Графический диктант с использованием технологии сотрудничества на уроках в начальной школе в рамках ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 17.02.2022

Статья просмотрена: 502 раза

Библиографическое описание:

Петрова, Е. С. Графический диктант с использованием технологии сотрудничества на уроках в начальной школе в рамках ФГОС / Е. С. Петрова, Е. Г. Рачеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 192-195. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88915/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлен материал по организации работы детей с графическими диктантами в группах в условиях реализации ФГОС НОО из личного опыта учителей начальных классов.

Ключевые слова: технология сотрудничества, графический диктант, ФГОС НОО, деятельность, работа в группах.

Когда — то очень давно ещё в конце 19 века английский философ Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования — это не знания, а действия».

Ведь теперь важнейшую роль в образовании дана учителю, который должен не только быть готовым дать новый учебный материал, но и осваивать новые информационные технологии, технологии работы с детьми, которые появляются с огромной скоростью.

При обучении младших школьников не надо забывать о том, что каждый ребенок-это отдельная личность со своими идеями, устоями, принципами и воспитанием. В наше новое время информационных технологий, когда гаджеты есть у каждого, дети перестали общаться друг с другом, перестали думать, размышлять. Мы считаем, что главной целью учителей теперь становится научить детей общаться между собой, уметь высказывать свою точку зрения, уметь отстаивать её. На своих уроках мы часто используем технологию сотрудничества, которая подразумевает работу в группах (как малых, так и средних). Группы могут быть разно численными. Даже детей, работающих в паре, тоже можно назвать группой.

Мы вводим технологию сотрудничества с начала учебы детей в школе.

С работой в группе дети были знакомы еще с детского сада, где дети разбивались на группы по интересам, играли группами, делали какую-то творческую работу. В школе же дети учатся учиться вместе, помогать друг другу, делиться своим мнением. Таким образом, групповая работа в классе отличается от групповой работы детского сада.

Конечно, при формировании групп нужно учитывать личные качества учащихся, их характер, уровень знаний.

На своих уроках с первого класса мы часто применяем технологию сотрудничества.

Главная идея обучения в сотрудничестве: учиться вместе, а не просто выполнять что — то вместе.

В группе назначают ответственного (спикера) или капитана команды и ему в помощь эксперта — консультанта. Эти ученики руководят работой группы, оказывают помощь тому, кому она требуется, и контролируют выполнение заданий.

Прежде чем работать в группе, необходимо всех ознакомить с правилами работы, а в дальнейшем придерживаться этих правил.

Правила работы в группе.

– в группе должен быть ответственный.

– работать должен каждый на общий результат.

– один говорит, другие слушают.

– своё несогласие высказывай вежливо.

При подготовке урока, в котором будет присутствовать технология сотрудничества, нужно очень правильно и точно рассчитать время на формирование группы, повторение правил работы в группе, выполнение самой работы. Ведь при работе в группах иногда очень много времени уходит на организацию и объяснение темы, по которой предстоит работа. На своем опыте мы убедились, что групповая работа может занимать от 10 до 30 минут, поэтому времени на объяснение новой темы остается очень мало. Лучше всего проводить работу в группах на роках повторениях пройденного материала, или на уроках-викторинах.

В первом классе наиболее удачной и интересной работой является работа с графическими диктантами, ведь очень важно в первом классе развивать пространственную ориентацию детей. При написании графических диктантов у детей развиваются такие качества как усидчивость, аккуратность, точность и концентрация внимания. Ведь сделав ошибку, или не услышав команду учителя во время написания графического диктанта, целостность изображения уже теряется.

На своих уроках мы очень часто делаем диктанты не просто графическим изображением, а самым настоящим произведением. После написания каждого рисунка, детям предлагается нарисовать картину вокруг изображения. Например, при написании графического диктанта «Танк» (накануне праздника 23 февраля), дети нарисовали вокруг поле боя, на танке изобразили флаг страны и т. п. В качестве информации мы рассказали детям об истории знаменитого танка Т-34, поговорили о профессии танкиста. Давая такие задания, мы не просто развиваем графические и пространственные навыки, но еще и развиваем кругозор детей, т. к. нужно вспомнить ареал обитания (для животных), как выглядит тот или иной рисунок (детали).

В графических диктантах очень часто используем технологию сотрудничества. Для чего спросите вы! Ответ очень прост. Ежедневно дети слышат одну и туже речь учителя, которая со временем «приедается» детям. В это время на помощь приходит технология сотрудничества и графические диктанты.

