Все хозяйствующие субъекты в ходе своей деятельности в той или иной степени осуществляют расчеты с поставщиками и подрядчиками, так как они являются ключевыми и наиболее распространенными операциями. Эти расчеты требуется корректно организовывать и учитывать. При этом существует ряд особенностей организации формирования расчетов с поставщиками и подрядчиками, связанных с различными этапами формирования таких взаимоотношений, при реализации которых, возникают проблемы, в том числе в части учетного контроля таких операций.
Ключевые слова: поставщики, подрядчики, система формирования расчетов, бухгалтерский учет, проблемы и перспективы.
All economic entities in the course of their activities to some extent carry out settlements with suppliers and contractors, since they are the key and most common operations. These calculations must be correctly organized and taken into account. At the same time, there are a number of features of the organization of the formation of settlements with suppliers and contractors associated with various stages of the formation of such relationships, during the implementation of which problems arise, including in terms of accounting control of such operations.
Keywords: suppliers, contractors, settlement formation system, accounting, problems and prospects.
В ходе своей работы хозяйствующий субъект приобретает товары, работы, услуги, с применением которых осуществляет производственную и хозяйственную деятельность. При этом необходимо предварительное заключение договора на поставку товаров, работ и услуг с их поставщиком или подрядчиком. На данном этапе стороны договариваются об условиях таких поставок и принимают на себя обязанности по исполнению договорных обязательств по их поставке, с одной стороны, и оплате, с другой стороны.
С юридической точки зрения, в данном случае, поставщик выступает в роли физического или юридического лица, которое обязуется осуществить поставку товаров, работ или услуг в соответствии с принятыми договорными условиями и за определенную плату покупателю — физическому или юридическому лицу. Подрядчик представляет собой физическое или юридическое лицо, исполняющее договорные обязательства по договору подряда по выполнению работ или оказанию услуг.
Поставка товаров, работ, услуг, как и другие операции бухгалтерского учета, регламентируются на законодательном уровне в части их документального оформления, отражения на счетах бухгалтерского учета, проведения инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками.
При этом документальное оформление операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками начинается с формирования товарно-транспортных накладных на товар; актов выполненных услуг и работ; унифицированного передаточного документа, либо счета-фактуры. Корректное их оформление, и применение актуальной версии документа является важным при формировании достоверного и законного документооборота в организации, в том числе в части учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. В частности, много ошибок выявляется в практической деятельности хозяйствующих субъектов при оформлении счетов-фактур, связанных с продажей товаров, работ, услуг, что отражается на возможности предъявления НДС бюджету с полученных товаров, работ, услуг, то есть принять его к вычету. В этом кроется главная проблема некорректного документального оформления операций по поставке товаров, работ, услуг и оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками, влекущая за собой отказ в возмещении «входного» НДС организации со стороны контролирующих органов.
Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на одноименном счете 60 счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При этом требуется ведение синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, то есть в разрезе контрагентов и договорных обязательств. Необходимость осуществления учета в разрезе отдельных контрагентов обусловлена тем, что при отсутствии внутреннего контроля над формированием кредиторской задолженности, которая возникает при исполнении договорных обязательств с поставщиками и подрядчиками, возможно некорректное их отражение на счетах бухгалтерского учета и чрезмерное увеличение кредиторской задолженности. Последнее может критически повысить обязательства хозяйствующего субъекта перед поставщиками и подрядчиками, что чревато возникновением риска несостоятельности (банкротства), то есть невозможности отвечать по своим обязательствам в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Можно выделить ряд основных задач, которые решаются в ходе систематизации формирования расчетов с поставщиками и подрядчиками:
— посредством учета создается информационная система, отражающая состояние расчетов, которая требуется для использования руководству;
— в процессе осуществления учетного процесса расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется сбор документальных подтверждений соответствия деятельности хозяйствующего субъекта законным основаниям;
— посредством учета устанавливается соблюдение требуемых форм расчетов;
— производится отслеживание формирования и исполнения обязательств по кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками организации;
— производится контроль возникновения просроченной кредиторской задолженности хозяйствующего субъекта перед поставщиками и подрядчиками;
— осуществляются контрольные мероприятия над исполнением договорных обязательств по поставке товаров, выполнения работ и оказания услуг;
— производится своевременное оприходование товарно-материальных ценностей и списание на счета затрат выполненных работ и оказанных услуг.
