахар»

анализировать проблемную ситуацию, выделяя ее особенности

«Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. Мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик спросил: «Куда делся сахар?».

Вопросы: «Кто взял сахар?», «Как ты догадался?».

Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «Как это проверить (был ли сахар)?»

Критерии оценки:

Низкий уровень — ребёнок не может даже при помощи взрослого анализировать проблемную ситуацию;

6детей

30 %

10 детей

50 %

Средний уровень — ребенок может анализировать с помощью взрослого проблемную ситуацию, выделяя ее особенности;

13 детей

65 %

10 детей

50 %

Высокий уровень — ребенок может самостоятельно анализировать ситуацию, выделяя ее особенности.

1 ребенок

5 %

0

0

«Почему?»

выдвигать предположения и формулировать гипотезу эксперимента

Экспериментатор предложил ребенку ответить на вопросы: 1. Как ты думаешь, как кошки находят дорогу домой, когда потеряются?

2. Как ты думаешь, может ли снег быть не белым, а черным? Почему?

Критерии оценки:

Низкий уровень — ребёнок затрудняется в выдвижении предположений, даже при помощи взрослого, не формулирует гипотезы;

7 детей

35 %

5 детей

25 %

Средний уровень — ребенок с помощью взрослого высказывает хотя бы одно предположение в предложенных ситуациях, но затрудняется сформулировать гипотезы;

9 детей

45 %

12 детей

60 %

Высокий уровень — ребенок самостоятельно высказывает 2–3 предположения по предложенным ситуациям, формулирует гипотез, содержащие высказанные предположения.

4 ребенка

20 %

3 детей

15 %

«Горячая вода»

планировать свои действия по реализации плана по достижению цели

«Мама захотела пить и попросила сына налить чай. Чайник вскипел. Сын знал, что сильно горячий чай нельзя пить и подумал: «в какую посуду надо налить чай, чтобы он быстрее остыл?» В железную кружку или стеклянный стакан?

Вопросы: 1. Как думаешь, в какой посуде чай быстрее остынет?

2. Что сделал мальчик, чтобы проверить в какую посуду налить чай?

Критерии оценки:

Низкий уровень — ребёнок не помнит о цели, не может планировать эксперимент, даже при помощи взрослого;

5 детей

25 %

6 детей

30 %

Средний уровень — ребенок может совместно со взрослым осуществлять планирование эксперимента, помня о цели работы;

10 детей

50 %

8 детей

40 %

Высокий уровень — ребенок может самостоятельно планировать предстоящий эксперимент, осознанно выбирать действия, строить последовательность действий, в соответствии с целью.

5 детей

25 %

6 детей

30 %

«Вода»

осуществлять действия по намеченному плану

Детям были предложены сахар/соль и 2 стакана с водой., а так же алгоритм эксперимента.

Экспериментатор показывал детям карточку с алгоритмы опыта с водой. После просмотра алгоритмов детям предлагалось ответить на вопросы:

1. Скажи, что нужно делать в этом опыте?

2. Какие действия нужно выполнить сначала, какие потом?

Затем ребенку предлагалось самостоятельно выполнить опыт по алгоритму.

Критерии оценки:

Низкий уровень — ребёнок не может выполнять действия по плану или предложенному алгоритму, даже при помощи взрослого;

4ребенка

20 %

3 ребенка

15 %

Средний уровень — ребенок может с помощью взрослого выполнять действия по плану или по алгоритму;

13 детей

65 %

15 детей

75 %

Низкий уровень — ребенок самостоятельно выполняет все действия, соблюдая их последовательность.

3 ребенка

15 %

2 ребенка

10 %

«Волшебные краски»

– фиксировать и представлять результаты, делать выводы

Экспериментатор предлагал ребенку провести эксперимент с красками — получить новый цвет из красной и желтой красок. Затем предлагалось рассказать о результатах.

Вопросы: Какой результат получился? Что ты узнал? Критерии оценки:

Низкий уровень — ребёнок не может представить результат эксперимента даже при помощи взрослого;

3 ребенка

15 %

4 ребенка

20 %

Средний уровень — ребенок может рассказать о результатах эксперимента с помощью взрослого;

15 детей

75 %

12 детей

60 %

Высокий уровень — ребенок может самостоятельно рассказать о результатах эксперимента.

2 ребенка

10 %

4 ребенка

20 %


На основе полученных данных нами было разработано и внедрено планирование учебной деятельности по экспериментированию и схемы опытов в соответствии с тематическим планирование ДОУ на учебный год по старшему дошкольному возрасту.

Таблица 2

тема недели

№ опыта

Цель

Сентябрь

1неделя ПДД

Опыт № 1«Упрямые предметы»

Знакомство детей с физическим свойством предметов –инерцией

2 неделя Вода. Рыбы.

