В работе рассмотрены психолого-педагогические аспекты организации современного урока русского языка в условиях введения ФГОС.
Ключевые слова: урок, образовательный стандарт, русский язык, ФГОС, электронные образовательные ресурсы.
Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования — это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное — умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе, на что обращают внимание многие исследователи [1, с. 75; 2, с. 69].
Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к системе образования сегодня меняют свои приоритеты [3, с. 5].
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежат системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, которые требуют модернизированного взгляда на структуру образовательного процесса. Основное направление деятельности в рамках вышеупомянутых подходов предполагает развитие активной учебно-познавательной активности обучающихся, а также самостоятельный поиск и постановку учебных целей.
В законе «Об образовании» стандарт — это совокупность трех систем требований: к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации.
Планируемые результаты согласно ФГОС: предметные, личностные, метапредметные. Основная идея инновационного образования — учить не мыслям, а мыслить. В документах по ФГОС говорится, что овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Системно-деятельностный подход предполагает единство процессов формирования речевой и мыслительной деятельности, что реализуется в практике преподавания русского языка и литературы.
Предмет «Русский язык» в школьной программе занимает особое место, так как его задачи: научить пользоваться словом (а не только правилами на письме), привить любовь к прекрасному, развить логическое мышление учащегося. Обязательным этапом современного урока русского языка является использование текста в качестве главной дидактической единицы.
Работа с текстом позволяет развить у детей метапредметные умения, а содержательная сторона текстов служит достижению личностных результатов. Изучение русского языка и литературы предполагает наличие и дальнейшее развитие метапотребностей учащихся, в первую очередь личностных: приобщение к миру ценностей, выработанных человеческой культурой, формирование своего ценностного мира, формирование потребности в чтении произведений, побуждающих к размышлению, духовной работе. Новые цели диктуют и соответствующие методы, соответствующие переходному состоянию современного общества [6, с. 90].
В зависимости от роли учеников в образовательном процессе их можно разделить на репродуктивные (пассивные) и активные.
Современные цифровые технологии становятся неотъемлемой частью эффективного функционирования многих сфер общества, в том числе образовательного процесса как в школе, так и в вузе. Опыт дистанционного обучения показал эффективность внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.
Быстрый темп развития информационно-коммуникационных технологий дает возможность быть участником образовательного процесса независимо от географического местоположения. В связи с этим традиционные педагогические технологии подвергаются цифровой модернизации, идет активный процесс внедрения цифровых инструментов, обеспечивающих новый формат взаимодействия педагога и обучающихся в виртуальном пространстве.
Модернизация образовательного процесса, основанного на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах, предполагает изменение требований к набору компетенций современного специалиста, который должен быть готов решать следующие профессиональные задачи, связанные с цифровизацией образования:
– умение ориентироваться в большом объёме информации, размещенной в локальных и глобальных сетях, и систематизировать данные в соответствии с учебной задачей;
– умение использовать компьютерную технику в соответствии с целями обучения;
– умение работать с операционной системой Windows и облачными сервисами для просмотра и хранения информации (Google Диск, Яндекс Диск, Облако Mail.ru) в рамках работы над учебной задачей;
– умение использовать офисные приложения для достижения образовательных результатов (Microsoft Office Microsoft Word, Microsoft Exel, Microsoft PowerPoint и др.);
– умение выполнять образовательные задачи в режиме «онлайн» с применением информационно-коммуникационных технологий, различных цифровых инструментов и с учетом основных требований информационной безопасности (ZOOM, Jitsi).
Переход на обучение по новым стандартам влечет за собой изменение целей и подходов к обучению, требований к умениям, формируемым в процессе обучения на различных ступенях образования. На первый план выходят гибкость, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, умение адаптироваться в любом обществе, в любой ситуации общения.
Одной из технологий, развивающих высоко востребованные в современном обществе компетенции, является проектная технология. Использование данной технологии активизирует мыслительную и практическую деятельность обучающихся в процессе овладения учебным материалом, повышает уровень самостоятельности и инициативности при выполнении учебных задач, способствует формированию умения применять полученные знания на практике, развивает творческие способности обучающихся, формирует умения работать в группе.
Проект является одной из активных форм деятельности [6], предполагает высокую степень включенности обучающихся в образовательный процесс по созданию проектного продукта и организацию условий для творческой и познавательной самореализации обучающихся при решении образовательных задач [3].
Эффективность применения приемов проектной деятельности также обусловлена трансформацией позиции обучающегося в образовательном процессе: по новым стандартам ученик из объекта обучения, потребителя знаний в готовом виде, превращается в субъект познания, то есть приобретает активную позицию в образовательном пространстве, в таком случае меняется и роль педагога, который становится консультантом, сопровождающим процесс обучения и контролирующим создание и корректировку индивидуальной образовательной траектории обучающихся [5].
