Формирование имиджа органов местного самоуправления представляет собой сложный процесс. Для его реализации необходимо определить наиболее выигрышные характеристики объекта для их популяризации посредством различных коммуникационных инструментов. Достижение поставленных в процессе создания образа целей возможно при использовании следующих методов его построения: манипуляции, мифологизации, эмоционализации, идентификации, а также стилизация.
Ключевые слова : имидж, органы местного самоуправления, методы, позиционирование, характеристика.
The shaping of the image of local government is a complex process. It is necessary to determine the most advantageous of the object of the image to make it popular with communication technologies. Manypulation, mythologization, emotionalization, identification and stylization are the methods that used to create the desired image.
Keywords : image, local government, methods, positioning, characteristic.
Имидж органов публичной власти, под которыми понимают органы местного самоуправления и органы государственной власти, представляет целенаправленно создаваемый образ для воздействия на население с целью получения поддержки [1]. В своей статье А. С. Неплюев применительно органов местного самоуправления определяет этот термин как целостный, устойчиво живущий и воспроизводящийся в сознании населения конкретного муниципального образования образ [9].
Построение имиджа — длительный и сложный процесс, который включает в себя несколько объемных этапов. Специалисты-имиджмейкеры выделяют шесть последовательных стадий формирования образа объекта [2, с. 50].
- Определение необходимых и одобряемых каждой целевой группой ожиданий от объекта восприятия и требований к нему. Это сложный анализ, т. к. каждая из них обладает набором совершенно уникальных представлений, что необходимо синтезировать для определения дальнейшего направления конструирования имиджа.
- Поиск и выбор необходимых характеристик объекта восприятия: на основе полученных желаний и требований необходимо определить качества объекта, которые являются обязательными для их удовлетворения. Как правило, на данном этапе проходит полный анализ преимуществ и недостатков, чтобы на будущих стадиях иметь представление о наиболее выгодных чертах объекта.
- Интеграция отобранных характеристик в создаваемый образ органа местного самоуправления, которая проходит с усилением его положительных черт.
- Популяризация имиджа при помощи различных инструментов: СМИ, интернет-коммуникаций, PR-мероприятий, личных встреч и т. д.
- Реализация выбранных характеристик различными способами: визуальным, вербальным, событийным и др. Исследователи отмечают, что визуальные и событийные сообщения пользуются большим доверием, чем вербальные.
- Изменение основных характеристик имиджа под ожидания и требования общественности, которые также могут корректироваться со временем.
Для успешной реализации каждого этапа необходимо выбрать наиболее эффективные методы влияния на сознание целевых групп. Одним из них является позиционирование — создание наиболее благоприятной ситуации восприятия населением характеристик и намерений органа местного самоуправления [2, с. 83]. Его цель заключается в том, чтобы при помощи различных инструментов: взаимодействию со СМИ, PR-акциям, мероприятиям — сформировать необходимость и значимость деятельность местной власти, показать уникальность и эффективность проводимой политики, например, в сравнении с соседними муниципальными образованиями. Это хорошо иллюстрируют рейтинги, которые наглядно показывают ее преимущества в сравнении с другими.
Исследователи выделяют в процессе позиционирования три стадии:
- трансформация — выбор из многообразия характеристик наиболее выгодных для восприятия общественностью;
- утрирование — усиление отобранных сильных сторон для маскирования наиболее слабых;
- перевод — выбор различных методов коммуникаций, которые помогут нетривиально представить данные характеристики населении. и укрепить их в общественном сознании [2, с. 84].
К методам построения имиджа относят манипуляцию, под которой понимают воздействие и управление поведением людей, носящие скрытый характер и имеющие в основе доверие целевых групп, которые воспринимают информацию [5, с. 133]. Соответственно, ее целью является изменение поведения целевых групп через изменение существующих в их сознании убеждений и стереотипов. Главным каналом осуществления манипуляций считаются средства массовой информации.
Мифологизацию также относят к данным методам. Ее особенность заключается в том, что при такой коммуникации нет автора сообщения, но есть определенные группы получателей [3, с. 137]. В связи с этим миф воспринимается как подлинная, устоявшаяся истина, которая не подлежит сомнению. При этом он является продуктом массового сознания, который возник под воздействием убеждений и стереотипов, что укрепило его обязательное существование в числе характеристик объекта. Если стереотипом выступают общественные предрассудки, то под мифом понимают вымышленные факты, которые могут основываться на реальных событиях, но приукрашиваться именно для создания выгодного образа объекта [2, с. 94].
