В статье автор проводит анализ исполнения проекта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по цифровизации городского хозяйства «Умный город» на начало 2022 года.Ведомственный проект Минстроя России по цифровизации городского хозяйства «Умный город» реализуется в рамках национальных проектов «Жильё и городская среда» и «Цифровая экономика».
Ключевые слова: умный город, городское хозяйство, ведомственный проект.
В современном мире все большее влияние на повседневную жизнь людей оказывают новые информационно-коммуникационные технологии. Широкополосный доступ к сети Интернет, распределённые базы данных, информационные системы, интернет вещей — далеко не полный ряд технологических новшеств, которые не только способствуют устранению бюрократической волокиты в осуществлении управленческих функций, но и стимулируют социально-экономическое развитие государства. Решение актуальных задач цифровизации государственного и муниципального управления, развития демократических институтов и обладания навыками квалифицированной работы с современными ИКТ в соответствии с запросами современного общества требует не только глубокого понимания теоретических и технологических проблем, но и решения целого ряда прикладных, правовых и организационных задач [1].
В последнее десятилетие всё большее развитие получает концепция «умного города». Постоянный рост городского населения и возрастание сложности управления городским хозяйством являются движущей силой для усиления использования современных ИКТ в целях решения проблем, связанных с транспортной инфраструктурой, загрязнением воздуха, уровнем преступности, нерационального использования ресурсов и пр. Ведущие научные организации мира и высокотехнологичные компании являются первопроходцами в разработке идеи умного города. Их исследования создают множество проектов и инициатив, способных воплощать в жизнь самые передовые ИКТ для социально-экономического развития городов.
Государство как основной институт политической системы общества напрямую заинтересовано в подобных технологических инициативах. Российская Федерация не стала здесь исключением: с конца 2018 г. Правительство РФ реализует ряд национальных проектов, в том числе национальные проекты «Цифровая экономика» и «Жильё и городская среда» [2]. Ведомственный проект Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по цифровизации городского хозяйства «Умный город» реализуется в рамках данных национальных проектов. Целью данного проекта является не только автоматизация и цифровая трансформация большого числа процессов управления городским хозяйством, но и комплексное повышение эффективности городской инфраструктуры.
Такие вызовы нового времени, как изменение климата, глобализация, всемирная интеграция, цифровизация подвергают крупным изменениям не только деятельность и облик транснациональных корпораций, банков, крупных промышленных производств, но и образ повседневной жизни регионов, городов, местных сообществ. На сегодняшний день около 55 % населения всего мира проживает в городах, а к 2050 году ожидается, что эта доля возрастет до 68 % [13]. Таким образом, скорость и сложность происходящих изменений бросают вызов лидерству, организационным структурам, образованию и др. Многие компании формируют собственные экосистемы, которые сосредоточены вокруг определённой сферы жизни клиента (человека) и насквозь «пронизывают» её. Считается, что такой подход может облегчить управление изменениями не только на корпоративном уровне, но и на уровне государства, региона, города.
Концепция умного города возникла на стыке урбанистики и развития информационно-коммуникационных технологий. Данная концепция представляет собой новые способы организации городской жизни, основанные на цифровизации. В области ИКТ быстрое развитие программного обеспечения, оборудования и сетей сделало технологически возможным соединять людей и объекты, обслуживающие их повседневные потребности в городах. Таким образом, концепция умного города объединяет технологии, государственное (муниципальное) управление и различные общественные группы для использования таких технологических инструментов, как интернет вещей и искусственный интеллект. Эти факторы, в свою очередь, способствуют развитию различных аспектов умного города, включая, например, транспорт, городское управление, образование, связь, безопасность. Таким образом, различные и часто дополняющие друг друга аспекты умного города включают в себя эффективный, технологически продвинутый, устойчивый и социально-инклюзивный город.
