В статье авторы пытаются выявить ограничения конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе.
Ключевые слова : государственная служба, конкурс на замещениевакантной должности, ограничения.
Право на равный доступ к государственной службе закреплено в статье 32 Конституции РФ и вытекает из природы демократического правового государства, которая подразумевает наличие формально закрепленной возможности участия граждан в управлении государством. В Конституции указано, что народ может осуществлять свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления.
Исходя из определения данного в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской.
На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. К квалификационным требованиям относятся требования к уровню образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей.
Согласно ст.16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ: гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.
Однако в реализации этого права есть такой подводный камень, как судимость родственников, особенно в близком родстве. Комбу В. С. рассматривает это явление как аналог института ограничений прав, связанных с наличием судимости у конкретного лица, как в уголовном, так и в ином другом законодательстве. Он говорит, что данный аналогии присутствовали и в Царской России. Еще Уголовное Уложение России 1903г. Предусматривало запрет на проживание ранее судимых лиц в определенных местностях, ограничивало право выбора места жительства в столице, губернских городах и др. нередко эти запреты касались и членов семьи осужденного. Не секрет, что эти аналогии и стереотипы действуют, когда на работу оформляются близкие родственники осужденных лиц. Законодательные ограничения на занятие должностей лиц, близкие родственники которых привлекались к уголовной ответственности отсутствуют, но в качестве причин для отказа могут быть названы любые иные основания. В ряде случаев вы просто не сможете установить, что истинной причиной отказа в приеме на работу является факт привлечения к уголовной ответственности, например, вашего отца [3, с. 159].
Представители работодателя, которые имеют неосторожность или смелость уточнить истинную причину отказа, называют это сложившейся практикой. Хотя в нашей правовой системе судебная или иная юридическая практика не являются источником права. К тому же акты, перечисленные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ как источники норм, регулирующих поступление, прохождение и прекращение государственной гражданской службы такого ограничения не содержат. В данном случае представитель работодателя, как минимум, может воспользоваться возможностью расширенно толковать такую формулировку, как: «Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением». Как максимум, использовать еще одну возможность дать претенденту на конкурсный отбор субъективную оценку его квалификации, т. е. представитель нанимателя может указать, что счел ваш опыт и знания и умения недостаточными.
Оформить подобный отказ в пределах действующего законодательства и нарушить право гражданина на равный доступ к государственной службе помогает 2 фактора:
1) Несовершенство и недоработанность законодательства в данной сфере;
2) Ненадежность гарантий защиты данного конституционного права.
Конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы проводится в 2 этапа. На первом этапе конкурса это подача документов на участие в конкурсе, в т. ч. и анкетных данных, содержащих библиографические сведения. Данный этап, по существу, проводится представителем нанимателя. Именно он определяет, кого из числа претендентов следует определить в категорию «кандидатов». Нетрудно заметить, что уже на этом этапе конкурса претендентам уже не гарантируется конституционное право на равный доступ к государственной службе, включая и субъективную оценку наличия судимости близких родственников (данные вопросы прописаны во всех анкетах на государственную службу). Формально претендент информируется представителем нанимателя в письменной форме о причине отказа в участие в конкурсе, которая звучит как несоответствие квалификационным требованиям к вакантной должности, которая также производится на субъективной основе представителем нанимателя или уполномоченным им лицом.
Данный фактор ведет за собой нарушение еще одного конституционного права, предусмотренного статьей 19 Конституции РФ и представляет собой дискриминацию по признаку происхождения, так как родство устанавливается происхождением. Исключение составляют такие члены семьи как супруги. Однако их можно отнести к социальному положению. В этих аспектах есть различие. Если супруга человек выбирает, т. е. своим волевым актом решает связать свое положение с противоправным элементом, то свое происхождение человек проконтролировать не в силах. Так как сделанный выбор — характеристика человека, а неподконтрольные ему факторы лишь переменные в его судьбе.
Отказ в принятии на государственную службу, основанный на судимости близких родственников, также нарушает принцип персональный ответственности в уголовном праве. По УК РФ наказание за преступление несет только виновное, в той или иной форме проявления вины, лицо.
Ненадежность гарантий защиты данного конституционного права состоит в следующем. Конечно, претендент за замещение вакантной должности государственной гражданской службы, не допущенный к участию во втором этапе конкурса, вправе обжаловать это решение, воспользовавшись правом на судебную защиту. Однако пока претендент только начнет отстаивать свое право на равный доступ к государственной службе в судебных инстанциях, второй этап конкурса уже завершится, а его победитель займет вакантную должность гражданской службы [2, с. 18].
Не последнюю роль играет низкая эффективность правосудия, недоверие народа к судам. Граждане обращаются в суды крайне редко, т. к. боятся продолжительных судебных тяжб, предвзятого рассмотрения дела. А в случае, если вам было отказано в принятии на вакантную должность в суде и вовсе предвзятость, единственное, что ассоциируется с судебной защитой права. Судебная защита права граждан на равный доступ к государственной службе в судебном порядке не является распространенным способом защиты [1, с.102].
К вышеуказанным фактам можно добавить низкую гражданскую позицию граждан России, которая свойственна нашему менталитету. За столетия у нас выработался рефлекс, что мы не сможем отстоять свои права, если их нарушителями являются представители государства. Логично предположить, что данный факт является немаловажной причиной неработоспособности гарантий в области защиты конституционного права на равный доступ к государственной службе. По этой причине большинство людей, у которых имеются близкие родственники, привлекаемые к уголовной ответственности, изначально отвергают мысль, что могут связать свою жизнь с государственной службой. Поэтому одним элементом из того комплекса мероприятий, которые могут решить эту, да и множество других проблем правовой и политической сферах, можно назвать воспитание гражданской позиции у наших граждан. Сейчас люди постепенно начинают первые шаги в этом направлении, но так как это происходит индивидуально, интуитивно и хаотично, то исправлением ситуации это назвать нельзя. К тому же этот процесс будет более «безболезненным», если будет исходить от государства.
Вторым элементом в механизме исправления сложившейся практики является максимальное исключение субъективных факторов в проведении конкурса на замещение вакансии государственной службы. То есть, исключить возможность представителя нанимателя в одностороннем порядке влиять на состав претендентов. Возможно, это будет электронная регистрация претендентов и последующее их прямое общение уже с комиссией, уполномоченной принять решение. При этом, в анкетных данных следует оставить графу только о наличии судимости непосредственно претендента. К тому же следует отменить право представителя нанимателя не проводить конкурс на замещение должности государственной службы. Это будет бюрократическое усложнение ситуации, но поможет избавиться от неправомерно сложившейся практики. Спустя некоторое время при наличии некоторого количества прецедентов, можно будет продумать упрощение процедуры. Уменьшение влияния субъективных факторов на кадровый состав государственных служащих поможет также искоренить такое проявление коррупции, как устройство на службу по знакомству.
Третий элемент — это совершенствование судебной системы, воспитание непредвзятости судей и т. д. однако сколько бы правых актов, направленных против коррупции, не издавалось, пока в нашей стране не будет правового воспитания и высокой гражданской позиции, все они будут работать наполовину.
Литература:
- Артюхов В. С. Проблемные аспекты замещения должностей государственной гражданской службы // «Вестник Омского юридического факультета» 2018 № 1 (12), стр. 18.
- Афанасьева С. А. Право граждан на равный доступ к государственной службе в современной России. //«Образование и право» № 11 2018, стр. 102–103
- Комбу В. С. Правовые последствия судимости. // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. 2018, стр. 159.