На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности, способный к поиску, экспериментированию, готовый творчески решать возникающие проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у подрастающего поколения активности, самостоятельности в познании, способности решать проблемы опытно-экспериментальным путем. Поэтому, начиная с дошкольного детства необходимо осуществлять формирование у ребенка навыка экспериментирования. Представленный опыт работы будет актуален и может реализоваться коллегами в практике работы ДОУ.
Ключевые слова: познавательное развитие, экспериментальная деятельность, формы работы, создание условий, взаимодействие с родителями.
Экспериментирование дошкольников получило новый толчок в развитии познавательной деятельности, с введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Её освоение предполагает формирование соответствующих умений, которые могут быть определены как навыки экспериментирования.
В инновационной программе: «От рождения до школы». (Н. Е. Вераксы) говорится, что необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, самостоятельности и инициативности.
По мнению ряда исследователей, одним из универсальных средств, для обнаружения скрытых (внутренних) связей являются практические действия, которые могут выступать в форме экспериментирования как разновидности познавательно-исследовательской деятельности (З. М. Богуславской, Л. А. Венгер, Т. В. Земцовой, О. Л. Князева, Л. Н. Меньшикова Н. Н. Поддьяков)
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование позволяет ребенку намного быстрее и глубоко осваивать предметы и явления, познавать скрытые от внешнего восприятия свойства объектов познания, а также связи между ними. Полученные знания в свою очередь более прочные и действенные.
Анализ научных исследований и психолого-педагогической практики позволил нам выявить противоречиемежду: необходимостью формирования навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали эффективность данной работы с детьми в дошкольной образовательной организации.
Поэтому, очень важно, педагогу владеть всей этой информацией, учитывать её и уметь ею правильно распоряжаться.
Работа по данной теме проводилась на базе МКДОУ «д/с № 26» города Еманжелинска Челябинской области, в которой приняли участие 2 группы старшего дошкольного возраста. На начальном этапе было проведено исследование, с целью выявления исходного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста навыков экспериментирования, использован комплекс диагностических заданий. Критерии представлены в таблице № 1
Таблица 1
задания |
навыки |
ситуация |
результаты |
||||||||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||||||||
«Чистая вода» |
сформированности навыка определять проблему и цель эксперимента. |
«Ребята пошли в поход, им понадобилась чистая вода для приготовления пищи. Ребята решили взять воду из озера. Но увидели, что вода в озере содержит песок, мелкие камешки, растения, глину». После обсуждения ситуации детям задавались следующие вопросы: 1. Что ты сделал бы в такой ситуации? Почему? 2. Как можно получить чистую воду из озера? Почему? Критерии оценки |
|||||||||
Низкий уровень — ребёнок не может определить проблему, не может сформулировать цель, даже при помощи взрослого; |
5детей |
25 % |
6 детей |
30 % |
|||||||
Средний уровень — ребенок формулируют цель с небольшой подсказкой взрослого, понимает проблему; |
15 детей |
75 % |
13 детей |
65 % |
|||||||
Высокий уровень — ребенок может самостоятельно определить проблему и сформулировать цель эксперимента. |
0 |
0 |
1 ребенок |
5 % |
|||||||
«Сахар» |
анализировать проблемную ситуацию, выделяя ее особенности |
«Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. Мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик спросил: «Куда делся сахар?». Вопросы: «Кто взял сахар?», «Как ты догадался?». Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «Как это проверить (был ли сахар)?» Критерии оценки: |
|||||||||
Низкий уровень — ребёнок не может даже при помощи взрослого анализировать проблемную ситуацию; |
