В статье авторы рассказывают о прохождении блока педагогической практики студентами Петрозаводской государственной консерватории в условиях общеобразовательной школы.
Ключевые слова : педагогическая практика, музыка, общеобразовательная школа, консерватория, студенты.
Педагогическая практика является важной составляющей учебной деятельности студентов вузов. Обучающиеся в разные годы проходят различные виды практики, из которых основополагающей является педагогическая практика. Получаемая выпускниками квалификация «преподаватель» накладывает особые обязательства формирования у студентов психолого-педагогических компетенций, необходимых для успешного осуществления в дальнейшем педагогической деятельности.
На сегодняшний момент кафедра музыкальной педагогики и гуманитарных дисциплин Петрозаводской государственной консерватории организует для обучающихся по направлению подготовки 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, профиль «Музыкальная педагогика» прохождение педагогической практики на базе общеобразовательных школ. Данная практика, согласно учебному плану, реализуется на 3 курсе.
В качестве базы для прохождения практики определяются различные общеобразовательные школы. Педагогическая практика проводится в двух формах: пассивная и активная. Пассивная форма предполагает посещение занятий учителей музыки, а также составление конспектов уроков. Активная форма заключается в проведении уроков со школьниками.
При прохождении педагогической практики в общеобразовательной школе студенту необходим теоретический базис о сущности уроков музыки, знания технологических процессов, а также методов и форм работы с детьми школьного возраста, поскольку сам по себе урок музыки является основной формой организации музыкального воспитания в общеобразовательной школе.
Не оспорим тот факт, что воспитание и образование подрастающего поколения является важной стратегической задачей развития Российского государства [1], и значительное место в этом процессе занимает формирование духовно-нравственных качеств ребенка. В связи с этим возрастает значение деятельности школы в сфере эстетического образования, и тем самым к студентам-практикантам предъявляются серьезные требования при прохождении педагогической практики.
В распоряжении Правительства Российской Федерации перспективой воспитания детей является «высоконравственная личность, разделяющая российские традиционные духовные ценности, обладающая актуальными знаниями и умениями, способная реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовая к мирному созиданию и защите Родины» [1].
В системе общего образования воспитание эстетически и духовно развитой личности осуществляется в том числе и в процессе реализации дисциплины «Музыка», которая в общеобразовательных школах проводится с 1 по 8 классы.
В рамках общего образования студенту-практиканту необходимо помнить, что дисциплина «Музыка» является комплексной по своему содержательному наполнению и включает в себя основы музыкального, изобразительного искусства и литературы. Таким образом, образуется некий эстетический цикл, в рамках которого осуществляется тесная связь между различными видами искусств; их синтез способен раскрыть внутренний мир человека, например, глубину его чувств, идеи, отраженные в музыкальном произведении.
«Музыку», как школьную дисциплину, целесообразно осваивать одновременно с другими предметами, такими как история, обществознание, литература, изобразительное искусство и т. д. Практиканту для эффективной работы со школьниками с целью постижения смысла музыкального произведения необходимы знания об исторических событиях определенного времени, понимание социальных проблем, возникавших в конкретный период, знакомство с окружением композитора, осознание его источников вдохновения в момент создания музыкальных сочинений.
Целью уроков музыки в общеобразовательной школе является в целом воспитание музыкальной культуры обучающихся. Именно к такому итогу должен попытаться подвести учитель школьников. По мнению Л. А. Баренбойма, «нельзя учить «вообще», не задумываясь о конце обучения, о той конечной точке, к которой есть возможность и к которой следует подвести ученика» [2, с. 107]. Музыкальная культура — понятие широкое и включает в себя следующие компоненты: нравственно-этические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности, знания, умения и навыки, музыкальные способности. Таким образом, студенты-практиканты в процессе работы должны использовать различные виды работы: слушание музыки, пение, игровую и театральную деятельность, танцевально-ритмические упражнения, творческие проекты, рисование под музыку и т. д.
Отдельно хочется отметить то, что в настоящий момент существуют различные учебные программы по дисциплине «Музыка» в общеобразовательной школе. К числу широко используемых и предлагаемых в качестве основы студентам для педагогической практики относятся следующие:
- Программа по музыке Д. Б. Кабалевского.
- Программа по музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой.
- Программа по музыке В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр.
- Программа по музыке В. В. Алеева, Т. Н. Кичак.
- Программа по музыке Ю. Б. Алиева.
Формирование эмоциональной и духовной сферы детей в программах реализуется путем полного погружения в мир музыки посредством прослушивания избранных музыкальных произведений, их анализа, исследовательской деятельности, организации игрового процесса на уроках и т. д. Студентам-практикантам следует ответственно подойти к подбору музыкального материала. Так, к ознакомлению обучающимся предлагаются образцы народной, русской, зарубежной и современной музыки. Отобраны музыкальные произведения, вошедшие в сокровищницу лучших образцов музыкального искусства.
В процессе осуществления педагогической практики уделяется значительное внимание организации урока музыки в школе. Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта, принимается во внимание то, что урок музыки состоит из трех формирующих компонентов. Первый компонент включает в себя построение структуры урока, определение типа и вида урока. Второй компонент характеризуется рассмотрением информационной базы, библиографических источников, подбором аудиовизуального материала. Третий компонент представляет собой формулирование целей и задачей урока, а также выбор наиболее продуктивных форм и методов построение учебного процесса. Применение комплекса знаний учебного материала, подбор правильной комбинации элементов образовательного процесса, использование современных технологий помогает правильной организации урока и позволяет нам атрибутировать его как современный и инновационный.
По завершению педагогической практики в общеобразовательной школе отдельное внимание обращается на формулирование выводов и систематизации итогов проведенной работы, а также ведение отчетной документации, а именно заполнение дневника практики студента.
В рамках прохождения педагогической практике нами были проведены уроки со школьниками 6 и 8 классов Университетского лицея г. Петрозаводск. В качестве положительных моментов хотелось бы отметить дисциплинированность учеников, а также умение работать командно. Была также отмечена способность учеников мгновенно включаться в работу на уроке. Тема уроков и в 6, и в 8 классах была обозначена как «Музыка и космос», нами целенаправленно была выбрана одна и та же тема, поскольку существовал интерес понаблюдать, как один и тот же учебный материал усваивается у разных классов. Принимая во внимание возрастные особенности детей, была выбрана разная форма изложения материала, использование мультимедийных приложений и т. д. В процессе работы также возникали и трудность, главным образом связанные с работой технического оборудования, что заставляло мгновенно находить выход из сложившейся ситуации. На будущее, студентам-практикантам нужно учитывать похожие ситуации.
Подводя итог, можно сказать, что в целом, блок педагогической практики, предлагаемый студентам профиля «Музыкальная педагогика» в общеобразовательной школе, проходит успешно. Единственным недостатком является небольшое количество, отведенное на пассивную форму и активную работу. Учитывая малое количество часов, студенту-практиканту не всегда удается полностью раскрыть себя в педагогической деятельности, однако даже отведенное учебным планом время на педагогическую практику в общеобразовательной организации, вполне достаточно для выполнения образовательной программы и поставленных перед студентом целей.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»// Собрание законодательства РФ. № 996-р.
- Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. — Л.: Музыка, 1969.