Для развития умного города требуются не только технологические возможности, но и новый образ мышления граждан (заинтересованных сторон). Переход к умным городам предполагает изменение и развитие ролей этих заинтересованных сторон: жителей города следует рассматривать не только как пользователей, но как заинтересованных лиц, играющих активную роль в качестве участников, сотрудников и разработчиков в деятельности города. Точно так же технологии следует больше не рассматривать как актив, а как динамический фактор развития умного города. Более того, бизнес следует далее рассматривать не как поставщика (подрядчика), а как партнера по сотрудничеству. Эти новые роли вместе с экосистемами, формируемыми умными городами, формируют устойчивую основу для нового типа развития городских территорий. В этой связи важно понимать, что развитие умного города — это не просто предоставление гражданам услуг в цифровом виде, а это процесс глубокой цифровой трансформации, включающий городские структуры, государственное (муниципальное) управление, а также взаимодействие и сотрудничество между заинтересованными сторонами [12].
Что значит быть «умным городом»? «Умный город» как понятие до сих пор не имеет общепринятой дефиниции, поскольку представляет собой системное, многогранное явление. Однако, из существующих научных исследований и нормативно-методических документов можно привести ряд следующих определений:
– «умный город» — это взаимосвязанная система коммуникативных и информационных технологий с интернетом вещей (IoT), благодаря которой упрощается управление внутренними процессами города и улучшается уровень жизни населения [10];
– «умный город» — это подход к развитию города, использующего цифровые инструменты для повышения уровня жизни, качества услуг и эффективности управления при обязательном удовлетворении потребностей настоящего и будущего поколений во всех актуальных аспектах жизни [5];
– «умный город» — это город с численностью более 100 тыс. человек, функционирующий в соответствии с принципами ведомственного проекта и соответствующий следующим ключевым признакам: а) город участвует в реализации Ведомственного проекта; б) в городе активно реализуются инициативы по широкому внедрению передовых цифровых и инженерных решений; в) цифровизация городского хозяйства направлена на повышение эффективности системы городского управления, качества и удовлетворенности жизнью и пребыванием в городе текущего и будущих поколений городских жителей [6].
Исходя из перечисленных выше определений, следует, что научно-теоретические подходы к дефиниции «умного города» обладают большой долей субъективизма их авторов в определении ключевых черт «умного города». В то же время нормативно-методический подход органов государственной власти к дефиниции «умного города» закрепляет ограничения по ряду характеристик (численность населения, участие в ведомственном проекте), но определяет основную цель цифровизации городского хозяйства. Таким образом, можно сделать общий вывод, что «умный город» — это цифровизация городского хозяйства, направленная на повышение качества жизни, качества управления, и экономической эффективности.
По мнению профессоров Венского технического университета Рудольфа Гиффингера и Йоханнеса Зуйтнера, концепция умного города должна включать следующие компоненты: 1) умная экономика, связанная с инновациями в предпринимательстве, производстве; 2) умная мобильность в контексте эффективного управления транспортными ресурсами города; 3) умное управление в контексте участия граждан в принятии решений и прозрачности управления; 4) умная среда, которая, обеспечивает отсутствие загрязнения, а также эффективное управление ресурсами и энергией; 5) умный образ жизни, который включает в себя экономию времени и финансовых средств; 6) умные люди, с точки зрения высокой образовательной квалификации, творческого потенциала и профессиональной гибкости [11].
В соответствии с пунктом 2.1. Методики оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в Российской Федерации (IQ городов), Минстрой России определяет десять направлений цифровой трансформации городского хозяйства: а) городское управление; б) инновации для городской среды; в) интеллектуальные системы общественной безопасности; г) инфраструктура сетей связи; д) «умное» ЖКХ; е) «умный» городской транспорт; ж) интеллектуальные системы экологической безопасности; з) туризм и сервис; и) интеллектуальные системы социальных услуг; к) экономическое состояние и инвестиционный климат.
