Происхождение государства и права является интересной темой для дискуссий. Это может быть сверхъестественное, природное или социальное явление, в зависимости от точки зрения исследователей. В данной статье будут упомянуты и проанализированы популярные теории происхождения государства. Это теократия, считающая государство продуктом богов. Патриархальная теория утверждает, что государство — это развитие семьи, в то время как теория общественного договора утверждает, что государство — это продукт человеческого соглашения. Согласно марксистско-ленинскому взгляду на науку, государство есть естественное явление — история, а государство воплощает в себе общую волю человеческого общества.
Ключевые слова: государственная доктрина, право, теократия, патриархат, государство.
Keywwords: law, social contract, theories of state, theory of divine origin, evolution theory.
Среди правоведов и историков существует единое мнение, что к первым народам мира на Востоке относятся: Китай, Египет, Индия и Месопотамия, а к Западу относятся Греция и Рим. Некоторые теории предполагают, что именно боги создали государство. Другие предполагают, что это было примитивное социологическое соглашение с общественной собственностью для создания частной и государственной собственности. Однако упоминаемая исследователями проблема чаще всего относится к первой государственной форме. И редко упоминают о появлении государства в нынешнем обществе. То есть, когда общество сформировалось с правовыми и политическими институтами, будут продолжать появляться новые институты, которые не следуют трактовке теорий о государстве и праве.
Изучение процесса зарождения государства носит не только содержательный в плане восприятия, но и политико-практический характер, помогая лучше понять социальную природу государства, его особенности, причины и условия его образования и развития. Определить все основные функции, виды деятельности, должности и роли в общественной жизни и политической системе.
- Tеократия
Теократия считается одной из древнейших теорий происхождения государства и права. Государство — продукт богов, а политическая власть — власть, которую боги дают главе государства. Глава государства является представителем или воплощением богов, действующим от имени богов, чтобы управлять обществом и править людьми. Глава государства сочетает в себе королевскую власть и теократию. Другими словами, король сочетает в себе политическую и религиозную власть. Социальный порядок должен быть установлен согласно воле короля, потому что это также воля богов. Царь выше закона, противодействовать воле царя так же противно, как и воле Божией.
Теократия существует и по сей день. Однако наиболее популярной теократия была во времена первых государств, таких как Китай, Египет, Индия и Месопотамия[1]. Точно так же Закон Хаммурапи также определяет царя как воплощение богов: верховного бога Ану (Ану Возвышенного), царя области Анунаков, и бога Бела, владыку неба и земли с решающей властью, судьбой страны, дал сыну бога Эа, Мардуку, владычество над всем человечеством, и боги взяли его славное имя, чтобы назвать Вавилон с желанием, чтобы Вавилон стал величайшим и вечным. Некоторые исследователи даже делят теократию на три отдельные фракции. Монархия считает, что Бог дает королю право править. Король имеет полную власть над судьбой страны и ее подданных. Церковная секта утверждает, что Бог наделяет Церковь силой. Церковь будет господствовать духовно и давать власть управлять обществом (государством) представителю (королю). Эта точка зрения очевидна в доктрине «двух мечей». По словам Папы Геласиуа I, Бог создал два меча как символы. Одна сторона представляет религиозную власть, а другая сторона представляет политику.
Папа должен подчиняться императору в политических вопросах, а император должен подчиняться папе в религиозных вопросах. Это было разделение власти между церковью и королем.
Последней в теократии является фракция Гражданских прав. Согласно этой точке зрения, Бог наделяет людей полномочиями, и люди выбирают своего представителя (царя). В случае, если король не может выполнить волю народа, народ имеет право свергнуть короля, чтобы установить нового короля. Многие критики утверждают, что теократия способствует самодержавию царя. Во имя Бога царь создал неограниченную власть. Эта доктрина была наиболее очевидной во времена рабства и феодализма.
Таким образом, в общих чертах можно сказать, что с теократической точки зрения происхождение государства и права создано богами, и наше формирование и существование представляет собой волю бога.
- Патриархальная теория
Патриархальная теория утверждает, что семья является ячейкой общества. Нация формируется из семей, и когда глава этих семей определяет территориальные права, они также образуют государство.
