Актуальность темы : Одной из важнейших функций управления проектом наряду с такими, как управление сроками и стоимостью, является управление качеством проекта. Управление качеством проекта играет ключевую роль для эффективной деятельности инвестиционных программ развития и конкурентоспособности предприятия в современной экономике.
И. И. Мазур считает, что качество — это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Обычно потребности формулируются с помощью характеристик на основе установленных критериев. Потребности могут включать в себя, например, эксплуатационные характеристики, функциональную пригодность, надежность (готовность, безотказность, ремонтопригодность), безопасность, воздействие на окружающую среду, экономические, эстетические и культурно-исторические требования. [1]
Целью является исследование процессов управления качества проекта
Объект исследования система управления качеством проекта
Предмет исследования методы управления качеством в соответствии с российскими и международными стандартами
Ключевые слова качество, управление качеством, планирование качества, контроль качества, обеспечение качества, проект
История развития управления качеством началась с работ Тейлора в начале XX века. В соответствии с системой Тейлора были установлены технические и производственные нормы для специалистов и инженеров, которые впоследствии выполнялись рабочими. Система качества того времени устанавливала требования к качеству продукции (изделия, детали) в форме поля допуска, при этом были введены определенные шаблоны, которые настраивались на верхнюю и нижнюю границы допусков (проходной и непроходной калибр). В целях успешного функционирования системы качества Тейлора вводится новая должность — инспектор по качеству (в нашей стране технический контролер).
В 1924 году в корпорации AT&T создается группа с руководителем Р. Л. Джонсом, который закладывает основы статистического управления качеством. Они включали в себя разработки контрольных карт В. Шухарта, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества Г. Доджа и Г. Роминга. Демингом была выдвинута идея отмены оценки заданий и результатов выполнения работы, поскольку они создают атмосферу страха, способствуют краткосрочному вкладу в работу. На данном этапе появляется новая должность — инженера по качеству.
Дальнейшую эволюцию история развития управления качеством получила при выдвижении концепции тотального контроля качества в середине XX века. Главными задачами этой концепции можно назвать:
- Проверку качества поставляемых изделий, материалов и комплектующих,
- Планируемое устранение потенциального несоответствия в изделии на этапе конструкторских разработок,
- Развитие служб сервисного обслуживания,
- Прогнозирование и управление производством и др.
Важнейшим достижением данного этапа стало появление документированных систем качества. Четвертый этап ознаменовался переходом от тотального контроля качества к тотальному менеджменту качества. В то время появляются новые стандарты ИСО.
История развития управления качеством в 90-е годы характеризовалась усилением влияния общества на компании, которые все больше стали учитывать общественные интересы. В то время появляются стандарты серии ИСО 14000, установившие требования к системам управления, учитывая требования по защите окружающей среды и безопасности выпускаемой продукции. [2]
Рассмотрим процессы управления качеством проекта на основе 3-х стандартов: PMBOK, ГОСТ Р ИСО 21500–2014 и PRINCE2.
Определение управления качеством. PMBOK. Управление качеством — это процесс преобразования плана управления качеством в исполнимые операции, относящиеся к качеству, которые внедряют в проект политики организации в области качества.
PRINCE2. Управление качеством — скоординированные действия по руководству и контролю организации в отношении качества.
Процессы управление качеством PMBOK включает следующие процессы:
- Планирование управления качеством — это процесс определения требований и/или стандартов качества для проекта и его поставляемых результатов, а также документирования того, каким образом проект будет демонстрировать соответствие требованиям и/или стандартам качества.
- Управление качеством — это процесс преобразования плана управления качеством в исполнимые операции, относящиеся к качеству, которые внедряют в проект политики организации в области качества.