Ведомственный проект Минстроя России по цифровизации городского хозяйства «Умный город» был запущен 1 декабря 2018 года и рассчитан на шестилетний срок реализации (до конца 2024 года). Ведомственный проект Минстроя России «Умный город» находится в прямой взаимосвязи с двумя вышеупомянутыми национальными проектами. В соответствии со Стандартом «Умного города» (утверждённым в марте 2019 г. Минстроем России), данный проект реализуется в городах с населением свыше 100 тысяч человек. Ожидается, что внедрение инновационных цифровых и инженерных решений в городскую инфраструктуру позволит повысить эффективность управления городским хозяйством и сделать города комфортнее и привлекательнее для жизни.
В соответствии с Паспортом ведомственного проекта Минстроя России «Умный город», целью Проекта является преобразование сферы городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и инженерных решений. Достижение этой цели определяется плановыми значениями следующих пяти показателей (1 основной, 4 дополнительных) [9]:
- Основной показатель: среднее значение индекса эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в субъектах Российской Федерации (IQ городов) — увеличение базового значения 2019 г. на 30 % к концу 2024 года;
- Доля жителей городов (в возрасте старше 14 лет), имеющих возможность участвовать с использованием цифровых технологий в принятии решений по вопросам городского развития — доля к 2024 году должна составлять 60 %;
- Доля организаций, управляющих жилищным фондом, а также ресурсоснабжающих организаций (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение), применяющих автоматизированные системы диспетчеризации в городах — увеличение базового значения 2018 г. на 15 % к концу 2024 года;
- Доля многоквартирных домов, подключенных к автоматизированным системам учёта потребления коммунальных ресурсов с возможностью передачи данных в режиме онлайн в городах Российской Федерации — доля к 2024 году должна составлять 80 %;
- Доля информации в сферах ЖКХ, архитектуры, градостроительства, благоустройства, критичной для принятия управленческих решений, собираемой в машиночитаемом виде — увеличение базового значения 2018 г. на 50 % к концу 2024 года.
В соответствии с Паспортом ведомственного проекта Минстроя России «Умный город», достижение поставленных целей сопряжено с выполнением следующих ключевых задач:
- Создание институциональных предпосылок для ускоренной и эффективной цифровой трансформации сферы городского хозяйства;
- Запуск системы апробации передовых цифровых и инженерных решений, организационно-методических подходов и правовых моделей, применяемых для цифровизации городского хозяйства;
- Тиражирование доказавших свою эффективность цифровых и инженерных решений «Умного города», направленных на повышение эффективности городского хозяйства.
Таким образом, Минстрой России определил три ключевые направления для обеспечения цифровой трансформации городского хозяйства. В первую очередь запланировано создание концептуальной, нормативно-правовой, методической и экспертной базы, способствующих созданию реально функционирующих механизмов и инструментов для реализации ведомственного проекта. Далее планируется «тестирование» на практике разработанных концептуальных основ для понимания того, насколько реальны и эффективны выбранные технологии, созданные нормативно-методические механизмы и инструменты. Помимо этого, апробация передовых решений формирует механизм обратной связи, что способствует выявлению сильных и слабых сторон, подведению промежуточных итогов и своевременного внесения корректировок в проект. Наконец, задача по тиражированию наиболее успешных решений является логическим завершением проекта, формализацией накопленного опыта и акселератором достижения поставленных целей проекта.
В рамках задачи «создание институциональных предпосылок для ускоренной и эффективной цифровой трансформации сферы городского хозяйства»:
– Утверждена «Концепция проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» — приказ Минстроя России от 25 декабря 2020 года № 866/пр;
– Утверждены «Базовые и дополнительные требования к умным городам (стандарт «Умный город»)» — утверждены Заместителем Министра строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 марта 2019 года;
– Утверждены «Методические рекомендации по подготовке регионального проекта «Умные города» программ цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации» — письмо Минстроя России от 14 ноября 2018 года № 45830-АЧ/06;
– Утверждена «Методика оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в Российской Федерации (IQ городов)» — приказ Минстроя России от 31 декабря 2019 года № 924/пр;
– Утверждены «Методологические рекомендации по мероприятиям в области информационной безопасности по направлению «Умный город» –письмо Минстроя России от 11 февраля 2020 года № 4319-МЕ/06;
– Представлены данные третьего «Индекса цифровизации городского хозяйства (IQ городов)» за 2020 год среди городов-участников ведомственного проекта [7]. Согласно представленным результатам, среднее значение индекса из 203 городов-участников пилотных проектов составляет 44,17 баллов (из 120 возможных), что на 33,35 % выше результата 2018 года;
– Также разработан и введен в эксплуатацию интернет-портал «Банк решений умного города», который позволяет на единой площадке аккумулировать и собирать уже апробированные и эффективные решения.
