Педагогическая практика студентов консерватории в условиях общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 21.02.2022

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Останина, С. А. Педагогическая практика студентов консерватории в условиях общеобразовательной школы / С. А. Останина, Е. С. Сайнюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88934/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье авторы рассказывают о прохождении блока педагогической практики студентами Петрозаводской государственной консерватории в условиях общеобразовательной школы.

Ключевые слова : педагогическая практика, музыка, общеобразовательная школа, консерватория, студенты.

Педагогическая практика является важной составляющей учебной деятельности студентов вузов. Обучающиеся в разные годы проходят различные виды практики, из которых основополагающей является педагогическая практика. Получаемая выпускниками квалификация «преподаватель» накладывает особые обязательства формирования у студентов психолого-педагогических компетенций, необходимых для успешного осуществления в дальнейшем педагогической деятельности.

На сегодняшний момент кафедра музыкальной педагогики и гуманитарных дисциплин Петрозаводской государственной консерватории организует для обучающихся по направлению подготовки 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, профиль «Музыкальная педагогика» прохождение педагогической практики на базе общеобразовательных школ. Данная практика, согласно учебному плану, реализуется на 3 курсе.

В качестве базы для прохождения практики определяются различные общеобразовательные школы. Педагогическая практика проводится в двух формах: пассивная и активная. Пассивная форма предполагает посещение занятий учителей музыки, а также составление конспектов уроков. Активная форма заключается в проведении уроков со школьниками.

При прохождении педагогической практики в общеобразовательной школе студенту необходим теоретический базис о сущности уроков музыки, знания технологических процессов, а также методов и форм работы с детьми школьного возраста, поскольку сам по себе урок музыки является основной формой организации музыкального воспитания в общеобразовательной школе.

Не оспорим тот факт, что воспитание и образование подрастающего поколения является важной стратегической задачей развития Российского государства [1], и значительное место в этом процессе занимает формирование духовно-нравственных качеств ребенка. В связи с этим возрастает значение деятельности школы в сфере эстетического образования, и тем самым к студентам-практикантам предъявляются серьезные требования при прохождении педагогической практики.

В распоряжении Правительства Российской Федерации перспективой воспитания детей является «высоконравственная личность, разделяющая российские традиционные духовные ценности, обладающая актуальными знаниями и умениями, способная реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовая к мирному созиданию и защите Родины» [1].

В системе общего образования воспитание эстетически и духовно развитой личности осуществляется в том числе и в процессе реализации дисциплины «Музыка», которая в общеобразовательных школах проводится с 1 по 8 классы.

В рамках общего образования студенту-практиканту необходимо помнить, что дисциплина «Музыка» является комплексной по своему содержательному наполнению и включает в себя основы музыкального, изобразительного искусства и литературы. Таким образом, образуется некий эстетический цикл, в рамках которого осуществляется тесная связь между различными видами искусств; их синтез способен раскрыть внутренний мир человека, например, глубину его чувств, идеи, отраженные в музыкальном произведении.

«Музыку», как школьную дисциплину, целесообразно осваивать одновременно с другими предметами, такими как история, обществознание, литература, изобразительное искусство и т. д. Практиканту для эффективной работы со школьниками с целью постижения смысла музыкального произведения необходимы знания об исторических событиях определенного времени, понимание социальных проблем, возникавших в конкретный период, знакомство с окружением композитора, осознание его источников вдохновения в момент создания музыкальных сочинений.

Целью уроков музыки в общеобразовательной школе является в целом воспитание музыкальной культуры обучающихся. Именно к такому итогу должен попытаться подвести учитель школьников. По мнению Л. А. Баренбойма, «нельзя учить «вообще», не задумываясь о конце обучения, о той конечной точке, к которой есть возможность и к которой следует подвести ученика» [2, с. 107]. Музыкальная культура — понятие широкое и включает в себя следующие компоненты: нравственно-этические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности, знания, умения и навыки, музыкальные способности. Таким образом, студенты-практиканты в процессе работы должны использовать различные виды работы: слушание музыки, пение, игровую и театральную деятельность, танцевально-ритмические упражнения, творческие проекты, рисование под музыку и т. д.