Связать и объединить эти два понятия очень легко и просто. Обычно детям дается задание придумать (заранее) графический диктант и продиктовать его своим одноклассникам. В ходе такой работы дети слышат речь другого человека, учатся слышать своих сверстников. Детям, которые выступают в роли учителя тоже становится интересно, и они тоже получают знания и умения. Во-первых, дети учатся выступать на публике, перед всем классом. Во-вторых, развивается пространственное мышление. В-третьих, детям иногда нужно почувствовать себя кем-то более важным, чем свои сверстники. Особенно это идёт на пользу «тихим» ученикам, которые стесняются, замыкаются в себе, бояться говорить. В процессе работы над графическими диктантами, опыт показывает, что у детей начинает проявляться интерес не только к написанию графических диктантов, но и к обучению в целом. Им становится интересно открывать что-то новое. Дети начинают помогать своим сверстникам, находят больше друзей среди своих одноклассников. И конечно же с нетерпением ждут нового задания от учителя.

Графические диктанты бывают разной сложности, от простых графических рисунков, до сложных изображений с написанием диагональных линий. Самым простым графическим диктантам детей учат в детском саду, в школе же дети пишут более сложные. Во втором-четвертых классах уже можно вводить диктанты с диагональными линиями.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/12/s_5e93590e8b02c/1415433_4.png https://i.pinimg.com/736x/9b/b9/6d/9bb96d31f5d795d8528d83779bce96ca.jpg

Остановимся на технике проведения графических диктантов в первом классе.

  1. Определить границы рисунка, который должен получиться в конечном итоге. (это нужно для того, чтобы работа уместилась полностью)
  2. Заинтересовать детей перед диктантом (найти загадку, ребус, картинку)
  3. При диктовке соблюдать ритм, не читать слишком быстро (чтобы успели все дети) и слишком медленно (детям просто станет неинтересно)
  4. После написания диктанта можно украсить работу.
  5. Заранее подготовленные ученики могут рассказать информацию классу о нарисованном объекте.

Графические диктанты — это очень действенный и эффективный метод в работе с детьми, который действительно может принести положительные результаты. Необходимо лишь проявить свое творчество, создать для детей сказочную картину, полную фантазий и вдохновения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, технология сотрудничества, группа, диктант, работа, графический диктант, групповая работа, детский сад, класс, правило работы.


Ключевые слова

деятельность, ФГОС НОО, технология сотрудничества, графический диктант, работа в группах

Похожие статьи

Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Условия для формирования навыков техники чтения с использованием ИКТ в учебно-методическом комплексе «Spotlight Английский в фокусе 3»

Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС

Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.

Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

Формирование исследовательских умений на уроках окружающего мира и ИКН в начальной школе в рамках ФГОС

В статье представлены темы проектных и исследовательских работ обучающихся на уроках окружающего мира и ИКН из личного опыта.

Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.

Рабочий лист как средство формирования гибких навыков младших школьников во внеурочной деятельности

В статье представлена авторская разработка рабочего листа как средства формирования гибких навыков у младших школьников. Приводятся результаты апробации рабочих листов на занятиях во внеурочной деятельности.

Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе

В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Система оценки достижений планируемых результатов учителем на уроках в начальной коррекционной школе в рамках реализации ФГОС

Представлен опыт работы системы оценивания по программе АООП в рамках реализации ФГОС с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Похожие статьи

Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Условия для формирования навыков техники чтения с использованием ИКТ в учебно-методическом комплексе «Spotlight Английский в фокусе 3»

Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС

Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.

Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

Формирование исследовательских умений на уроках окружающего мира и ИКН в начальной школе в рамках ФГОС

В статье представлены темы проектных и исследовательских работ обучающихся на уроках окружающего мира и ИКН из личного опыта.

Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.

Рабочий лист как средство формирования гибких навыков младших школьников во внеурочной деятельности

В статье представлена авторская разработка рабочего листа как средства формирования гибких навыков у младших школьников. Приводятся результаты апробации рабочих листов на занятиях во внеурочной деятельности.

Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе

В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Система оценки достижений планируемых результатов учителем на уроках в начальной коррекционной школе в рамках реализации ФГОС

Представлен опыт работы системы оценивания по программе АООП в рамках реализации ФГОС с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Задать вопрос