В статье излагаются аспекты формирования цифровой системы контроля строительства объектов социального назначения.
Ключевые слова: строительство, реконструкция, проектирование, цифровая система.
Одной из ключевых задач развития современного города является формирование комфортной городской среды для населения. На решение в том числе данной задачи направлены программы развития и цифровизации на уровне органов государственной власти Российской Федерации и регионов. Согласно концепции проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» (далее — Концепция), утвержденной приказом Минстроя России от 25.12.2020 № 866/пр: «Урбанизация продолжается и возрастает сложность процессов, отвечающих за функционирование города. Они множатся, идут параллельно, так что отслеживать эти процессы и эффективно управлять ими без современных цифровых инструментов оказывается невозможным. Вызовы окружающего мира — такие как увеличение количества данных, развитие и проникновение технологий во все сферы жизни, усложнение управленческих процессов — ставят новые задачи для городов. Эти задачи касаются, с одной стороны, адаптации системы городского управления к постоянным изменениям запросов, а с другой — того, как эти запросы прогнозировать и опережать» [1].
Сфера строительства находится на особом контроле Президента Российской Федерации. В перечне поручений по итогам совещания по вопросам развития строительной отрасли, состоявшегося 16.04.2020, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации было поручено обеспечить мониторинг состояния застройщиков, а также утвердить региональные планы мероприятий по поддержке строительной отрасли в связи с распространением новой коронавирусной инфекции [2].
Субъектами Российской Федерации формируются адресные инвестиционные программы, в которые включаются расходы развития, направленные на обеспечение городов качественной социальной инфраструктурой, с целью удовлетворить потребности жителей в новых объектах социального назначения (дошкольные и средние образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры, безопасности и прочие объекты).
С учетом всё большей урбанизации возрастает потребность жителей как в новых учреждениях, так и требования, предъявляемые к самим объектам капитального строительства. На удовлетворение данных потребностей направлена деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, осуществляющих свою деятельность в рамках государственного заказа или других институтов. Таким образом, на уровне региона существует множество участников процесса развития города, а сам процесс для достижения качественного результата требует упорядочивания и контроля.
В Концепции отмечено, что специалисты в сфере развития городов обращаются к цифровым инструментам, чтобы сделать городское управление прозрачным, соблюсти баланс интересов и принципов развития территорий, понять свои ограничения и возможности.
Как указано в Стратегии цифровой трансформации Санкт-Петербурга, утвержденной 25.08.2021 (далее — Стратегия), «Целью цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга является достижение высокой степени «цифровой зрелости» основных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, создание условий для повышения эффективности всех видов социально-экономической деятельности Санкт-Петербурга, повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством». В сфере строительства Стратегия особо отмечает такой недостаток, как «Недостаточная цифровизация управления городскими процессами, анализа больших данных (о мобильности жителей, геометрии города, городских объектах, коммунальных сетях, планов городских проектов» [3]. Важно отметить, что современное строительство должно быть ориентировано на человека, а именно обеспечивать его потребности в определенном уровне жизни. Для этого необходимо синхронизировать между собой строительство различных объектов городской инфраструктуры по техническим и временным параметрам, работу различных ведомств и организаций.
Применение цифровых технологий должно быть направлено в том числе на создание системы, которая координировала бы работу различных ведомств и организаций на всех этапах жизненного цикла объекта строительства: от формирования потребности в нем до передачи объекта на баланс эксплуатирующей организации.
Создание такой системы позволит обеспечить качественное планирование потребности в объектах капитального строительства различных отраслей, синхронизацию планирования, проектирования и строительства (реконструкции), сократить межведомственное взаимодействие и издержки. Это связано с тем, что для обеспечения ввода объекта в эксплуатацию требуется синхронная работа различных ведомств, которая зависит не только от четкого исполнения внутренних процедур, но и от рационального взаимодействия с подрядными организациями.
Для наглядного отображения проводимой работы по строительству (реконструкции) социальных объектов, информирования как специалистов, так и широких масс граждан, необходимо обеспечить отображение всех объектов строительства с помощью картографических сервисов, реализуя визуальное отображение массивов объектов из смежных областей.
Далее рассмотрим, на какой основе автоматизировалось решение вышеперечисленных задач.
В целях повышения эффективности работы исполнительных органов государственной власти создавались государственные информационные системы, автоматизирующие полномочия государственных органов, повышающие эффективность обмена информацией между ними.
На их основе стали возможны:
сбор информации и обеспечение изысканий,
автоматизация проектирования объектов,
строительство социальных объектов,
онлайн-видеомониторинг и иные средства.
Для вовлечения граждан в эффективное решение стоящих перед городскими агломерациями проблем, были созданы информационные системы «обратной связи», например «Активный гражданин» в Москве и «Наш Санкт-Петербург» в Санкт-Петербурге. Эти системы позволили своевременно выявлять проблемы городского развития, на их основе создавались «тепловые карты» проблемных зон.
С повышением объема обрабатываемых массивов данных стала очевидной проблема усложнения управленческих процессов, решение которой было уже невозможно ранее применявшимися методами. Эти предпосылки являются основой для создания региональной цифровой системы контроля строительства объектов социального назначения, которую нельзя рассматривать в «отрыве» от всей совокупности региональных информационных систем, образующих «экосистему» обеспечения жизнедеятельности региона.
Литература:
- Приказ Минстроя России от 25.12.2020 № 866/пр «Об утверждении Концепции проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город».
- Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития строительной отрасли, состоявшегося 16 апреля 2020 года.
- Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга (одобрена на расширенном заседании президиума Совета по стратегическому развитию и проектной деятельности в Санкт-Петербурге, протокол № 6 от 25.08.2021).