6детей |
30 % |
10 детей |
50 % |
|||||||
Средний уровень — ребенок может анализировать с помощью взрослого проблемную ситуацию, выделяя ее особенности; |
13 детей |
65 % |
10 детей |
50 % |
|||||||
Высокий уровень — ребенок может самостоятельно анализировать ситуацию, выделяя ее особенности. |
1 ребенок |
5 % |
0 |
0 |
|||||||
«Почему?» |
выдвигать предположения и формулировать гипотезу эксперимента |
Экспериментатор предложил ребенку ответить на вопросы: 1. Как ты думаешь, как кошки находят дорогу домой, когда потеряются? 2. Как ты думаешь, может ли снег быть не белым, а черным? Почему? Критерии оценки: |
|||||||||
Низкий уровень — ребёнок затрудняется в выдвижении предположений, даже при помощи взрослого, не формулирует гипотезы; |
7 детей |
35 % |
5 детей |
25 % |
|||||||
Средний уровень — ребенок с помощью взрослого высказывает хотя бы одно предположение в предложенных ситуациях, но затрудняется сформулировать гипотезы; |
9 детей |
45 % |
12 детей |
60 % |
|||||||
Высокий уровень — ребенок самостоятельно высказывает 2–3 предположения по предложенным ситуациям, формулирует гипотез, содержащие высказанные предположения. |
4 ребенка |
20 % |
3 детей |
15 % |
|||||||
«Горячая вода» |
планировать свои действия по реализации плана по достижению цели |
«Мама захотела пить и попросила сына налить чай. Чайник вскипел. Сын знал, что сильно горячий чай нельзя пить и подумал: «в какую посуду надо налить чай, чтобы он быстрее остыл?» В железную кружку или стеклянный стакан? Вопросы: 1. Как думаешь, в какой посуде чай быстрее остынет? 2. Что сделал мальчик, чтобы проверить в какую посуду налить чай? Критерии оценки: |
|||||||||
Низкий уровень — ребёнок не помнит о цели, не может планировать эксперимент, даже при помощи взрослого; |
5 детей |
25 % |
6 детей |
30 % |
|||||||
Средний уровень — ребенок может совместно со взрослым осуществлять планирование эксперимента, помня о цели работы; |
10 детей |
50 % |
8 детей |
40 % |
|||||||
Высокий уровень — ребенок может самостоятельно планировать предстоящий эксперимент, осознанно выбирать действия, строить последовательность действий, в соответствии с целью. |
5 детей |
25 % |
6 детей |
30 % |
|||||||
«Вода» |
осуществлять действия по намеченному плану |
Детям были предложены сахар/соль и 2 стакана с водой., а так же алгоритм эксперимента. Экспериментатор показывал детям карточку с алгоритмы опыта с водой. После просмотра алгоритмов детям предлагалось ответить на вопросы: 1. Скажи, что нужно делать в этом опыте? 2. Какие действия нужно выполнить сначала, какие потом? Затем ребенку предлагалось самостоятельно выполнить опыт по алгоритму. Критерии оценки: |
|||||||||
Низкий уровень — ребёнок не может выполнять действия по плану или предложенному алгоритму, даже при помощи взрослого; |
4ребенка |
20 % |
3 ребенка |
15 % |
|||||||
Средний уровень — ребенок может с помощью взрослого выполнять действия по плану или по алгоритму; |
13 детей |
65 % |
15 детей |
75 % |
|||||||
Низкий уровень — ребенок самостоятельно выполняет все действия, соблюдая их последовательность. |
3 ребенка |
15 % |
2 ребенка |
10 % |
|||||||
«Волшебные краски» |
– фиксировать и представлять результаты, делать выводы |
Экспериментатор предлагал ребенку провести эксперимент с красками — получить новый цвет из красной и желтой красок. Затем предлагалось рассказать о результатах. Вопросы: Какой результат получился? Что ты узнал? Критерии оценки: |
|||||||||
Низкий уровень — ребёнок не может представить результат эксперимента даже при помощи взрослого; |
3 ребенка |
15 % |
4 ребенка |
20 % |
|||||||
Средний уровень — ребенок может рассказать о результатах эксперимента с помощью взрослого; |
15 детей |
75 % |
12 детей |
60 % |
|||||||
Высокий уровень — ребенок может самостоятельно рассказать о результатах эксперимента. |
2 ребенка |
10 % |
4 ребенка |
20 % |
|||||||
На основе полученных данных нами было разработано и внедрено планирование учебной деятельности по экспериментированию и схемы опытов в соответствии с тематическим планирование ДОУ на учебный год по старшему дошкольному возрасту.
