Система поддержки одарённых детей в г. Переславле-Залесском | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 17.02.2022

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Аралина, Д. С. Система поддержки одарённых детей в г. Переславле-Залесском / Д. С. Аралина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88919/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлено описание муниципальной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей на примере городского округа г. Переславль-Залесский. Рассмотрены основополагающие документы по выявлению и сопровождению одарённых детей. Представлен обзор мероприятий, проводимых в городе по выявлению и поддержке одарённых детей. Определены проблемы и пути решения системы на федеральном и муниципальном уровнях.

Ключевые слова: муниципальная система образования, образование, проблемы образования, одарённые дети, дополнительное образование, система, выявление, сопровождение, поддержка.

The article describes the municipal system of identification, development and support of gifted children on the example of the city district of Pereslavl-Zalessky. The fundamental documents on the identification and support of gifted children are considered. An overview of the activities carried out in the city to identify and support gifted children is presented. The problems and solutions of the system at the federal and municipal levels are identified.

Keyword: municipal education system, education, problems of education, gifted children, additional education, system, identification, support, sustenance.

Происходящие в России социально-политические, социально-экономические перемены привели к необходимости изменений и в основных социальных институтах общества, в том числе, и в МСПОД. Развитие общества в значительной степени определяется уровнем социальной активности и уровнем развития одаренности его граждан. Таким образом, проблема развития детской одаренности сейчас весьма актуальна.

В настоящий момент в городском округе город Переславль-Залесский Ярославской области 35 % обучающихся, начиная с дошкольного возраста, имеют те или иные признаки одарённости (академической, творческой, спортивной, интеллектуальной и т. д.), но муниципальная система выявления, развития и поддержки одарённых детей (далее — МСПОД) не создаёт достаточных условий для развития тех или иных способностей.

Уже давно не секрет, что успех страны в целом, зависит от инициативных, творчески мыслящих, «нестандартных» молодых людей. В современных условиях Россия делает акцент на молодежь, способную менять свою жизнь. Работа с одарёнными детьми даёт возможность сформировать новое качество образовательной системы.

Немалый вклад в развитие теории одарённости, определение принципов практической работы с одарёнными детьми внесли многие отечественные учёные. В том числе, и такие видные теоретики, как А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубенштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков. Важную роль представляют положения, выдвинутые Б. Г. Ананьевым, о приоритете общих способностей, которые являются основой для развития специальных способностей.

Значительный интерес для понимания природы одарённости имеют исследования и зарубежных авторов, таких как Т. Гассера, Д. Хендриксона, Е. Шафера и др..

В этой хорошо изученной проблеме, тем не менее остаются нерешенные вопросы, которые проявляются прежде всего, в работе по сопровождению и поддержке одарённых детей.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована, и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст — период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления — одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

Поэтому разработка и реализация в городском округе город Переславль-Залесский программы «Одаренные дети» необходимо и своевременно.

Это хорошо понимают в муниципальной системе образования г. Переславля-Залесского. Поэтому, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 № 1239 «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»; Паспортом Национального проекта «Образование» (утверждённым президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 № 16); региональным проектом «Успех каждого ребёнка», утверждённым протоколом заседания регионального комитета от 14 декабря 2018 года № 2018–2, необходимо внести коррективы в существующую МСПОД.

Одна из задач федеральной программы развития образования обусловливает необходимость решения различных проблем обучения и воспитания, в том числе обеспечения системной работы с одарёнными детьми в условиях конкретных территорий.

Так, в муниципальную систему образования городского округа город Переславль-Залесский с населением около 42000 человек входит 8 городских школ, 14 школ, расположенных в сельской местности, 13 городских детских садов, 17 сельских детских садов, 6 городских учреждений дополнительного образования, 3 — сельских, Школа искусств и Молодёжный центр. Отдалённость сельских учреждений создаёт дополнительные проблемы для самоопределения обучающихся.

Вышеперечисленные учреждения являются одними из основных социальных институтов, обеспечивающими процесс развития детской одаренности, и имеют возможность реальной интеграции различных субъектов воспитания. В школах и дошкольных образовательных организациях в образовательный процесс включено значительное количество мероприятий по выявлению и развитию одарённых детей. Учреждения дополнительного образования отличаются от других образовательных учреждений тем, что каждому ребенку предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа и времени освоения образовательной программы, а также возможность включения в несколько разнообразных видов деятельности с учетом индивидуальных склонностей каждого обучающегося.

Условия маленького города (материально-техническое, научное и кадровое обеспечение); отдалённость сельских учреждений друг от друга, из-за чего становятся недоступными учреждения дополнительного образования, создают необходимость совершенствования и преобразования системы выявления и сопровождения одарённых детей.

Таким образом, государственная, социальная и образовательная значимость работы педагогов с одарёнными детьми, а также необходимость менять систему работы с одарёнными детьми определили выбор темы моего исследования «Совершенствование системы выявления, развития и поддержки одарённых детей в условиях муниципальной системы образования».