Государство есть результат процесса модернизации большой социальной общности (семьи). Первобытная семья состояла из мужа, жены и детей. Отец — глава семьи, власть отца признается и уважается всеми членами семьи. Позже семья расширилась и родила много детей. Однако роль отца как главы семьи по-прежнему сохраняется. Начиная с семьи, отношения в обществе добрые. Размер семьи увеличивается из-за необходимости сосуществования с природой и другими группами людей. Патриархат — основа первобытного общества. Слово родителей — закон.
Рождение государства — это процесс. По мере увеличения численности населения возрастала и потребность в управлении обществом ради безопасности и поддержания общественного порядка. Управление также должно обеспечивать экономическую цель и выживание сообщества. Характерными чертами патриархального общества являются:
1) Роль отца — это роль главы
2) Власть отца абсолютна как в духовном, так и в религиозном плане.
3) Власть передается только сыновьям
4) Крепкий брак, будь то одна жена или много жен
В целом теория патриархата состоит в том, что государство возникает из необходимости управлять обществом, защищать безопасность каждого и общие интересы. Однако с точки зрения юриспруденции, эта теория не очень популярна, потому что она больше социологична, чем политическая или юридическая. Кроме того, патриархальная теория также в той или иной степени оправдывает неравенство, порабощение и господство людей в обществе и принимает их как должное.
Как и теократия, правовое происхождение патриархального учения также редко упоминается. Потому что государство — это модель расширенного клана, а государственная власть исходит от усиленного патриархата. Закон — это расширенное семейное правило. С юридической точки зрения, это учение придает большое значение обрядам и рассматривает их как старые нормативные нормы поведения.
- Теория общественного договора
Теория общественного договора считается одной из наиболее представительных теорий происхождения государства. Согласно этой теории, государство есть продукт природы. В естественном состоянии люди свободны в своих действиях и несут ответственность за них. Все равны по статусу с другими. Потому что необходимость обеспечения порядка и общих интересов общества, формирует государство.
Общественный договор тождественен учению о естественном праве или просто рассматривается как естественное учение о происхождении государства и права. Согласно этой точке зрения, люди живут тем, что хотят. Никто не издавал законов, чтобы контролировать их или доминировать над ними. Здесь действует закон природы. По этим причинам теория общественного договора также считается основой гражданского общества.
Однако, помимо общих моментов, общественный договор и теория естественного права имеют определенные различия и имеют свои направления исследований. Общественный договор особенно касается многих вопросов государства, в то время как теория естественного права касается права. Именно по этой причине теория общественного договора также считается основой гражданского общества.
Учение о французском общественном договоре процветало в XVII и XVIII веках. Гоббса можно считать тем, кто заложил первые основы этой теории. После этого Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо добавили еще штрихи. Однако между ними существуют отчетливые черты общественного договора. Это различие видно во «Левиафане» (Гоббс), «Втором трактате о гражданском правительстве» (Джон Локк) и «Общественном договоре» (Руссо).
Гоббс утверждал, что в естественном состоянии человек живет согласно природе. Однако при реализации своих прав они рискуют ущемить права других. Через общественный договор государство как инструмент, обладающий высшей властью и властью, обеспечивает общественный порядок. Государство использует свою верховную власть для обеспечения общественного порядка. Верховенство неограниченно, неделимо и полностью выше закона.
Хотя это учение проповедует человеческую свободу, государство должно быть орудием служения и ограниченным в силе (Джон Локк), государство должно быть на благо всего общества (Руссо)... но оно не объясняет в явном виде происхождение штатов. Взгляд на общественный договор является философским, а не чисто юридическим.
- Теория насилия
Теория насилия доказывает, что государство формируется из силы, господства сильного над слабым. Многие исследователи этого учения считают, что многие государства в мире родились в результате войны (например, Греция, Перу, Колумбия...). Бесспорно, насилие играет очень важную роль в становлении и развитии государства. Многие страны также демонстрируют процесс формирования государства посредством насилия. Однако эта теория поддерживает истину сильного и право управлять слабым. Согласно этой теории, в обществе не будет мира из-за насилия, целью развития считается война. Общество будет без справедливости, морали и гуманизма.
- Марксистско-Ленинское учение о происхождении государства
Теория Маркса — Ленина о происхождении государства начинается с изменения и развития общественно-экономических форм. При пяти общественно-экономических формах, включающих первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистскую, первая стадия — социализм, первый период социальной истории человечества — первобытной общины — мы не видим государства.
Государство возникло только тогда, когда общество развилось до определенного уровня.
