В статье автор пытается определить роль благотворительности, попечительства и КСО в современной России, а также обозначить отношение в благотворительности населения РФ.
Ключевые слова : благотворительная деятельность, корпоративная благотворительность, попечительство, бизнес-структуры, социальные обязательства, область благотворительности, пожертвования, имущественное неравенство.
Современная российская благотворительность регулируется Федеральным законом № 135 от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [1], где благотворительность рассматривается как деятельность добровольного характера, направленная на помощь другим лицам (физическим или юридическим), путем передачи им денежных средств, имущества или оказание любой другой поддержки. Законодательно благотворительная деятельность подкрепляется статьей 39 Конституции РФ, где говорится о гарантиях граждан и четко прописано, что каждому гражданину РФ гарантируется социальная поддержка (обеспечение) в случае болезни, потери кормильца, инвалидности, для воспитания детей и в иных случаях, которые установлены законом, выплата пенсий и пособий.
Благотворительность зачастую путают с корпоративной социальной ответственностью (КСО). Безусловно, КСО можно назвать корпоративной благотворительностью, но она не равна ей, поскольку это более широкое понятие. Во-первых, КСО — это обязанность бизнес-структур перед социумом отвечать не только за результаты своей коммерческой деятельности, но и за ее последствия для социального окружения. Во-вторых, КСО можно рассматривать как систематическую деятельность по обеспечению устойчивого развития компании, которая, в отличие от благотворительности, предполагает долгосрочную стратегию взаимодействия с федеральными и региональными общественными организациями, и местными сообществами. Говоря другими словами, КСО — это ответственность компании (1) перед своими сотрудниками, (2) перед жителями городов, поселков и деревень в местах дислокации ее предприятий и (3) перед обществом в целом. Если корпоративная благотворительность — это спорадические «движения души» владельцев, руководителей и сотрудников компании, корпоративное волонтерство и добровольные пожертвования в чрезвычайных ситуациях, не имеющих прямого отношения к деятельности компании, то КСО — это нечто большее. Этот вид деятельности включает в себя и корпоративное меценатство, и экологические обязательства компании, и охрану труда и здоровья работников, и заботу об удовлетворении их социальных нужд и улучшении условий их проживания.
Сама по себе благотворительность в умах российских граждан — это что-то совершенно абстрактное; далеко не каждый согласится отдать кровно заработанную копейку никому не известному мальчику Ивану с диагнозом «острый лейкоз». Причин для отказа от участия в благотворительной деятельности более чем достаточно: «нет денег», «надо дать удочку, а не рыбу», «зачем помогать, когда государство должно решать такие вопросы», и т. д. Тем не менее, по данным фонда «Нужна помощь», за последние 15 лет «объемы» благотворительности возросли не только со стороны владельцев крупных состояний, но и со стороны среднего класса — на ощутимые 20 %. Суммарный процент людей, которые совершали какое-либо действие в области благотворительности, достиг 43 %.
Государство поощряет создание дополнительных организаций, которые будут поддерживать и социально обеспечивать граждан, т. е. заниматься благотворительной деятельностью. Значительный вклад в рост «объемов» социальной помощи вносит и КСО: в период с 2013 по 2016 год крупным и средним бизнесом было выделено на КСО порядка 45 млрд. рублей.
В ежегодном исследовании фонда «Нужна помощь» за 2018 год [2] указывается на ряд важных тенденций развития российской благотворительности:
- По сравнению с 2014 годом, в 2018 году количество людей, которые хотя бы раз в году откликаются на призыв к благотворительным пожертвованиям, выросло два раза — с 47,3 % до 90 % соответственно.
- Самая распространенная форма пожертвований у россиян — прозрачные ящики для сбора денег в местах скопления людей, смс-пожертвования, а также сбор одежды и других предметов первой необходимости.
- Сумма пожертвований по России не превышает 500 рублей; самое популярное направление для пожертвований — лечение тяжелобольных детей.
- Россияне стали больше обращать внимание на региональные благотворительные организации.
