В современной системе дошкольного музыкального воспитания музыкально-образовательная деятельность детей, как правило, происходит через пение. Существует множество методик по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, которые направлены на формирование певческих навыков детей данной возрастной категории и способствуют раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка.
Музыкально-образовательная деятельность в детском саду связана с воспитанием детей средствами музыки, приобщением их к миру прекрасного, формированием у них основ музыкальной культуры. Д. Б. Кабалевский писал: «Значение музыки далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования, является могучим средством формирования духовного мира ребенка» [4, с. 5].
Взаимодействие воспитателя группы и музыкального руководителя, прежде всего, направлено на поддержание дисциплины на музыкальном занятии. Воспитатель и музыкальный руководитель совместно помогают детям в инициативе, используя различные методы, направленные не только на формирование у ребенка певческих навыков, но и на развитие логического мышления, познавательной активности, самостоятельности, креативности.
Анализ современного состояния музыкально-образовательной деятельности, направленной на формирование певческих навыков у дошкольников показывает, что необходимость взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя на уроках музыки в детском саду помогает разрешить практически все возникающие проблемы. Это обусловлено тем, что современная система дошкольного образования в полной мере использует современные методики, направленные на формирование певческих навыков, ориентированных на воспитание творческой личности дошкольника.
Данный вид педагогического воздействия помогает установить проблемы музыкально-образовательной деятельности, направленной на формирование певческих навыков у дошкольников, а так же наметить эффективные пути разрешения данных проблем. В связи с этим, в современной дошкольной педагогике возникает потребность в использовании методов проблемного обучения, различных игровых и проектных методов, развивающих методик и технологий, основанных на взаимодействии воспитателя и музыкального руководителя в процессе педагогического воздействия. Именно такие условия способствуют достижению цели и решению задач музыкально-образовательной деятельности в детском саду.
В современной педагогике стали приобретать популярность проектно-развивающие методы, которые являются компонентом музыкально-образовательной системы. Их главная цель — способствовать развитию творчества, инициативности и социальной активности детей.
Проектирование — это обучение через действие. В ходе осуществления проектной деятельности необходимо строить музыкально-образовательный процесс, предполагающий активную самостоятельную основу детской деятельности, учитывая личные интересы ребенка в приобретении знаний. Доказано, что ребенок лучше усваивает то, что делает самостоятельно, используя определенные познавательные и практические усилия. Данный вид деятельности предполагает подготовку и реализацию различного рода творческих проектов, проведение тематических мероприятий на базе образовательной организации. Для успешной реализации всех запланированных проектов, мероприятий, праздников и пр. деятельности одного лишь музыкального руководителя, увы, всегда недостаточно. Поэтому очень важно взаимодействие руководителя с воспитателем, с родителями, а так же с руководителями иных направлений образовательной деятельности в детском саду, если таковые имеются (например, хореография, изобразительное искусство, театральный кружок и пр.).
Скажем несколько слов о проектировании в музыкально-образовательном процессе в детском саду. Родоначальником проектирования в детской педагогике принято считать знаменитого американского ученого, педагога и философа XX века Джона Дьюи [2], [3].
Дж. Дьюи определял воспитание как накопление и реконструкцию жизненного опыта с дальнейшим углублением его социальных содержательных основ. Личность ребенка формируется одновременно с накоплением личного опыта. Исходя из этого, Дж. Дьюи считал, что воспитание и развитие дошкольников должно осуществляться как игровая и трудовая деятельность, в которой любое действие ребёнка выступает как инструмент познания, способ постижения истины. Данный путь познания — самый подходящий для детей дошкольного возраста. Под целью образования Дж. Дьюи понимал способность разрешать жизненные ситуации, владеть навыками творческого мышления, обогащать свой опыт (знания как таковые и знания о способах действия), умение воспитывать стремление к самосовершенствованию. По методике Дж. Дьюи реализовывалась опытно-экспериментальная работа начальной школе при Чикагском университете, учреждённой в 1896 г., где обучались дети с 4 до 13 лет. Как основание для начала обучения с малышами ученый предположил, что вся последующая школьная жизнь детей закладывается уже в детском саду, где дети с ранних лет в игровой форме учатся делать некоторые вещи самостоятельно.
Данный метод не был связан с понятием так называемого общественно полезного труда, в основе его лежали личные интересы каждого ребенка. Задачей этой образовательной деятельности была подготовка детей к самостоятельному решению возникающих задач, выработка умения приспосабливаться к среде. Взрослые должны были лишь направлять деятельность детей в соответствии с их способностями.
Музыка играет важнейшую роль в становлении личности дошкольника. Музыка для ребенка, по словам педагога-музыканта Н. А. Ветлугиной, — «мир радостных переживаний» [1, с. 3]. Она вызывает у детей эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Б. М.Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения. Доказано, что музыка, которую слушает и поет будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может уже и формирует его вкусы и предпочтения» [6, с. 11].
Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые, общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему виду искусства» и подчеркивал, что пение «первоначально и существенно, подобно разговору» [5, с. 14]. По сути, пение — это синтез слова и музыки. Через пение успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности ребенка, развивает эстетические и нравственные представления.
Важнейшим элементом музыкально-образовательной деятельности в детском саду является хоровое пение, оно играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. Хоровое пение — один из видов коллективной исполнительской деятельности. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствуют развитию коммуникативных качеств детей. В процессе пения формируются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Именно хоровое пение помогает ребенку справиться с робостью и застенчивостью, и является мощным механизмом в воспитании уверенности ребенка в себе.
Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. В их работах дано теоретическое обоснование процесса формирования певческих навыков у дошкольников, продолжены методы практической работы с детьми разных возрастных категорий дошкольного возраста, доказано влияние певческой, исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.
Поддержка детской инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — достаточно актуальная тема сегодня. ФГОС дошкольной музыкально-образовательной деятельности ставят перед музыкальными руководителями и воспитателями задачу развития социально-активной творческой личности ребенка.
Таким образом, в основе музыкально-образовательной деятельности по формированию певческих навыков у дошкольников следует учитывать принципы: воспитательная направленность данного процесса, доступность, вариативность, постепенность, последовательность и наглядность. В организации данного процесса очень важно взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем группы. Все эти принципы должны использоваться в совокупности, для максимально успешной реализации целей и задач музыкально-образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
Литература:
- Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина. — М.: Учпедгиз, 1953. — 215 с.
- Дьюи, Дж. Школа и ребёнок / Дж. Дьюи. — М.: Музыка, 1923. — 382 с.
- Дьюи, Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. — М.: Музыка, 1925. — 127 с.
- Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Д. Б. Кабалевский. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
- Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / ред. А. А. Красновского. — М.: Учпедгиз, 1955. — 655 с.
- Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Избр. труды. В 2 Т.: Т. 1. — М.: Педагогика, 1985. — 329 с.