В статье автор делится опытом работы организации прогностической, творческой деятельности учителя и ученика — важного момента процесса обучения и развития мыслящей личности на уроках русского языка .
Ключевые слова : процесс обучения, взаимная творческая деятельность, развитие личности ребёнка, прогностическая деятельность.
Современная школа обращает внимание на формирование творческой личности ученика, развитие в нем креативного начал. Однако сочинения, речь учащихся свидетельствуют о недостаточно развитом у них умении излагать свои мысли нешаблонно, по-своему выражая свое видение окружающего мира или явлений общественной жизни.
Требуется переосмысление взгляда на процесс обучения как на взаимную творческую деятельность учителя и ученика, когда происходит прогнозирование первым прогностической деятельности второго, создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Ещё педагоги Я. А. Каменский, Л. Толстой, А. С. Макаренко, Б. Спок, и другие признавали, что учение должно увлекать, приносить удовлетворение. В связи с этим важны слова исследователя этой проблемы Л. А. Гордона, который говорил: «Интерес, будучи весьма важным мотивом человеческой деятельности, активизирует человеческие способности …, вызывает готовность настойчиво работать, деятельность его проходит значительно продуктивнее». [1, с. 9]
«Дети должны жить в мире творчества», — утверждал педагог В. А. Сухомлинский. [2, с.86]
Говоря о развитии творческих начал в ученике, методист — исследователь Б. И. Коротяев писал: «Педагогика сотрудничества ученика и учителя, их взаимообогащающие и гуманистические отношения реализуются в их взаимной творческой деятельности” [3, с. 5], что является ориентиром для преподавателя любого предмета
Основными критериями творчества как показателями продуктивного мышления являются самостоятельность (полная или частичная), поиск и перебор возможных вариантов движения к цели, создание в процессе движения к ней нового продукта (в полном или частичном виде).
В процессе творческого овладения теоретическим материалом через прогнозирование перед обучающимися возникает ряд последовательных задач:
– самостоятельно распознать и описать явление;
– распознать, описать и объяснить его связи и отношения (доказать закономерный характер этих связей и отношений);
– на основе этого распознать и сформировать правила преобразования данного явления.
В результате работы мысли учащегося, поиска им верного варианта решения проблемы происходит открытие для него нового продукта. Усвоение материала осуществляется на творческом уровне.
Это наблюдается, когда исследовательский метод обучения, используемый учителем, применяется при решении грамматических задач. Данный прием позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность, в поиск способов выражения мысли и слова.
Например, при изучении правописания приставок НЕ — и НИ — в отрицательных местоимениях на доске записаны слова:
никто
некто
ничто?
Учащимся задается вопрос: «Что нужно написать под словом «некто»?
Почему?». Таким образом, класс сразу втягивается в процесс поиска: надо найти закономерность, которой будет соответствовать четвертое слово, но для этого нужно определить, какое сходство и какое различие существует между предложенными словами. Далее оба ряда слов — с НЕ и НИ — выстраиваются силами самих учащихся, после чего классу предлагается произвести обстоятельное сравнение двух рядов.
Так учащиеся подводятся к тому, чтобы самостоятельно «открыть» правило. Через индивидуальный опыт ученика в результате его прогнозирования, спрогнозированного учителем, создается новый для него продукт деятельности — результат их сотворчества.
Аналогичные педагогические ситуации могут быть созданы при изучении тем «Гласные в суффиксах –ЕК, –ИК», «Гласные О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных» и т. д.
Процесс творческого познания нового должен быть интересен детям, ибо без поиска, испытаний, допустимого риска совместный труд ученика и учителя превращается в обузу. Поэтому стараюсь в работе использовать элементы проблемного. развивающего обучения, игровой технологии, метод проекта и т. д. Всё это способствует созданию творческой атмосферы.
Так. игровая форма урока «Следствие ведут знатоки?» по теме “Правописание приставок при-, пре-“ создаёт эмоциональный настрой, нацеливает детей на самостоятельный поиск и открытия. Класс делю на группы, предлагаю сопоставить записанные на плакатах или на экране ряды слов и сделать вывод о значении приставок в них. Выдвигаемые версии обсуждаются, коллективно делается вывод «знатоков». Ученики активно включаются в решение проблемы и формулирование правила. Индивидуальное «поисковое творчество» перерастает в коллективное творческое дело. Торжественным моментом является финальная часть урока, когда одному из самых активных учеников класса доверяется заменить вопросительный знак, стоящий в конце записанной на доске темы, восклицательным. Именно он подчёркивает. что проблема, обозначенная в начале урока, путём поиска, прогнозирования, творческой мысли детей решена! Ситуация успеха была предопределена созданием на уроке благоприятных условий, указанных выше.