Отдельно хочется отметить то, что в настоящий момент существуют различные учебные программы по дисциплине «Музыка» в общеобразовательной школе. К числу широко используемых и предлагаемых в качестве основы студентам для педагогической практики относятся следующие:

  1. Программа по музыке Д. Б. Кабалевского.
  2. Программа по музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой.
  3. Программа по музыке В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр.
  4. Программа по музыке В. В. Алеева, Т. Н. Кичак.
  5. Программа по музыке Ю. Б. Алиева.

Формирование эмоциональной и духовной сферы детей в программах реализуется путем полного погружения в мир музыки посредством прослушивания избранных музыкальных произведений, их анализа, исследовательской деятельности, организации игрового процесса на уроках и т. д. Студентам-практикантам следует ответственно подойти к подбору музыкального материала. Так, к ознакомлению обучающимся предлагаются образцы народной, русской, зарубежной и современной музыки. Отобраны музыкальные произведения, вошедшие в сокровищницу лучших образцов музыкального искусства.

В процессе осуществления педагогической практики уделяется значительное внимание организации урока музыки в школе. Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта, принимается во внимание то, что урок музыки состоит из трех формирующих компонентов. Первый компонент включает в себя построение структуры урока, определение типа и вида урока. Второй компонент характеризуется рассмотрением информационной базы, библиографических источников, подбором аудиовизуального материала. Третий компонент представляет собой формулирование целей и задачей урока, а также выбор наиболее продуктивных форм и методов построение учебного процесса. Применение комплекса знаний учебного материала, подбор правильной комбинации элементов образовательного процесса, использование современных технологий помогает правильной организации урока и позволяет нам атрибутировать его как современный и инновационный.

По завершению педагогической практики в общеобразовательной школе отдельное внимание обращается на формулирование выводов и систематизации итогов проведенной работы, а также ведение отчетной документации, а именно заполнение дневника практики студента.

В рамках прохождения педагогической практике нами были проведены уроки со школьниками 6 и 8 классов Университетского лицея г. Петрозаводск. В качестве положительных моментов хотелось бы отметить дисциплинированность учеников, а также умение работать командно. Была также отмечена способность учеников мгновенно включаться в работу на уроке. Тема уроков и в 6, и в 8 классах была обозначена как «Музыка и космос», нами целенаправленно была выбрана одна и та же тема, поскольку существовал интерес понаблюдать, как один и тот же учебный материал усваивается у разных классов. Принимая во внимание возрастные особенности детей, была выбрана разная форма изложения материала, использование мультимедийных приложений и т. д. В процессе работы также возникали и трудность, главным образом связанные с работой технического оборудования, что заставляло мгновенно находить выход из сложившейся ситуации. На будущее, студентам-практикантам нужно учитывать похожие ситуации.

Подводя итог, можно сказать, что в целом, блок педагогической практики, предлагаемый студентам профиля «Музыкальная педагогика» в общеобразовательной школе, проходит успешно. Единственным недостатком является небольшое количество, отведенное на пассивную форму и активную работу. Учитывая малое количество часов, студенту-практиканту не всегда удается полностью раскрыть себя в педагогической деятельности, однако даже отведенное учебным планом время на педагогическую практику в общеобразовательной организации, вполне достаточно для выполнения образовательной программы и поставленных перед студентом целей.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»// Собрание законодательства РФ. № 996-р.
  2. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. — Л.: Музыка, 1969.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая практика, общеобразовательная школа, Музыка, урок музыки, изобразительное искусство, музыкальное произведение, общее образование, пассивная форма, педагогическая деятельность, Петрозаводская государственная консерватория.


Похожие статьи

Роль и значение непрофильных дисциплин в музыкальном вузе: опыт педагогической практики

В статье автор рассматривает место непрофильных дисциплин в музыкальном вузе, а также сообщает о собственной педагогической деятельности на уровне среднего-профессионального и высшего образования.

Роль мультимедийных образовательных технологий в воспитании музыкальной культуры учащихся (на примере предметов музыкально-исторического цикла в ДШИ)

Воспитание музыкальной культуры у подрастающего поколения является приоритетной задачей музыкального образования. В статье автор раскрывает роль, возможности мультимедийных образовательных технологий на предметах музыкально-исторического цикла в ДШИ.

