В условиях интенсивного развития технологий, цифровизации всех сфер жизни общества образование претерпевает значительные изменения и модернизацию. Информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию образовательной среды на новом качественном уровне. Дидактические возможности ИКТ влекут за собой изменения содержания, структуры образовательных программ и общеобразовательной подготовки в целом. Меняется сама схема взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Наблюдается противоречие между классической системой образования и необходимостью внедрения информационно-коммуникационных технологий. Данное противоречие особенно актуально для программ общеобразовательной подготовки.
Эффективность применения ИКТ в процессе реализации общеобразовательных программ зависит от многих факторов. Один из них — компетентность педагогических кадров. Это одна из острых проблем, которая затрагивает вопросы готовность к обучению педагогов, наличие навыков использования современной электронной среды. Преподаватели не готовы к созданию электронных курсов, применению ИКТ технологий на уроках, применению методов и приемов интерактивного обучения и т. д. Проблема специфики деятельности преподавателей в условиях внедрения и применения ИКТ является психологической и имеет важное значение. Роль педагога в данных условиях значительно усложняется и становится многофункциональной. Меняется содержание педагогической деятельности, увеличивается физическая и психологическая нагрузка на преподавателя. Именно поэтому необходимы подготовка и обучение преподавателей с целью адаптации к условиям работы с ИКТ.
Вторая значимая проблема — это недостаточное обеспечение образовательных организаций оборудованием, бедная материально-техническая база. В этих условиях применение ИКТ в образовательном процессе невозможно.
Также необходимо обеспечение общеобразовательных предметов учебно-методическими материалами на основе ИКТ: электронными учебниками, учебно-методическими комплексами, программным обеспечением, моделями и тренажерами для проведения практических и лабораторных работ и т. д.
Формы и методы обучения, используемые на уроках, должны отвечать современным требованиям развития информационных компетенций. Это могут быть видеолекции, виртуальные семинары, видеоконференции и т. д. В условиях пандемии и систематического перехода образовательного процесса в дистанционный формат данная проблема особенно актуальна и является не инновацией, а требованием времени.
Методы обучения образовательной среды, построенной на основе ИКТ, базируются на самостоятельной познавательной деятельности обработки информации (поиску, анализу, применению и т. д.). Применение нового вида наглядности становится возможным благодаря мультимедийным технологиям. ИКТ позволяют применять включенное обучение, суть которого в возможности получения обучающимися новой информации в процессе освоения умений и навыков в занимательной или игровой форме.
Образовательный процесс предполагает оценку и контроль получаемых знаний, умений, навыков и определение уровня сформированности компетенций. Система управления и контроля, фонды оценочных средств должны учитывать специфику применения ИКТ и соответствовать им.
Специфика построения образовательно процесса с применением ИКТ влечет за собой необходимость тестирования и мониторинга не только знаний, умений и навыков обучающихся, но и их психофизиологических качеств. Это связано с тем, что уровень развития тех или иных психических процессов (внимания, памяти, мышления и т. д.) оказывает непосредственное влияние на ИКТ-компетентность.
Информационно-образовательная среда интегрирует всех участников сложного, иногда слабо структурируемого, учебного процесса. Поэтому она должна быть комфортной и привычной, нивелировать препятствия для интеллектуальной самореализации и творчества. ИКТ должны обеспечивать эффективное интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов, включать оптимальные функции управления процессом обучения, обладать дружественным интерфейсом и поддерживать многие дидактические компоненты. Эти соображения корреспондируют с необходимостью разработки соответствующей системы управления.
Концептуальная модель общих общеобразовательных программ, по нашему мнению, должна заключаться в следующем. Центральное место в предложенной модели занимает обучающийся, во круг которого концентрируются такие составляющие концептуальной модели как система информационно-коммуникационного обеспечения процесса обучения (учебные материалы, учебные и методические ресурсы), система управления и контроля качества образовательного процесса, преподавательский состав. Данные составляющие модели должны эффективно функционировать и взаимодействовать на основе информационных образовательных технологий.
Особенность современного педагогического процесса состоит в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на обучаемого, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию обучения.
Литература:
- Гайсинский И. Е., Перова М. В., Концептуальная модель образовательного процесса на основе средств информационно-коммуникационных технологий // https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-model-obrazovatelnogo-protsessa-na-osnove-sredstv-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy
- Колыхматов, В. И. Новые возможности и обучающие ресурсы цифровой образовательной среды: учебно-методическое пособие / В. И. Колыхматов. — Санкт-Петербург: ГАОУ ДПО«ЛОИРО», 2020.