Перечисленный перечень задач характеризует актуальность ведения расчетов с поставщиками и подрядчиками. Посредством корректного формирования учетной информации расчетов с поставщиками и подрядчиками, внешние и внутренние пользователи получают достоверное отражение состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Для проверки достоверности отражения операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками со стороны бухгалтерской службы хозяйствующего субъекта проводятся инвентаризации данных расчетов. В случае отсутствия практики проведения инвентаризаций в организациях, возникает проблема невозможности осуществления контроля за корректностью формирования расчетов и достоверности сальдо по расчетам, а также их своевременности погашения.
При этом в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» поименованы основные условия, при которых проведение инвентаризации является обязательной: перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Также требуется проведение инвентаризации расчетов перед выверкой задолженности с контрагентом; при закрытии договорных обязательств.
В целях осуществления инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, связанной с проверкой информации, отраженной на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», производится предварительная сверка расчетов с контрагентами посредством формирования и подписания актов сверок взаимных расчетов. Инвентаризация позволяет проверить корректность сумм кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, либо дебиторской задолженности (в случае выполнения авансовых платежей); проверить тождественность остатков; выполнить обоснование начисленной задолженности.
Сложность учетных операций в части договорных отношений с поставщиками и подрядчиками связана также и операциями, носящими неотфактурованный характер. То есть случаются такие взаимоотношения, в ходе которых осуществляется поставка товара без сопровождающих документов: счета-фактуры, товарно-транспортной накладной; унифицированного передаточного документа. В данном случае бухгалтер покупателя обязан составить самостоятельно акт о приемке, который ориентируется на учетной стоимости ценностей без НДС — по договору, либо с учетом стоимости по предыдущим договорам поставок. Для правдивого отражения таких операций в бухгалтерском учете требуется дальнейшая корректировка при несовпадении цены поставки в предоставленной документации поставщиком или подрядчиком.
При этом также существует проблема таких операций, связанная с невозможностью учесть в расходах стоимости неотфактурованных поставок в налоговом учете для целей расчета налога на прибыль. Соответственно, для их отражения в налоговом учете требуется выбрать более позднюю дату. В связи с чем необходимо строго контролировать предоставление пакета документов, связанных с поставкой товара, выполнением работ и оказанием услуг, в целях недопущения увеличения налога на прибыль в отчетном периоде осуществления расходов по оплате товаров, работ, услуг.
В ходе проведения внутреннего и внешнего аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками выявляют наиболее часто встречающиеся на практике ошибки, связанные с формированием системы расчетов с поставщиками и подрядчиками, отраженные на рисунке 1.
Рис. 1. Группировка типичных ошибок расчетов с поставщиками и подрядчиками
Как демонстрирует рисунок 1, существует большое множество выявляемых ошибок, которые допускаются на практике хозяйствующими субъектами в ходе осуществления расчетов с поставщиками и подрядчиками, что обуславливает необходимость обязательного контроля над корректностью и достоверностью их отражения. Данные ошибки обусловлены постоянными изменениями, происходящими в сфере законодательства, недостаточно квалифицированного персонала и т. д. Это повышает актуальность организации внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах, что позволит своевременно выявлять допущенные ошибки и устранять их до возникновения проблем, например, с контролирующими органами.
Считаем целесообразным рекомендовать хозяйствующим субъектам организовать также схему документирования расчетов с поставщиками и подрядчиками — составить график документооборота, детализировать расчеты в зависимости от сроков и форм оплаты.
Предлагаемые мероприятия позволят хозяйствующему субъекту оптимизировать систему учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и повысить уровень внутреннего контроля над надлежащим формированием расчетов и исполнением возникающих обязательств перед поставщиками и подрядчиками.
Литература:
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020).
- Бабаев, Ю. А. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / Ю. А. Бабаев, Л. Г. Макарова, A. M. Петров; под ред. Ю. А. Бабаева. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. — 463 с.
- Быкова, Д. В. Проблемы учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками / Д. В. Быкова // Вестник науки и образования. — 2019. — № 1–2 (55). — С. 37–39.
- Магомедова, П. М. Проблемы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками / П. М. Магомедова // Актуальные вопросы современной экономики. — 2020. — № 1. — С. 104–109.