- Самым популярным источником для получения информации о сборе средств на благотворительные нужды остается телевидение, после него с небольшим отрывом идет реклама благотворительных организаций.
- Возраст благотворителей колеблется от 18 до 24 лет (39 %), затем идет возраст от 25 до 34 (30 %).
Почему россияне жертвуют деньги на благотворительность или же, наоборот, отказываются принимать в ней участие?
Основные мотивы для пожертвований таковы:
- Человеческое воспитание — с детства привита позиция помощи малоимущим и обездоленным (39 %).
- Активная гражданская позиция — благотворительность является гражданским долгом граждан (30 %).
- Пожертвования в основном происходят под влиянием эмоций (29 %).
- Потребность ощущать свою значимость в глазах других (26 %).
- «Эффект бумеранга» — сегодня помогу я — завтра мне (24 %).
В свою очередь, основные мотивы для отказа от пожертвований таковы:
- Отсутствие финансовых возможностей для оказания помощи (53 %).
- Отсутствие доверия к благотворительным организациям (44 %).
- Желание помогать неимущим путем непосредственного участия в их жизни, предпочтение прямой помощи нуждающимся помощи посредством личных пожертвований в благотворительные фонды (22 %).
- Отсутствие интереса к благотворительности (14 %).
- Мысль о благотворительности ни разу не приходила в голову (8 %).
В чем причина такого положения вещей?
На первый взгляд, может показаться, что главная причина не слишком высокой активности россиян в области благотворительности заключается в том, что реальные доходы населения не растут уже почти десять лет (т. е. проблема заключается в относительном обнищании). Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что россияне неосознанно следуют мировым трендам, одним из которых является нежелание граждан участвовать в благотворительности в ситуации, когда государства повсеместно переходят к жесткой экономии и, в связи с этим снижают объем социальных обязательств — тенденция, которая имеет место с начала 1980-х годов. Граждане не без оснований считают это следствием безответственности политического класса и владельцев бизнеса, приведших мир к экономическому кризису 2008–2009 годов. Они не желают рассматривать благотворительность как замену высоких корпоративных налогов и социального государства. К таким выводам, в частности, пришла группа политологов из мюнхенского Института им. Макса Планка по изучению обществ, которая в 2013 году опубликовала книгу под заголовком «Политика в эпоху жесткой экономии» [3]. Граждане справедливо полагают, что симбиоз государства, политических партий, крупных корпораций и массмедиа, сложившийся 1980–1990-х годах и поддерживающий нынешний режим жесткой экономии, делает их крайними в процессе перераспределения национального дохода, лишая привычных гарантий в области здравоохранения, образования и социальной помощи.
Повсеместное распространение во всем мире в последние десятилетия концепции КСО в значительной степени связано с этими процессами. Чтобы скрыть от общественности свое участие во взаимовыгодном симбиозе с государством, политическими партиями и массмедиа, крупные компании берут на вооружение концепцию КСО и всеми силами стремятся создать себе репутацию социально ответственных. Неудивительно, что публикация ежегодных социальных отчетов стало мировой модой, которая к середине 2010-х годов распространилась и на Россию. Тем более что с 2005 года власти субъектов РФ могут на свое усмотрение снижать налоговую ставку корпораций с 18 % до 13,5 %, при условии, что они занимаются в данном регионе благотворительностью и зачисляют средства в региональный бюджет. Кроме того, благотворителям возвращают 13 % от суммы уплаченных благотворительных взносов, при условии, что благотворительная помощь была направлена на поддержку спорта, искусства и здравоохранения. Как уже указывалось выше, в России это самые популярные направления благотворительности.
По результатам исследования, проведенного World Inequality Database, для России характерен значительный разрыв в зарплатах богатых и бедных, здесь особую остроту приобрела проблема имущественного неравенства. В 2001 году, после того как в стране была введена плоская шкала подоходного налога, эта проблема еще более обострилась. Своего максимума разрыв в доходах достиг в 2008 году, в период экономического кризиса, когда 1 % богатых граждан получал ¼ доходов страны.