Актуализирует важность данной работы Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В Указе определены пять целей развития. Одна из целей — Возможности для самореализации и развития талантов. Указом определены целевые показатели, один из которых «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся». Каждый ребенок имеет шанс стать талантливым при выполнении необходимых условий для выявления его способностей и поддержке со стороны педагогов и родителей. От того, будет ли выявлен талант ребенка во многом зависит, станет ли он успешным в будущем. Реализованная возможность проявить и развить свой талант, преуспеть в будущей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост страны. прочность демократических институтов.

В реализации государственной и муниципальной политики в сфере образования можно выделить несколько основных проблем.

Во-первых, кризис традиционной системы образования. В частности, низкая практическая направленность образования.

Во-вторых, слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования. Решением данных проблем призван стать обновленный федеральный государственный образовательный стандарт.

В-третьих, — технологическая база. Мощным рычагом для решения этой проблемы стало, в том числе, вынужденное дистанционное обучение из-за карантинных мер, связанных с распространением новой Коронавирусной инфекции. Так называемая цифровая образовательная среда. В короткий срок было создано большое число различных образовательных платформ, которые могут использоваться и в классическом образовательном процессе. Также в данный момент в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» в г. Переславле-Залесском на базе общеобразовательных учреждений создаются «Точки Роста». Центры «Точка Роста» представляют собой структурные подразделения общеобразовательных организаций, функционирующие как образовательные центры по реализации обучающих программ по естественно-научному, цифровому, гуманитарному, техническому направлению.

Также образовательный центр «Точка Роста» федерального проекта «Современная школа» реализует ряд программ дополнительного образования. В разнообразную проектно-исследовательскую деятельность и шахматное образование планируется вовлечь до 70 % школьников, проживающих в сельской местности.

Использование дистанционных форм обучения добавляет возможностей по применению в общеобразовательной организации самых современных образовательных технологий. Сетевой взаимодействие между различными учебными учреждениями позволяет добиться больших успехов в образовательно-воспитательной деятельности.

Однако, в муниципальной системе образования для достижения положительных результатов в работе с одарёнными детьми осуществляется и развитие системы информационно-методической поддержки и научно-методической помощи по проблемам развития исследовательской деятельности обучающихся, реализуются инновационные программы дистанционной поддержки одаренных детей в виде дистанционных курсов и дистанционных мастер-классов с использованием современных технологий.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в городском округе ежегодно в январе формируется Календарь массовых мероприятий с обучающимися. Календарь формируется с учетом преемственности с межведомственным календарем массовых мероприятий с участием обучающихся образовательных организаций, учреждений культуры, спорта и молодёжной политики Ярославской области на текущий учебный год.

Проводимые в городе мероприятия охватывают все основные направления выявления и развития интересов и талантов у обучающихся: спортивные и физкультурные мероприятия; олимпиады, конференции, интеллектуальные игры; художественно-эстетические мероприятия; социально-педагогические мероприятия; патриотические мероприятия; туристско-краеведческие мероприятия.

Для победителей и призёров городских олимпиад, конкурсов, фестивалей и т. д. обеспечивается участие в мероприятиях регионального и всероссийского уровня соответствующей направленности.

Одна из наиболее значимых задач в муниципальной системе образования — индивидуальная поддержка одарённых детей. Так, в 2009 году Постановлением Администрации города Переславля-Залесского была учреждена новая форма поощрения обучающихся, достигших высоких результатов в учебе, интеллектуальной деятельности, творчестве и спорте, — ежемесячные стипендии Главы города Переславля-Залесского. Отбирают стипендиатов в ходе конкурса, на который соискатели предоставляют свои портфолио. С 2009 по 2021 год стипендии удостоены 296 одаренных юных переславцев. Кроме того, устанавливаются единоразовые премии педагогам-наставникам, благодаря труду, поддержке, которых дети добиваются таких успехов. Традиционно, в Администрации города проходит встреча стипендиатов с Главой города и начальником Управления образования Администрации города, где в торжественной обстановке школьникам вручаются сертификаты стипендиата, грамоты и благодарственные письма.

В такой же торжественной обстановке на приёме Главы города ежегодно чествуются выпускники, окончившие школу с медалью «За особые успехи в учении».

Таким образом, можно констатировать, что в городе Переславле-Залесском планомерно ведется работа по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей.

Вместе с тем, недостаточно отслеживается на диагностической основе развитие потенциала личности ребёнка, организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей осуществляется на недостаточном уровне. Отсутствует специализированная подготовка педагогических кадров для работы с высоко мотивированными детьми, система их материального стимулирования, что заметно сказывается на результатах участия школьников в областных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.

Проведенный анализ позволил выявить проблемы, главной из которых является отсутствие системности в организации выявления, развития и поддержки одаренных детей в муниципальной системе образования г. Переславля-Залесского. Решение этой проблемы стало целью моей исследовательской работы «Совершенствование системы выявления, развития и поддержки одарённых детей в условиях муниципальной системы образования».