- Контроль качества — это процесс мониторинга и документирования результатов выполнения операций по управлению качеством для оценки исполнения и обеспечения того, что выходы проекта полны, верны и соответствуют ожиданиям заказчика. [3]
В управлении качеством ГОСТ Р ИСО 21500–2014, вместо процесса управления качеством, используется процесс обеспечения качеством:
- Планирования качества
- Обеспечения качества
- Контроля качества
Управление качеством в PRINCE2, в отличие от предыдущих двух, состоит из двух процессов:
- Планирования качества
- Контроля качества
Главным отличием процессов управления качеством PMBOK от ГОСТ Р ИСО 21500–2014 и PRINCE2 в том, что в PMBOK, помимо входов и выходов, присутствуют инструменты и методы. В методологии PMBOK описываются различные инструменты и техники, применяя которые на практике, руководитель проекта или ответственное лицо могут повысить эффективность исполнения проекта, предусмотреть риски, высчитать оптимальные маршруты прохождения проекта, здраво оценить ситуацию и изначально принять правильное решение и т. д.
ГОСТ Р ИСО 21500–2014. Настоящий стандарт содержит основополагающее руководство по проектному менеджменту и может применяться организациями любого типа, включая государственные, частные или общественные организации, в отношении проектов любых видов, независимо от их сложности, масштаба или продолжительности.
Настоящий стандарт содержит общее описание принципов и процессов, которые рассматриваются в качестве составляющих рациональной деятельности по проектному менеджменту.
PMBOK и PRINCE2. Существует множество организаций, в основе которых использована методология управления проектами PMBOK. Эти организации ведут свою деятельность во всех странах, которые имеют членство во Всемирной торговой организации.
PRINCE2 также используют по всему миру как в общественных, так и в государственных аппаратах. Из них можно выделить Британское Правительство, Евросоюз и Всемирный банк.
В странах СНГ, в основном, PRINCE2 используется в международных британских организациях, таких как British American Tobacco и British Telecom, а также HP и IBM, которые используют PMBOK, и PRINCE2 одновременно. [4]
В заключении стоит сказать о том, что стандарты управления проектом, т. е. PMBOK, PRINCE2 и ГОСТ Р ИСО 21500–2014, достаточно конспективно освещают тему управления качеством. Это обосновано тем, что существуют отдельные стандарты управления качеством, которые гораздо шире и глубже обхватывают тему качества, нежели стандарты управления проектом.
Наличие инструментов и методов является главным преимуществом управления качеством PMBOK над другими стандартами. Описанные техники помогают руководителю проекта здраво оценивать ситуацию, изначально принимать правильное решение, повышать эффективность исполнения проекта и т. д. Эти инструменты и методы давно используются в различных видах деятельности человека.
Две группы процессов управления качеством — планирования и контроля качества являются минусом стандарта PRINCE2, ведь конкуренты в лице ГОСТ Р ИСО 21500–2014 и PMBOK, в свою очередь, имею по три процесса.
Проекты, где необходим постоянный контроль из-за высоких ставок и значительных потерь в случае провала, идеально подходят для PRINCE2. Такие проекты характерны тем, что в них внимательно отслеживается реализация проекта руководством, либо проекты в государственных структурах. Поддержка обратной связи также является чертой таких проектов.
Литература:
- И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге, А. В. Полковников «Управление проектами»
- История развития управления качеством. — Текст: электронный // SolverBook: [сайт]. — URL: http://ru.solverbook.com/spravochnik/menedzhment/istoriya-razvitiya-upravleniya-kachestvom/ (дата обращения: 17.02.2022).
- Руководство к своду знаний по управлению проектом (Руководство PMBOK 6th Edition), 2017. — 726 с.
- PMI vs. PRINCE2. — Текст: электронный // ForPM: [сайт]. — URL: https://forpm.ru/pmi-vs-prince2/ (дата обращения: 17.02.2022).
- Управление качеством / Под ред. Ильенковой С. Д.. — М.: Юнити, 2018. — 64 c.
- Афанасьев, В. А. Техническое регулирование и управление качеством / В. А. Афанасьев, В. А. Лебедев, В. П. Монахова и др. — М.: КД Либроком, 2017. — 256 c.
- Ефимов, В. В. Средства и методы управления качеством / В. В. Ефимов. — М.: КноРус, 2017. — 232 c.
- Фрейдина, Е. В. Управление качеством: учебное пособие. / Е. В. Фрейдина. — М.: Омега-Л, 2018. — 84 c.
- Национальный стандарт российской федерации руководство по проектному менеджменту ГОСТ Р ИСО 21500–2014, 2015
- Managing Successful Projects with PRINCE2, 2017