В статье автор рассматривает способ прекращения деятельности юридического лица по решению регистрирующего органа.
Ключевые слова: юридическое лицо, ЕГРЮЛ, исключение юридического лица.
Любая экономическая деятельность предполагает наличие отношений с юридическими лицами. Но никто не застрахован от вероятности столкновения с фиктивной организацией или, так называемой, фирмой-однодневкой. А ведь сотрудничество с такой организацией может быть чревато неблагоприятными, как финансовыми, так и юридическими последствиями.
Чтобы проверить контрагента на благонадежность можно воспользоваться, например, общедоступным источником — Единым государственным реестром юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) ЕГРЮЛ является федеральными информационным ресурсом. Он открыт для общего доступа и подразумевает свою достоверность.
Но в настоящее время не всегда можно положиться на добросовестность лиц, участвующих в гражданском обороте. Однако все его участники имеют право полагаться на достоверные сведения такого ресурса, как ЕГРЮЛ. В ЕГРЮЛ содержится достаточно много сведений о юридическом лице, которые помогают сделать вывод о благонадежности организации. В целях обеспечения «чистоты» бизнес-среды, то есть сведений об организациях, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также защиты законных прав и интересов добросовестных лиц, налоговыми органами на постоянной основе проводятся мероприятия по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Нельзя не согласиться с Е. В. Трофимовой, что перечень полномочий государственного органа по противодействию внесению в государственные реестры недостоверных сведений в настоящее время значительно расширен, кроме того, усилена ответственность недобросовестных субъектов предпринимательства, их руководителей и учредителей [3].
Стоит отметить, что в отношении юридического лица решение о прекращении его хозяйственной деятельности может приниматься как добровольно, так и принудительно. В судебном порядке, как указывает в своей работе Ю. Черепанова, юридическое лицо может быть ликвидировано по следующим основаниям:
1) грубые нарушения законодательства России при создании юридического лица, которые не могут быть устранены;
2) неоднократное или грубое нарушение юридическим лицом в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности;
3) отсутствие возможности юридическому лицу достичь поставленные в его учредительных документах цели деятельности [4].
Наиболее радикальным и результативным способом обеспечения достоверности ЕГРЮЛ со стороны государства представляется — исключение из ЕГРЮЛ юридического лица по решению регистрирующего органа.
Ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, которая регламентирует отношения, возникающие при проведении регистрирующим органом процедуры исключения юридического лица из реестра, позволяет обозначить основания для ее проведения:
— юридическое лицо является фактически прекратившим свою деятельность (недействующее — не сдающее отчетность и не осуществляющее операций хотя бы по одному банковскому счету);
— юридическое лицо не может провести ликвидацию ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и не может возложить эти расходы на его учредителей (участников);
— если в ЕГРЮЛ содержатся сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Три указанных выше основания, несомненно, вызывают недоверие к организации, указывая на недостоверные сведения о юридическом лице. Кроме того, считается неправильным, если в общедоступном государственном реестре будут содержаться сведения о фактически прекративших деятельность организациях, не способных обеспечить даже свою ликвидацию, а зачастую и недостоверные сведения, например, об учредителе и (или) о руководителе юридического лица.
Следует обратить внимание на то, что Законом № 129-ФЗ предусмотрены последствия, которые распространяются на руководителей и учредителей неблагонадежных и исключенных из реестра организаций.
Так, руководители и учредители, обладающие на момент исключения недействующего юридического лица или лица с записью о недостоверностью не менее пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию, не смогут зарегистрироваться в качестве нового руководителя или учредителя в течение трех лет (пп «ж» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Тем самым законодатель на определенное время обезопасил бизнес-среду от лиц, которые уже однажды проявили себя как неблагонадежные участники гражданского оборота.
Как верно указал П. С. Долгополов, согласно пункту 2 статьи 64.2 ГК РФ) исключение юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам [2]. Таким образом, благодаря существующему способу исключения из гражданского оборота «фиктивных» организаций сокращается количество неблагонадежных организаций без применения процедуры ликвидации юридического лица, помогая с минимальными затратами государству защитить бизнес от рисков, связанных с фиктивными сделками. Как отмечает Ю. П. Черепанова, с момента исключения из ЕГРЮЛ субъект права перестает иметь гражданские права и нести обязанности, связанные с его деятельностью, то есть фактически перестает существовать [4].
Нельзя не отметить преимущество во времени рассматриваемого способа прекращения деятельности юридического лица. Но, исключая юридическое лицо из ЕГРЮЛ, государственный орган минует согласие, когда-то созданного юридического лица, на прекращение его деятельности. Более того, практика показывает, что юридические лица и их должностные лица не всегда в курсе того, что их организация прекратила действие.
Рассуждая на указанную тему, невольно задаешься вопросом: Что же такое исключение юридического лица из ЕГРЮЛ: реальный способ борьбы с достоверностью сведений реестра или привилегия государства в лице регистрирующего органа бороться с фиктивными организациями, выводя их из гражданского оборота? И может ли быть злоупотребление со стороны государственного органа при осуществлении исключения юридического лица из ЕГРЮЛ?
В российском законодательстве заложены такие принципы ведения ЕГРЮЛ, как достоверность, открытость, публичность. Их обеспечение должно быть основной задачей контролирующих органов. Государство может и должно развивать добросовестное ведение гражданского оборота, не препятствуя действию принципов свободы экономической деятельности, свободы экономического пространства и др.
Нельзя не согласиться с тем, что в нормах Закона № 129-ФЗ закреплена возможность отказа в государственной регистрации по разным основаниям, что следует признать также эффективной мерой борьбы с создаваемыми фирмами-однодневками [1]. Кроме того, закреплен процесс проверки достоверности сведений, как включаемых, так и включенных в ЕГРЮЛ, внесение записи о недостоверности сведения и другие.
Представляется, что прекращение деятельности юридического лица путем исключения из ЕГРЮЛ, как способ поддержания достоверности сведений государственного реестра, может применяться только как крайняя мера, к которой стоит относится осторожно. Ведь формальный подход к проведению изучаемой процедуры может стать причиной для дальнейших судебных споров.
Литература:
- Буторина, Т. Н. К вопросу о способах создания и легитимации субъектов предпринимательства / Т. Н. Буторина, О. Н. Бармина. — Текст: непосредственный // Российская юстиция. — 2020. — № 6. — С. 14–17.
- Долгополов, П. С. Недействующее юридическое лицо / П. С. Долгополов. — Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2022).
- Трофимова, Е. В. Информация о субъектах предпринимательства в единых государственных реестрах — черная дыра в галактике больших данных? / Е. В. Трофимова. — Текст: непосредственный // Предпринимательское право. — 2019. — № 3. — С. 44–49.
- Черепанова, Ю. П. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц / Ю. П. Черепанова. — Текст: непосредственный // Вестник арбитражной практики. — 2021. — № 4. — С. 46–51.