Проектная технология также предполагает интерактивную форму взаимодействия участников образовательного процесса, которая направлена на создание комфортных условий для обучающихся, обеспечивающих ситуацию успеха. Участники проекта активно взаимодействуют на всех этапах реализации метода, осознают успешность образовательной деятельности, что способствует повышению интереса к изучаемому предмету и влияет на эффективность образовательного процесса в целом [1], так как в ходе проектной деятельности формируются как предметные, так и метапредметные умения.
Специфика преподавания русского языка и литературы как школьных предметов и вузовских дисциплин предполагает появление нового вида компетенций специалистов.
В частности, это проектная компетенция будущего педагога, которая является значимой характеристикой студента, способствующей личностному росту, разграничению специфики организации проектной деятельности как в качестве участника проектной группы, так и в качестве руководителя проекта, формированию навыков трансляции педагогического опыта в рамках профессиональной деятельности [7].
Формирование данной компетенции и в очном, и в дистанционном форматах обучения вплотную связано с уровнем владения приемами и принципами цифровой грамотности студентов и школьников. Опыт дистанционного обучения дает право назвать использование различных цифровых ресурсов в процессе обучения эффективным, востребованным на современном этапе развития.
Реализация проектной технологии дает возможность использовать различные интерактивные инструменты в зависимости от этапа совместной деятельности педагога и обучающихся по достижению результатов проекта. Эти инструменты широко используются в ходе работы над проектами различных предметных циклов и могут применяться как самостоятельная технология на уроках русского языка и литературы в школе и в рамках преподавания методических дисциплин в вузе.
Одним из эффективных приемов проектной деятельности на уроках русского языка является CASE STUDY [8]. Формулировки заданий такого типа могут быть различны:
– Представьте, что вы попали в город N. Создайте интерактивный буклет «достопримечательностей» для гостей города, используя в качестве инструмента онлайн-доску;
– «Путешествие во времени». Представьте, что прошло 10 лет. Составьте электронное резюме, продумайте, какую информацию необходимо отразить о себе и какие цифровые инструменты лучше использовать (русский язык, тема «Составление резюме», Деловая игра «Я ищу работу!»).
Реализация вышеназванного приема при изучении русского языка и литературы способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся, позволяет педагогу и классу работать с дополнительными материалами по изучаемой теме, формирует навыки работы с использованием современных цифровых инструментов.
Коллективная деятельность по созданию продукта проекта может быть организована и в очном, и в дистанционном режиме, а также возможно совмещение предложенных форм взаимодействия, что позволяет обучающимся сотрудничать в деловой обстановке под руководством педагога и в более свободной форме при работе группы в режиме видеоконференции.
Следует отметить, что второй вариант работы более предпочтителен для обучающихся среднего и старшего звена, где задача педагога сводится к консультированию групп и контролю за выполнением дорожной карты проекта.
Создание инфографики-статистики будет уместным при составлении «Портрета слова» в рамках изучения русского языка.
Инфографика «Портрет слова» сможет наглядно продемонстрировать масштаб и область использования лексической единицы с учетом различных источников информации. Возможные варианты формулировок по созданию графических объектов в рамках изучения русского языка:
— Проанализируйте инфографику «Портрет слова ЖИЗНЬ», дополните схему собственными примерами употребления слова. Создайте инфографику «Портрет слова…» по выбору, дополните контекст употребления графическими изображениями (русский язык, тема «Лексика»).
С учетом развития цифровизации технология проекта стала весьма востребованной в современной педагогике.
Проектная деятельность — это надежный инструмент, который открывает новые возможности для обучающихся различных ступеней образования. Использование современных цифровых инструментов при реализации проектной деятельности создает такие условия для обучения, которые максимально комфортны для всех участников образовательного процесса.
Литература:
- Когай Е. А. Семья в провинциальном регионе и вызовы модернизации // В мире научных открытий. 2013. № 11–6 (47). С. 74–79.
- Ромах О. В. Культурологическое образование в процессах глобализации // Фундаментальные исследования. 2007. № 7. С. 69–72.
- Ромах О. В. От научного редактора // Аналитика культурологии. 2005. № 1 (3). С. 5–6.
- Смирнова Л. Е. Компьютерная игра как одно из средств формирования познавательных интересов у школьников / Л. Е. Смирнова // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 7. — С. 254–257.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 287 с.
- Тарасов А. Н. Авангард как общекультурное явление в динамике европейской духовной жизни: философский анализ // Общество: философия, история, культура. 2019. № 7 (63). С. 86–91.
- Тупицына Е. Ю. Кинематографические интерпертации творчества В. М. Шукшина на уроках литературы // Педагог XXI столетия: сборник материалов IV студенческой научно-практич. конф., 20 февраля 2019 г. / отв. ред. Е. В. Гетманская; редколл.: Н. А. Миронова, Н. А. Попова, Е. Ю. Тупицына. М.: Буки Веди. 2019. С. 127–131.