Восприятие создаваемого образа зависит от его эмоциональной составляющей. Взаимодействие с целевыми группами облегчает использование эмоционально окрашенной информации. Данный метод получил название эмоционализация [2, с. 96]. Исследователи выделяют три типа интеграции эмоций в информационные сообщения для формирования положительного отношения к объекту:
— метод конкретизации, когда из всего множества информации выбирают наиболее выгодный случай или ситуацию, которые преподносят как единственно возможные;
— метод сопереживания, при котором информационное сообщение подается с таким же эмоциональным окрасом как испытываемые общественностью эмоции;
— метод заимствования — позиционирование эмоций третьих лиц в качестве собственных [2, с. 97].
Применительно к органам местного самоуправления это может быть сообщение об успехах и преобразованиях региональной власти как результата работы всей системы местных органов власти в целом и конкретного муниципального образования.
Метод идентификации при построении имиджа органов местного самоуправления не так популярен, как при аналогичном процессе создания образа муниципальных служащих. Он заключается в поиске и популяризации наиболее выгодных характеристик объекта с целью создать благоприятное отношение к нему в общественном сознании.
В процессе формирования имиджа муниципального служащими ими могут быть личностные и профессиональные черты, деятельность до вступления в должность, идеологические и идейные взгляды — уникальные характеристики, которые позволяют идентифицировать его среди иных представителей муниципальной службы.
Применительно к органу местного самоуправления отличительными чертами могут служить характер предлагаемых и совершаемых преобразований, предложения для достижения социально-экономического развития муниципального образования, принадлежность к определенной политической партии. В рамках реализации данного метода целевые группы должны получить ответ на вопрос, какие взгляды близки органу местного самоуправления, в чем заключается их основные цели и какими методами они будет достигнуты.
Заключительным методом формирования имиджа органа местного самоуправления является стилизация органа местного самоуправления не только в качестве элемента структуры управления, но и близкой к народу организации [2, с. 96]. Иными словами, необходимо продемонстрировать его работу не только в сфере муниципального управления, но и участия в различных общественных мероприятиях: детских, семейных, экологических — для формирования в общественном сознании позиционирования непрофессиональных характеристик.
Подобный метод в отношении главы муниципального образования и иных служащих реализуется через средства массовой информации, которые публикуют материалы личного характера: биографию, сведения о членах семьи и взаимоотношениях между ними, отношения к животным и т. д.
Методы построения имиджа органов местного самоуправления напрямую связаны с воздействием на общественное сознание различными способами. Для их реализации в большинстве случаев используются средства массовой информации, интернет-коммуникации и личное взаимодействие с общественностью, при помощи которых нужное эмоционально окрашенное сообщение передается целевым группам. Рассмотренные в работе методы направлены на усиление характеристик органов власти, являющихся стереотипными и находящими положительный отклик общественности.
Литература:
- Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»
- Вылегжанин, Д. А. Введение в политическую имиджелогию: Учебное пособие / Д. А. Вылегжанин. — М.: Флинта, 2019. — 136 с.
- Киселев, А. Г. Информация и коммуникация в государственном управлении: Монография / А. Г. Киселев. — М.: ИНФРА — М, 2019. — 268 с.
- Марков, А. А. Связи с общественностью: Учебник / под ред. А. А. Маркова. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 190 с.
- Селентьева, Д. О. Политическая имиджелогия: Учебное пособие / Д. О. Селентьева. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 193 с.
- Ерыкалова, Ю. О. Формирование позитивного имиджа администрации муниципального образования / Ю. О. Ерыкалова // Конкурентоспособность территорий. — 2017. — С. 123–125.
- Захарова, Е. А., Мельникова, Р. И. О некоторых подходах к формированию позитивного общественного мнения об органах местного самоуправления / Е. А. Захарова, Р. И. Мельникова // Управление городом: теория и практика. — 2017. — № 4 (27). — С. 40–51.
- Милева М. В., Рябова Т. М. Факторы, влияющие на формирование имиджа муниципальных органов власти // Материалы Ивановских чтений. — 2018. — № 3 (21). — С. 53–57.
- Неплюев, А. С., Трифонов, Ю. Н. Технологии формирования имиджа органов местного самоуправления / А. С. Неплюев, Ю. Н. Трифонов // Политическое управление. — 2017. — № 2 (14). — С. 26–29