5.1 Первобытный коммунистический режим и организация родов и племен
а) Социально-экономическая основа
Первобытнообщинный строй считается первой социально-экономической формой социальной истории человечества. С экономической точки зрения это система общей собственности на средства производства и имущество рода. Прямое распределение продукции — это принцип равного распределения. Члены сообщества не имеют различий в правах или обязанностях, каждый присоединяется к рабочей силе и пользуется плодами этого труда. Господствующим принципом в этот период было усредненное прямое распределение продуктов труда.
Видно, что принцип разделения труда и разделения продуктов труда в первобытнообщинном строе уместен. Потому что основным источником продуктов является охота и собирательство. Количество продуктов ограничено из-за отсутствия рабочих инструментов, поэтому хозяину хватает на траты в повседневной жизни, избытка продуктов нет. Из-за этого в обществе нет частной собственности.
Когда труд в основном собирательный, больше используется женский труд. Женщины в первую очередь занимались собирательством, сельским хозяйством и скотоводством, что давало клану более частую пищу. Причина, по которой женщин уважают, не в том, что они пользуются авторитетом у своих детей, а в том, что они играют решающую роль в экономике. Помимо решающей роли в экономике, они также играют решающую роль в обществе. Этот период является матрилинейным периодом. Можно сказать, что это своего рода власть, организованная всем обществом и осуществляемая на основе доверия и поддержки всех членов сообщества. Эта сила может быть сформирована и передана отдельным лицам или группам на основе престижа, силы или интеллекта определенного человека. Однако носитель этой власти не имеет льгот, но все равно должен участвовать в труде наравне с другими членами. Тем более это право не связано с экономической выгодой. Позже, когда зародилось государство, оно стало ассоциироваться с политической властью. За политическую власть нужно бороться, и эта власть тесно связана с экономическими интересами, а также с механизмом защиты власти.
Помимо организации управления родом, совета рода, вождей и военачальников, инструментами управления обществом были социальные нормы. С точки зрения правового монизма, право есть общеобязательный кодекс поведения, обнародованный или признанный государством, выражающий сущность государства и фактор, регулирующий общественные отношения в соответствии с принципами права определенной направленности. Таким образом, согласно этой точке зрения, ни обнародованные, ни признанные государством, нормативные или нет, не являются законами, а называются социальными нормами. Социальные нормы — это нормы социального поведения. То есть они также являются образцами или нормами поведения, в той или иной мере принимаемыми социальной общностью. Нормы могут быть обычными кодексами, этическими стандартами или религиозными догмами. В догосударственную эпоху споры в обществе часто решались с помощью обычаев и социальных норм, таких как моральные кодексы и религиозные нормы. Правовые обычаи также влияют на нормативные и ценностные нормы общества. Кроме того, они также отражают порядок и развитие общества. Обычаи Дхармы стали неотъемлемой частью общественной жизни. Можно сказать, что следование обычному праву соответствует требованиям общества.
Помимо правовой практики, существуют мораль и религиозные убеждения, которые также являются важными социальными нормами. Этика — это общественно признанные стандарты, нормы и принципы, которые обуславливают и ориентируют поведение и отношения людей друг с другом и с обществом. Религиозные вероучения — это правила определенной религиозной общины, которых должны придерживаться ее члены.
До появления пропасти между богатыми и бедными и несправедливости общество не нуждалось в законе — всеобщем обязательном кодексе поведения, а также в принудительном подчинении политически могущественному классу. Обычаи и другие социальные нормы регулируют общественные отношения, основанные на авторитете племенных советов и особенно на добровольном следовании нормам, установленным сообществом. Племенные обычаи предписаны всем членам общества в равной степени и основаны на добровольном соблюдении правил. Требования жизни требуют формирования новых нормативов общественных отношений, отвечающих коренным изменениям в обществе, и осуществляются не только сильным влиянием общества, но и сильным влиянием общества, государственным принуждением. Это закон.
5.2 Распад первобытнообщинного общества и возникновение государства.
В ранний период первобытнообщинной жизни продукты труда удовлетворяли только практические потребности общинной жизни. Однако в процессе развития люди постепенно познавали торговлю через случайные обстоятельства. Именно этот стихийно возникающий обмен и является зародышем товарного производства. Первым общественным разделением труда было отделение скота от земледелия. Это связано с тем, что во время охоты или собирательства началось изобилие, и эти охотники или собиратели естественным образом размножались, заставляя людей начинать формировать это примитивное социальное доказательство, развитое до определенной степени, и человек изначально знал, как покорять природу.