Литература:

  1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 (с изм. и доп. от 6 мая 2016 г., 24 июня, 5 декабря 2017 г., 3 ноября 2018 г., 23 мая, 15 ноября 2019 г., 27 мая 2020 г., 18 сентября 2021 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Паспорт федерального проекта «Современная школа». Приложение к протоколу заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации от 07 декабря 2018 г. № 3 // Минпросвещения России: [сайт]. — 2022. — URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 15.02.2022).
  4. Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка» // Департамент образования Ярославской области: [сайт]. — 2022. — URL: https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Pages/NP2_Uspeh.aspx (дата обращения: 16.02.2022).
  5. Паспорт национального проекта «Образование» // Правительство Российской Федерации: [сайт]. — 2022. — URL: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 16.02.2022).
  6. Об учреждении ежемесячных стипендий Главы городского округа города Переславля-Залесского одаренным детям, проявившим свои способности в сфере культуры и образования, и единовременных поощрительных премий работающим с ними педагогам-наставникам [Электронный ресурс]: Постановление Главы городского округа г. Переславля-Залесского от 11.05.2018 № ПОС.03–0553/18 (с изм. и доп., внесенными постановлением Главы городского округа г. Переславля-Залесского от 06.12.2018 № ПОС.03–2112/18; от 07.05.2019 № ПОС.03–1031/19; от 22.04.2020 № ПОС.03–0710/20, от 31.08.2021 № ПОС.03–1674/21). Доступ из справ.-правовой системы «КосультантПлюс».
  7. Национальные проекты России: официальный сайт. — Москва. — URL: https://национальныепроекты.рф/opportunities/izuchat-novye-tekhnologii-v-nbsp-tekhnoparkakh (дата обращения: 16.02.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, муниципальная система образования, городской округ, дополнительное образование, поддержка, мероприятие, развитие, учреждение, федеральный проект, Российская Федерация.


Похожие статьи

Инклюзивное образование в России

В статье рассматривается инклюзивное образование в России как переход всей системы обучения на высшую ступень развития. Разработаны мероприятия для решения проблем доступности профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательн...

Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей

Исследованы различные подходы к социально-педагогическому проектированию современного ДОО, разработанные в современной дошкольной педагогике. Представлен анализ потенциальных возможностей технологии проектирования ДОО на основе Федеральных государств...

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

В статье описывается опыт работы педагогов дошкольного учреждения по психолого — педагогической поддержке семей, имеющих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 5 до 7 лет. Раскрываются формы, методы, направл...

Основные цели и задачи развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне на примере г. Октябрьский Республики Башкортостан

В статье названы основные цели и задачи управления вопросами развития отрасли физической культуры и спорта на уровне муниципалитета, на примере города Октябрьского Республики Башкортостан. В работе рассмотрены основные программные документы, на котор...

Основные направления развития инклюзивного образования в Азербайджане

В статье освещаются основные проблемы, связанные со становлением и развитием системы инклюзивного образования в Азербайджане. Освещены вопросы становления и формирования инклюзивного образования, политика государства в этой области, принципы, задачи,...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Проблемы транспортной системы г. Краснодара и их решение с помощью внедрения информационных технологий

В данной статье рассмотрены проблемы и возможности г. Краснодара по модернизации и улучшению городской транспортной системы. Приводится обоснование необходимости современных информационных технологий при управлении и пользовании транспортной системой...

Охрана объектов культурного наследия в современном образовательном процессе

В данной статье рассмотрены проблемы современного строительного образования, его точечная направленность, поднят вопрос необходимости сохранения объектов культурного наследия, приведены число объектов культурного наследия необходимого для восстановле...

Похожие статьи

Инклюзивное образование в России

В статье рассматривается инклюзивное образование в России как переход всей системы обучения на высшую ступень развития. Разработаны мероприятия для решения проблем доступности профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательн...

Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей

Исследованы различные подходы к социально-педагогическому проектированию современного ДОО, разработанные в современной дошкольной педагогике. Представлен анализ потенциальных возможностей технологии проектирования ДОО на основе Федеральных государств...

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

В статье описывается опыт работы педагогов дошкольного учреждения по психолого — педагогической поддержке семей, имеющих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 5 до 7 лет. Раскрываются формы, методы, направл...

Основные цели и задачи развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне на примере г. Октябрьский Республики Башкортостан

В статье названы основные цели и задачи управления вопросами развития отрасли физической культуры и спорта на уровне муниципалитета, на примере города Октябрьского Республики Башкортостан. В работе рассмотрены основные программные документы, на котор...

Основные направления развития инклюзивного образования в Азербайджане

В статье освещаются основные проблемы, связанные со становлением и развитием системы инклюзивного образования в Азербайджане. Освещены вопросы становления и формирования инклюзивного образования, политика государства в этой области, принципы, задачи,...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Проблемы транспортной системы г. Краснодара и их решение с помощью внедрения информационных технологий

В данной статье рассмотрены проблемы и возможности г. Краснодара по модернизации и улучшению городской транспортной системы. Приводится обоснование необходимости современных информационных технологий при управлении и пользовании транспортной системой...

Охрана объектов культурного наследия в современном образовательном процессе

В данной статье рассмотрены проблемы современного строительного образования, его точечная направленность, поднят вопрос необходимости сохранения объектов культурного наследия, приведены число объектов культурного наследия необходимого для восстановле...

Задать вопрос