Опыт № 2«Какая бывает вода»

Формирование представлений детей о свойствах воды

3 неделя Дары осени: ягоды, грибы.

Опыт № 3«Что такое изюм?»

Формирование представлений о свойствах ягод (сочные, мягкие, ароматные и т.п). Знакомство с историей развития приспособлений для выжимки сока

4 неделя Осень. Деревья

Опыт № 4«Почему осенью листья опадают»

Формирование представлений детей о взаимосвязи между расцветкой листа и изменением погоды (осенью холоднее, чем осенью)

5 неделя Осень- чудная пора

Опыт № 5«В тепле и холоде»

Опыт № 6«Почему цветы осенью вянут?»

Формирование представлений детей о благоприятных условиях для роста и развития растений.

Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.

Октябрь

1 неделя Дары осени: овощи, фрукты

Опыт № 7«Умные растения»

Формирование представлений о способности растений расти в определенном направлении (корень — вниз, стебель — вверх)

2 неделя Путь хлеба

Опыт № 8«Сделай муку как в старину»

«Просеиваем муку через сито»

Формирование представлений о свойствах зерна и муки (твердость — рассыпчатость, клейкость, запах, состав). Знакомство с приспособлениями (жернова, сито, мини-мельница)

3 неделя Животный мир

Опыт № 9«Для чего животным наждачка?

Формирование представлений о приспосабливаемости животных к внешним условиям

4 неделя Зимующие птицы

Опыт № 10«Почему птицы не падают»

Формирование представлений об использовании свойств особенностях внешнего вида птиц, позволяющих приспосабливаться к жизни в окружающей среде

Ноябрь

1 неделя Безопасное поведение в природе

Опыт № 11«Как появляются облака»

Формирование представлений о процессе конденсации

2 неделя Профессии на транспорте

Опыт № 12«Чья машина дальше?»

Формирование представлений о поверхности предметов (бумага, наждачка, дерево)

3 неделя Безопасность в детском саду, дома

Опыт № 13«Загадка черепахи Тортиллы»

Формирование представлений о действии магнитных сил

4 неделя Мои права

Опыт № 14«Что такое вес?»

Формирование представлений о взаимосвязи земного притяжения и веса

Декабрь

1неделя Зима. Признаки зимы.

Опыт № 15«Безопасная дорога»

Закрепление представлений детей о свойствах льда, о влиянии различных веществ на качество льда

2 неделя Гардероб

Опыт № 16«Ткани от Матроскина»

Формирование знаний детей о видах и качествах ткани. (Научить детей устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала, закрепить представления о том, что одежда из тех или иных тканей может иметь своё назначение.)

3 неделя Семейный праздник — Новый год.

Опыт № 17«Вода — волшебница»

Формирование представлений детей о свойствах воды

4 неделя Зимние виды спорта

Опыт № 18«Шарик — помощник»

Формирование элементарных представлений об электричестве

5 неделя Животные зимой

Опыт № 19«38 попугаев»

Формирование представлений детей о мерах длинны: условная мерка, единица измерения

Январь

2 неделя Мой дом

Опыт № 20«Мир дерева»

Научить детей узнавать вещи из древесины, познакомить с ее качествами (твердость, структура поверхности — гладкая или шершавая; степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

3 неделя Бытовые приборы

Опыт № 21«Стирка и сушка белья»

Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию

4 неделя Посуда. Продукты питания

Опыт № 22«В мире стекла»

Дать детям возможность узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнить их качественные характеристики и свойства.

Февраль

1 неделя Народные игрушки

Опыт № 23«Для чего нужны смеси?»

Познакомить детей со смесями, их качествами, свойствами, со способом их изготовления.

2 неделя Труд работников детского сада

Опыт № 24«Куда исчезает вода?»

Вода может впитываться и испаряться

3 неделя Военные

профессии

Опыт № 25«Плавучий предмет»

Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию.

4 неделя Предметное окружение: инструменты

Опыт № 26«Как разделить смеси?»

Расширить представления детей о способах разделения смесей, различных фильтрах

Март

1 неделя Женские профессии

Опыт № 27«Волшебная бумага»

Расширить представления детей о свойствах бумаги (копировальная бумага)

2 неделя Человек. Мое здоровье

Опыт № 28«Коробочка с секретом»

Формировать представления детей о способах снижения громкости звука (звукоизоляции)

3 неделя Мой город

Опыт № 29«Этот удивительный воздух»

Формирование представлений о воздухе и его свойствах.

4 неделя Мой край.

Опыт № 30«Как образуются водоемы»

Формировать представления о свойствах почвы, песка и глины

5 неделя Традиции и обычаи русского народа

Опыт № 31«Юные гончары»

Формировать представления о свойствах почвы, песка и глины

Апрель

1 неделя Весна пришла

Опыт № 32«Растения — живые организмы»

Опыт № 33«Где лучше расти?»