Урок с применением компьютерной технологии по теме «Корни с чередованием гласных И — Е » интересен ученикам уже потому, что проводит его «виртуальный учитель Ослик». Проблемная ситуация, познавательная деятельность школьников помогают вывести практику урока на качественно новый для ученика конечный результат.: самостоятельное прогнозирование и выведение правила на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения. Параллельно идёт закрепление материала. Учащиеся находят закономерность в написании корней с чередованием гласных Е-И и выводят «Правило Ослика»: «Если А стоит за корнем, в корне И тогда запомним». Оно выведено на основе сравнения корней бер — бИрА; пер — п И рА; дер –д И р А и т. д.(где А — это суффикс за корнем, влияющий на правописание буквы И в корнях с чередованием). Этот урок, сочетающий в себе элементы компьютерной, игровой технологии, технологии проблемного, развивающего обучения, пронизан педагогикой сотрудничества.
Все указанные выше способы создания условий для усвоения теоретического материала на творческом уровне предполагают его прогнозирование. Прогнозируемый учителем материал предъявляется не в явном, а скрытом виде, и его необходимо воссоздать на основе поиска и перебора наиболее вероятных вариантов в рамках заданных ориентиров, дополнительных сведений и указаний. Ученик же конструирует знания и пути их освоения в своем сознании и в своей внешней речи, а затем, выявив и сформировав их, сверяет правильность этих знаний с эталонными. В итоге происходит усвоение теоретического материала на определенном уровне сотворчества педагога и ученика.
В структуре обучения большую роль играет опрос , который является важным видом контроля и учета знаний, средством закрепления, углубления знаний, развития мышления школьника. В то же время опрос выступает и средством обучения. Последнее происходит в том случае, когда он вызывает у учащихся желание самим задавать вопросы, подводит их к дальнейшим поискам, догадкам, озарениям.
Умение задать вопрос, нацеливающий на размышление, в школьной практике формируется у учащихся с трудом. Крайне важно, чтобы вопрос как можно чаще требовал работы их мышления.
Задача учителя — не только самому продумывать и ставить перед учащимися вопросы, стимулирующие активную умственную деятельность, вызывающие интерес, творческую отдачу детей, но и научить их этому. Формулировка вопроса может нацеливать на установление сходства и различия, на выявление причинно-следственных связей, что приводит потом к «открытию» причин. С одной стороны, это помогает более глубокому и осмысленному пониманию материала, а с другой стороны, способствует проявлению творческого отношения детей к составлению вопросов подобного типа.
Данный вид задания — составление вопросов, тестов — я использую при изучении тем по русскому языку: «Н и НН в разных частях речи»; «Правописание НЕ в разных частях речи». Аналогичное задание применяю и на уроках литературы, изучая темы «Изображение партизанской войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», «Протест против «футлярной» жизни в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» и т. д.
Сформулированными вопросами ученики «атакуют» отвечающего им, или наоборот, он — весь класс. Сконструировать интересный вопрос — процесс творческий. Ответить на него — процесс аналогичный, ибо приводит к радости открытия истины, к решению проблемы.
Систематическое приобщение учащихся к работе творческого характера, когда они ставятся в ситуацию необходимости решения различных, постепенно усложняющихся задач, может осуществляться на уроках, в домашней учебной работе, а также на внеклассных занятия не только учителями-словесниками, но и преподавателями других учебных предметов.
Переосмысление взгляда на процесс обучения как на взаимную творческую деятельность учителя и ученика, когда происходит прогнозирование первым прогностической деятельности второго, создаёт благоприятные условия для развития продуктивного мышления ученика. Происходят усвоение материала на творческом уровне и, как следствие, повышение самостоятельности учащихся, качества их знаний, что актуально и соответствует социальному заказу общества школе.
Литература:
- Гордон Л. Н. Психология и педагогика интереса — Киев: Радяньска школа, 1964 г. с. 9
- Сухомлинский В. А. О воспитании — М.: Издательство политической литературы, 1975 г. с. 86.
- Коротяев Б. И. Учение — процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989 г., с.5.