В рамках задачи «запуск системы апробации передовых цифровых и инженерных решений, организационно-методических подходов и правовых моделей, применяемых для цифровизации городского хозяйства»:
– Определены наиболее перспективные технологии и решения, для которых необходимо провести тестирование в «пилотном» режиме (определены в Стандарте Минстроя России «Умный город»);
– Утверждены порядок и критерии проведения отбора муниципалитетов-участников пилотных проектов (утверждены приказом Минстроя России от 4 февраля 2019 года № 80/пр). Согласно документу, отбор участников осуществляется среди подавших заявку муниципальных образований (со статусом города). К такой заявке участниками должна быть приложена «дорожная карта», подготовленная в соответствии с утверждённой формой.
– По итогам 2020 года участие в пилотных проектах «умный город» принимали 203 муниципалитета, среди которых первые тройки лидеров в своих номинациях заняли: Москва, Воронеж, Казань (в категории городов от 1 млн человек); Химки, Тюмень, Белгород (в категории городов от 250 тыс. до 1 млн человек); Щелково, Домодедово, Реутов (в категории городов от 100 до 250 тыс. человек); Дубна, Ивантеевка, Кольцово (в категории городов менее 100 тыс. человек).
В рамках задачи «тиражирование доказавших свою эффективность цифровых и инженерных решений «Умного города», направленных на повышение эффективности городского хозяйства»:
– Интернет-портал «Банк решений умного города» содержит информацию о 322 проектах: 156 проектов в категории «Информационный город и системы, 35 проектов в категории «Транспорт», 13 проектов в категории «Водоснабжение», 47 проектов в категории «Безопасность», 33 проектов в категории «Энергоэффективность», 10 проектов в категории «Теплоснабжение», 6 проектов в категории «Строительство», 8 проектов в категории «Экология», 5 проектов в категории «Отходы».
– Минстроем России создан национальный Центр компетенций проекта «Умный город». Основной задачей Центра является методическая, экспертная и технологическая поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Центр создан при поддержке ПАО «Ростех», ПАО «Росатом», ПАО «Ростелеком».
Общие выводы по реализации целей и задач проекта:
На начало 2022 года выполнена большая часть мероприятий ведомственного проекта «Умный город». Исполнение мероприятий Проекта происходит в соответствии с графиком, грубых нарушений сроков выполнения этапов Проекта не выявлено. С наибольшей долей выполнена группа мероприятий по задаче «создание институциональных предпосылок для ускоренной и эффективной цифровой трансформации сферы городского хозяйства».
На достижение поставленных целей проекта Минстроя России «Умный город» и качество его исполнения в целом, большое влияние оказывают разнообразные факторы внешней среды: экономические, политические, социокультурные, технологические. Для того, чтобы своевременно реагировать на обстоятельства внешней среды, необходимо оценить влияние как существующих ключевых факторов внешней среды, так и возможных факторов в будущем времени. В качестве методологического инструмента для проведения оценки влияния факторов внешней среды на реализацию проекта, автор принял решение использовать PEST-анализ.
Для этого составим таблицу PEST-анализа (таблица 1), где конкретизируем группы факторов и опишем влияние каждого из них, а также определим субъективную (авторскую) оценку их влияния на реализацию проекта. Для оценки степени влияния факторов автор предлагает следующую классификацию: высокая степень (сильное влияние на целевые показатели проекта, этот фактор должен быть учтён при реализации проекта), умеренная (среднее влияние на целевые показатели проекта, этот фактор рекомендуется учитывать при реализации проекта), низкая (слабое влияние на целевые показатели проекта, этим фактором можно пренебречь при реализации проекта).