Таблица 2
тема недели |
№ опыта |
Цель |
Сентябрь |
||
1неделя ПДД |
Опыт № 1«Упрямые предметы» |
Знакомство детей с физическим свойством предметов –инерцией |
2 неделя Вода. Рыбы. |
Опыт № 2«Какая бывает вода» |
Формирование представлений детей о свойствах воды |
3 неделя Дары осени: ягоды, грибы. |
Опыт № 3«Что такое изюм?» |
Формирование представлений о свойствах ягод (сочные, мягкие, ароматные и т.п). Знакомство с историей развития приспособлений для выжимки сока |
4 неделя Осень. Деревья |
Опыт № 4«Почему осенью листья опадают» |
Формирование представлений детей о взаимосвязи между расцветкой листа и изменением погоды (осенью холоднее, чем осенью) |
5 неделя Осень- чудная пора |
Опыт № 5«В тепле и холоде» Опыт № 6«Почему цветы осенью вянут?» |
Формирование представлений детей о благоприятных условиях для роста и развития растений. Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги. |
Октябрь |
||
1 неделя Дары осени: овощи, фрукты |
Опыт № 7«Умные растения» |
Формирование представлений о способности растений расти в определенном направлении (корень — вниз, стебель — вверх) |
2 неделя Путь хлеба |
Опыт № 8«Сделай муку как в старину» «Просеиваем муку через сито» |
Формирование представлений о свойствах зерна и муки (твердость — рассыпчатость, клейкость, запах, состав). Знакомство с приспособлениями (жернова, сито, мини-мельница) |
3 неделя Животный мир |
Опыт № 9«Для чего животным наждачка? |
Формирование представлений о приспосабливаемости животных к внешним условиям |
4 неделя Зимующие птицы |
Опыт № 10«Почему птицы не падают» |
Формирование представлений об использовании свойств особенностях внешнего вида птиц, позволяющих приспосабливаться к жизни в окружающей среде |
Ноябрь |
||
1 неделя Безопасное поведение в природе |
Опыт № 11«Как появляются облака» |
Формирование представлений о процессе конденсации |
2 неделя Профессии на транспорте |
Опыт № 12«Чья машина дальше?» |
Формирование представлений о поверхности предметов (бумага, наждачка, дерево) |
3 неделя Безопасность в детском саду, дома |
Опыт № 13«Загадка черепахи Тортиллы» |
Формирование представлений о действии магнитных сил |
4 неделя Мои права |
Опыт № 14«Что такое вес?» |
Формирование представлений о взаимосвязи земного притяжения и веса |
Декабрь |
||
1неделя Зима. Признаки зимы. |
Опыт № 15«Безопасная дорога» |
Закрепление представлений детей о свойствах льда, о влиянии различных веществ на качество льда |
2 неделя Гардероб |
Опыт № 16«Ткани от Матроскина» |
Формирование знаний детей о видах и качествах ткани. (Научить детей устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала, закрепить представления о том, что одежда из тех или иных тканей может иметь своё назначение.) |
3 неделя Семейный праздник — Новый год. |
Опыт № 17«Вода — волшебница» |
Формирование представлений детей о свойствах воды |
4 неделя Зимние виды спорта |
Опыт № 18«Шарик — помощник» |
Формирование элементарных представлений об электричестве |
5 неделя Животные зимой |
Опыт № 19«38 попугаев» |
Формирование представлений детей о мерах длинны: условная мерка, единица измерения |
Январь |
||
2 неделя Мой дом |
Опыт № 20«Мир дерева» |
Научить детей узнавать вещи из древесины, познакомить с ее качествами (твердость, структура поверхности — гладкая или шершавая; степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). |
3 неделя Бытовые приборы |
Опыт № 21«Стирка и сушка белья» |
Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию |
4 неделя Посуда. Продукты питания |
Опыт № 22«В мире стекла» |
Дать детям возможность узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнить их качественные характеристики и свойства. |
Февраль |
||
1 неделя Народные игрушки |
Опыт № 23«Для чего нужны смеси?» |
Познакомить детей со смесями, их качествами, свойствами, со способом их изготовления. |
2 неделя Труд работников детского сада |