Доля разных слоев населения России в доходе домохозяйств в период с 1905 по 2016 год представлена в рисунке 1 [4].
Рис. 1. Доля разных слоев населения в доходах домохозяйств, 1905–2015 гг.
Несмотря на то, что национальный доход за последние двадцать лет вырос на 41 %, неравенство не уменьшилось. Сто российских миллиардеров из списка Forbes контролируют 6–10 % национального достояния, а еще 10 % богатейших людей страны владеют больше́й долей личного и корпоративного имущества, чем все остальные граждане.
Вот почему еще одной важнейших функцией корпоративной благотворительности, которая существовала всегда, но стала играть особую роль в последние десятилетия, в период глобализации и неолиберального капитализма, является смягчение последствий растущего социального расслоения и имущественного неравенства. Фактически крупные корпорации, наряду с региональными властями, отвечают в нашей стране за социальную стабильность в регионах присутствия. Отсутствие стабильности и массовые волнения могут привести к лишению владельцев «законно» (по праву залоговых аукционов или иных приватизационных манипуляций 1990-х — начала 2000-х годов) принадлежащей им собственности.
В этих условиях масштабная личная и корпоративная благотворительность, как бы она ни выглядела, позволяет частично сглаживать неравенство, поддерживать социальный мир или, по крайней мере, не доводить противостояние тех, кто богат, и тех, кто беден, до критических значений, по достижении которых могут возникать массовые протесты, индивидуальные и групповые бунты, самоподрывы и прочие противоправные и насильственные действия со стороны «пассионарных» групп населения.
Абсолютно закономерен тот факт, что лидерами по размерам корпоративной благотворительности в России являются крупные компании, такие как ГМК «Норильский никель», ПАО «Ростелеком», АФК «Система», АО «Сибирская угольно-энергетическая компания» (СУЭК), Sakhalin Energy Investment Company Ltd. и ХК «Металлоинвест» [5]. Считать их масштабную деятельность в области благотворительности и КСО эмоциональным порывом не приходится — речь идет о долгосрочных проектах, расчете прибылей и убытков, всесторонней оценке репутационных рисков.
Большинство владельцев упомянутых компаний рассматривают расходы на корпоративную социальную ответственность как частичное замещение государственных расходов, и, как следует из общения с топ-менеджерами ряда отечественных бизнес-структур, хотели бы эти добровольно-принудительные расходы существенно уменьшить. Но, как уже указывалось выше, сделать это они не могут, поскольку, выполняя свои обязательства по КСО и часть социальных обязательств государства, они выполняют для него функцию своего рода спасательного жилета.
Иными словами, отсутствие финансов в региональных бюджетах и обострение имущественного неравенства становятся катализаторами мероприятий по корпоративной социальной ответственности, ибо единственным способом сглаживания возникающих диспропорций в распределении общественного богатства становятся точечная благотворительность и систематическая работа в рамках программ корпоративной социальной ответственности.
Литература:
- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 N 135-ФЗ (последняя редакция).
- Профессиональная благотворительность в России в развитии: участие населения. — Текст: электронный // https://takiedela.ru: [сайт]. — URL: https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2018/12/2018_NP_Professionalnaya_blagotvoritelnost_v_razvitii.pdf?_ga=2.67077483.410005222.1545371514–1841814641.1510228746
- Политика в эпоху жесткой экономии / А. Шефар, В. Штрик. — Москва: дом Высшей школы экономики, 2015. — 392 c. — Текст: непосредственный.
- Миллионеры контролируют треть своего богатства России, а бедные только беднеют. Почему такая несправедливость? — Текст: электронный // https://meduza.io: [сайт]. — URL: https://meduza.io/feature/2019/01/23/millionery-kontroliruyut-tret-vsego-bogatstva-rossii-a-bednye-tolko-bedneyut-pochemu-takaya-nespravedlivost/
- Объявлены лидеры корпоративной благотворительности. — Текст: электронный // https://philanthropy.ru: [сайт]. — URL: https://philanthropy.ru/news/2018/12/06/69894/