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...

Использование зарубежного опыта в процессе профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности

В статье представлен имеющийся опыт подготовки учащихся школ и студентов вузов Израиля и Испании в области безопасности жизнедеятельности и его использование в учебно-воспитательном процессе подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в педаго...

Способы совершенствования приоритетов педагогической деятельности на основе самооценки (на примере уроков музыки в общеобразовательной школе)

В статье рассматриваются приоритеты педагогической деятельности, их совершенствование на основе самооценки педагога. Автором предложен собственный опыт действий по повышению самооценки (на примере уроков музыки в общеобразовательной школе).

Исполнительская культура начинающего пианиста: исторический аспект и роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся

В статье освещаются исторические основы фортепианной педагогики в России и за рубежом, роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся.

Основные показатели знаний правовой культуры студентов в средних специальных учебных заведениях на примере Мамадышского политехнического колледжа

В статье раскрывается понятие правовой культуры, проводится исследование среди студентов.

Технологии организации учебного сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Статья посвящена обобщению опыта разнообразных способов формирования групп обучающихся для организации учебного сотрудничества.

Проблема приобретения интерпретационного опыта обучающимися дирижированию оркестром народных инструментов в процессе освоения образовательных программ в вузе культуры

В статье рассмотрена проблема приобретения опыта интерпретации музыкальных произведений студентами, обучающимися в вузах культуры (институты культуры, академии культуры и/или искусства) по направлению подготовки «Дирижирование» (бакалавриат, магистра...

Критерии отбора песенного материала для урока иностранного языка

В статье рассказывается об эффективности использования музыкальной наглядности на занятиях и приводятся критерии отбора песенного материала, которые могут быть использованы учителем на уроках иностранного языка.

Похожие статьи

Роль и значение непрофильных дисциплин в музыкальном вузе: опыт педагогической практики

В статье автор рассматривает место непрофильных дисциплин в музыкальном вузе, а также сообщает о собственной педагогической деятельности на уровне среднего-профессионального и высшего образования.

Роль мультимедийных образовательных технологий в воспитании музыкальной культуры учащихся (на примере предметов музыкально-исторического цикла в ДШИ)

Воспитание музыкальной культуры у подрастающего поколения является приоритетной задачей музыкального образования. В статье автор раскрывает роль, возможности мультимедийных образовательных технологий на предметах музыкально-исторического цикла в ДШИ.

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...

Использование зарубежного опыта в процессе профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности

В статье представлен имеющийся опыт подготовки учащихся школ и студентов вузов Израиля и Испании в области безопасности жизнедеятельности и его использование в учебно-воспитательном процессе подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в педаго...

Способы совершенствования приоритетов педагогической деятельности на основе самооценки (на примере уроков музыки в общеобразовательной школе)

В статье рассматриваются приоритеты педагогической деятельности, их совершенствование на основе самооценки педагога. Автором предложен собственный опыт действий по повышению самооценки (на примере уроков музыки в общеобразовательной школе).

Исполнительская культура начинающего пианиста: исторический аспект и роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся

В статье освещаются исторические основы фортепианной педагогики в России и за рубежом, роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся.

Основные показатели знаний правовой культуры студентов в средних специальных учебных заведениях на примере Мамадышского политехнического колледжа

В статье раскрывается понятие правовой культуры, проводится исследование среди студентов.

Технологии организации учебного сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Статья посвящена обобщению опыта разнообразных способов формирования групп обучающихся для организации учебного сотрудничества.

Проблема приобретения интерпретационного опыта обучающимися дирижированию оркестром народных инструментов в процессе освоения образовательных программ в вузе культуры

В статье рассмотрена проблема приобретения опыта интерпретации музыкальных произведений студентами, обучающимися в вузах культуры (институты культуры, академии культуры и/или искусства) по направлению подготовки «Дирижирование» (бакалавриат, магистра...

Критерии отбора песенного материала для урока иностранного языка

В статье рассказывается об эффективности использования музыкальной наглядности на занятиях и приводятся критерии отбора песенного материала, которые могут быть использованы учителем на уроках иностранного языка.

Задать вопрос