Опыт № 24«Куда исчезает вода?» |
Вода может впитываться и испаряться |
3 неделя Военные профессии |
Опыт № 25«Плавучий предмет» |
Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. |
4 неделя Предметное окружение: инструменты |
Опыт № 26«Как разделить смеси?» |
Расширить представления детей о способах разделения смесей, различных фильтрах |
Март |
||
1 неделя Женские профессии |
Опыт № 27«Волшебная бумага» |
Расширить представления детей о свойствах бумаги (копировальная бумага) |
2 неделя Человек. Мое здоровье |
Опыт № 28«Коробочка с секретом» |
Формировать представления детей о способах снижения громкости звука (звукоизоляции) |
3 неделя Мой город |
Опыт № 29«Этот удивительный воздух» |
Формирование представлений о воздухе и его свойствах. |
4 неделя Мой край. |
Опыт № 30«Как образуются водоемы» |
Формировать представления о свойствах почвы, песка и глины |
5 неделя Традиции и обычаи русского народа |
Опыт № 31«Юные гончары» |
Формировать представления о свойствах почвы, песка и глины |
Апрель |
||
1 неделя Весна пришла |
Опыт № 32«Растения — живые организмы» Опыт № 33«Где лучше расти?» |
Формировать представления о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений (тепло, вода). Установить влияние качества почвы на рост и развитие растений. |
2 неделя Моя планета. День космонавтики |
Опыт № 34 «Почему в космос летают на ракете?» Опыт № 35 «Как образуются метеоритные кратеры» |
Формировать представления о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета Смоделировать с детьми метеоритный кратер. познакомив со способом его образования. |
3 неделя Перелётные птицы |
Опыт № 36«Почему говорят «Как с гуся вода?» |
Помочь детям установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме |
4 неделя Растительный мир весной |
Опыт № 37«На свету и в темноте» |
Формировать представления о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений (свет). |
Май |
||
1 неделя Патриотические праздники |
Опыт № 38«Свет сквозь предметы» |
Формировать представления о свете и тени; о зависимости образования тени от источника света и предмета, их взаимоположения. |
2 неделя Насекомые |
Опыт № 39«Могут ли животные жить в земле?» |
Формировать представления о наличии условий жизни для животных под землей (воздух, вода, питание) |
3 неделя Мониторинг |
Опыт № 40«Мир бумаги» |
Формировать представления о свойствах и качестве бумаги |
4 неделя Безопасное поведение в природе летом |
Опыт № 41«Очищаем водоем» |
Знакомство с разными способами очистки воды в зависимости от характера загрязнения. Знакомство с понятием «фильтр» |
В конце учебного года проведен контрольный эксперимент, где мы использовали те же диагностический задания. Хотелось бы отметить, что в экспериментальной группе в ходе диагностики низкий уровень отсутствует по всем заданиям, а высокий уровень почти у половины группы (15 детей). Дети стали более любознательней, внимательнее и активно применяют полученные знания в самостоятельной деятельности. В контрольной группе результаты незначительно улучшались в сравнении с началом года.
Таким образом, в ходе работы, мы смогли создать определенную систему работы. Данная проблема остается актуальной, мы планируем разработать занятия для всех возрастов.
Литература:
1. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 № 3
2. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
3. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 64 с.
4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 80 с.
5. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2006. — 64 с.
6. Прохоровой Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.. — М.:АРКТИ, 2003. — 64с.
7. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. № 1.
8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е».Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 128с.