Формировать представления о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений (тепло, вода).

Установить влияние качества почвы на рост и развитие растений.

2 неделя Моя планета. День космонавтики

Опыт № 34 «Почему в космос летают на ракете?»

Опыт № 35 «Как образуются метеоритные кратеры»

Формировать представления о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета

Смоделировать с детьми метеоритный кратер. познакомив со способом его образования.

3 неделя Перелётные птицы

Опыт № 36«Почему говорят «Как с гуся вода?»

Помочь детям установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме

4 неделя Растительный мир весной

Опыт № 37«На свету и в темноте»

Формировать представления о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений (свет).

Май

1 неделя Патриотические праздники

Опыт № 38«Свет сквозь предметы»

Формировать представления о свете и тени; о зависимости образования тени от источника света и предмета, их взаимоположения.

2 неделя Насекомые

Опыт № 39«Могут ли животные жить в земле?»

Формировать представления о наличии условий жизни для животных под землей (воздух, вода, питание)

3 неделя Мониторинг

Опыт № 40«Мир бумаги»

Формировать представления о свойствах и качестве бумаги

4 неделя Безопасное поведение в природе летом

Опыт № 41«Очищаем водоем»

Знакомство с разными способами очистки воды в зависимости от характера загрязнения. Знакомство с понятием «фильтр»

В конце учебного года проведен контрольный эксперимент, где мы использовали те же диагностический задания. Хотелось бы отметить, что в экспериментальной группе в ходе диагностики низкий уровень отсутствует по всем заданиям, а высокий уровень почти у половины группы (15 детей). Дети стали более любознательней, внимательнее и активно применяют полученные знания в самостоятельной деятельности. В контрольной группе результаты незначительно улучшались в сравнении с началом года.

Таким образом, в ходе работы, мы смогли создать определенную систему работы. Данная проблема остается актуальной, мы планируем разработать занятия для всех возрастов.

Литература:

1. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 № 3

2. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007

3. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 64 с.

4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 80 с.

5. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2006. — 64 с.

6. Прохоровой Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.. — М.:АРКТИ, 2003. — 64с.

7. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. № 1.

8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е».Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 128с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, опыт, неделя, формирование представлений, помощь взрослого, высокий уровень, критерий оценки, уровень, формирование представлений детей, развитие растений.


Похожие статьи

Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления школьников

В связи с развитием наукоемких и высокотехнологичных производств в современной России повышается потребность в квалифицированных кадрах с высоким уровнем математического образования. В связи с этим становится актуальным развитие логического мышления ...

Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста

В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования, в том числе и дошкольного. Встает вопрос об улучшении качества с...

Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах

К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...

Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях

Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — развитию креативной личности. Период дошкольного детства является благоприятным для развития в ребенке творческих способностей. Раскрываются подходы отечественных и зарубежных исследоват...

Влияние эмоций на психологическое здоровье дошкольников

На сегодняшний момент мы особенно нуждаемся в контроле над эмоциональной стороной жизни каждого человека и ребёнка. Выявляется необходимость в сохранении психологического благополучия и приобщения к этому родителей путём совместного взаимодействия и ...

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с использованием технологии «Ситуация успеха»

Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности с использованием технологии «Ситуация успеха». Успех в любой деятельности — один из главных источников внутренних сил ребен...

Программа по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом»

В статье рассмотрена работа по самообразованию, которая позволяет конкретизировать и пополнить знания, осуществлять детальный анализ возникающих в работе проблем и вопросов. В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении педаг...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Похожие статьи

Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления школьников

В связи с развитием наукоемких и высокотехнологичных производств в современной России повышается потребность в квалифицированных кадрах с высоким уровнем математического образования. В связи с этим становится актуальным развитие логического мышления ...

Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста

В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования, в том числе и дошкольного. Встает вопрос об улучшении качества с...

Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах

К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...

Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях

Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — развитию креативной личности. Период дошкольного детства является благоприятным для развития в ребенке творческих способностей. Раскрываются подходы отечественных и зарубежных исследоват...

Влияние эмоций на психологическое здоровье дошкольников

На сегодняшний момент мы особенно нуждаемся в контроле над эмоциональной стороной жизни каждого человека и ребёнка. Выявляется необходимость в сохранении психологического благополучия и приобщения к этому родителей путём совместного взаимодействия и ...

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с использованием технологии «Ситуация успеха»

Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности с использованием технологии «Ситуация успеха». Успех в любой деятельности — один из главных источников внутренних сил ребен...

Программа по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом»

В статье рассмотрена работа по самообразованию, которая позволяет конкретизировать и пополнить знания, осуществлять детальный анализ возникающих в работе проблем и вопросов. В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении педаг...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Задать вопрос