В конце первобытного общества возникло второе разделение труда — ремесленное, отделившееся от земледелия. Это разделение труда возникает в результате обмена товарами в нерабочее время из-за погоды, климата или стихийных бедствий. Некоторые люди посчитали, что обмен ремеслами более выгоден, поэтому они переключились на ремесла, больше не занимаясь сельским хозяйством. Затем пришла торговля, и это было третье разделение труда.
Следствие тройного разделения труда привело к быстрому экономическому развитию. Возникла частная собственность и образовалась социальная стратификация. Был ликвидирован принцип среднего в распределении продуктов, образовалась и развилась частная собственность. Можно сказать, что частная собственность является причиной социального разделения.
С положительной точки зрения частная собственность есть выражение общественного развития, она свидетельствует о развитии производительных сил и накоплении людьми продуктов труда. Однако негативным моментом частной собственности является то, что она разделяет общество на богатых и бедных, порождая антагонистический и непримиримый конфликт между разными группами людей в обществе.
В результате разделения труда и быстрого развития общества род деградировал. Публичная власть рода, система управления, организованная всем обществом для защиты интересов всех членов рода, подходила только обществу, не знавшему внутренних противоречий. Для запуска и управления новым обществом потребовалась новая организация, качественно отличная от предыдущей. Эта организация, по всем условиям своего существования, созданная экономически господствующим классом, явилась орудием его власти и, конечно, организацией, осуществляющей классовое господство, направленной на подавление открытых классовых конфликтов или поддержание их в порядке.
Заключение
Таким образом, государство возникло не случайно, а явилось продуктом внутреннего развития родо-племенного общества. Рождение государства неизбежно, поскольку оно основано на экономических и социальных предпосылках. Эта экономическая предпосылка — частная собственность на наличные ресурсы, социальная предпосылка — разделение общества на антагонистические классы и непримиримая борьба между этими классами. В отношении государства к экономической и социальной предпосылке деньги для хозяйства должны появиться раньше и являются предпосылкой рождения государства. Социальная предпосылка есть не что иное, как социальное следствие (или социальное выражение) вышеуказанной экономической предпосылки.
Путем исследования происхождения государства и права можно увидеть, что это два исторических явления, они возникают и существуют вместе с возникновением человеческого общества. Трудно сказать, первично ли государство или первично право, потому что их появление не детерминировано в определенное время в обществе, а является процессом. Когда мы говорим, что закон создается государством, это не означает, что государство предшествует закону. Это кристаллизация социальных ценностей, но также политическая и философская окраска жизни и человеческого развития.
Литература:
- Аманда Перро-Соссин и Джеймс Бернард Мерфи, «Характер обычного права: введение» в Аманда Перро-Соссин и Джеймс Бернард Мерфи (редакторы), Природа обычного права: юридические, исторические и философские перспективы (издательство Кембриджского университета, 2007 г.))
- Аквинский, Фома, Св., «Summa Theologica» Великий философ-юрист. Эд Кларенс Моррис. Филадельфия, Пенсильвания: University of Pennsylvania Press, 1971, стр. 75–79.
- Брайан А. Гарнер и др., Юридический словарь Блэка, West Group, 7-е изд., 1999 г.
- Генри Саммер Мэн, Древний закон, Обзор Оксфордского университета, 1886 г., том 162.
- Генри Саммер Мэн, Древний закон, издательство Оксфордского университета, 1954 г.
- Жан-Жак Руссо Об Общественном договоре, Издатель политической теории Вьетнам 2014 г.
- А. В. Петренко. Теория государства и права: Учебник. — М.: АСТ, 2009.
- А. С. Пиголкин. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: Городец, 2003.
- Г. Ф. Шершеневич. Общая теория права. В 2 т. — М.: Юридический колледж МГУ, 1995. -Т.2.
- Лапаева В. В., Тумурова А. Т. Процессы генезиса права с позиций принципа формального равенства (по материалам юридико-антропологического исследования)// История государства и права. — 2009. — № 17.
- Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник -2-е изд., переработанное и дополненное. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004.
- Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Изд-во «Юристъ», 2004.
- Теория государства и права: Учебник / Под ред. А. В. Петренко. — М.: АСТ, 2009.
[1] См. Также закон Ману Индии