Таблица 1
PEST -анализ проекта Минстроя России «Умный город»
Политические факторы (Politics) |
Описание влияния |
Степень влияния |
Государственная политика импортозамещения |
Политика импортозамещения направлена на снятие существующей зависимости от импортных товаров и технологий практически во всех отраслях российской экономики (в том числе в отрасли информационных технологий). Такая политика исключает участие в ведомственном проекте «Умный город» ряда иностранных поставщиков оборудования и зарубежного программного обеспечения. |
Высокая |
Политические «преференции» крупному бизнесу, аффилированному с государством |
Владение государством крупной доли акционерного капитала публичных акционерных обществ и государственных корпораций в области информационных технологий и телекоммуникаций, усиливает заинтересованность государства в лоббировании их участия в качестве подрядчиков (поставщиков) в ведомственном проекте. |
Высокая |
Законодательное регулирование в отрасли |
Законодательное регулирование отрасли информационных технологий может создавать дополнительные требования к построению инфраструктуры умного города и расширять полномочия органов внутренних дел и государственной безопасности в отношении контроля за исполнением проекта. |
Умеренная |
Выборы всех уровней власти |
Смена власти может повлиять на вектор развития субъекта Федерации (или муниципалитета), добавить новых участников в пилотные проекты. |
Низкая |
Экономические факторы (Economy) |
Описание влияния |
Степень влияния |
Экономические санкции |
Экономические санкции в отношении России (а также ответные санкции России) оказывают большое влияние на уровень социально-экономического развития государства (что влияет на бюджет проекта), создают запрет на импорт (экспорт) товаров, услуг и технологий, а также ужесточают доступ проекта к зарубежному финансированию. |
Высокая |
Карантинные меры (в т. ч. локдаун) |
Карантинные меры, связанные с пандемией коронавируса, оказывают резко негативное влияние на состояние национальной экономики (в том числе финансовые приоритеты перенаправляются в сторону антикризисных мер), что затрудняет финансирование мероприятий проекта. Локдаун как крайняя мера карантинных мероприятий может чрезвычайно сильно затормозить реализацию мероприятий проекта. |
Высокая |
Изменение ключевой ставки |
Изменение рыночных процентных ставок, вызываемое изменением ключевой ставки ЦБ России, влияет на привлекательность вложений в рублевые активы. Как правило, это приводит к изменению курса национальной валюты (рубля), который, является значимым фактором формирования внутренних цен (в том числе на товары и услуги в области информационных технологий). |
Умеренная |
Налогообложение IT отрасли |
Налоговые послабления (льготы) в отрасли информационных технологий в перспективе вызовут рост технологического предпринимательства в России. Подобная мера увеличивает количество технологических стартапов (новые возможности для реализации в рамках пилотных проектов), компаний-поставщиков оборудования и программного обеспечения (расширяется рынок поставщиков для проекта), формирует высокий спрос на специалистов в области информационных технологий (формирует кадровые ресурсы проекта). |
Высокая |
Социокультурные факторы ( Society) |
Описание влияния |
Степень влияния |
Падение рейтинга доверия к власти |
Снижение доверия граждан к власти усиливает оппозиционные настроения в обществе по отношению к проводимой государственной политике (это касается и реализации государственных проектов). При усилении подобного негативного отношения к власти, общество может трактовать цифровизацию городского хозяйства как сбор государством персональных данных в целях тотального контроля за действиями граждан. |
Высокая |
Демографические изменения |
Рост городского населения усиливает потребность в развитии городского хозяйства, делает управление городом более сложным. Повышение эффективности и результативности управления напрямую связано с наличием в городе умных цифровых решений. |
Высокая |
Религиозные факторы |
Некоторые религиозные учения и течения формируют негативное отношение их последователей к использованию цифровых технологий. |
Низкая |
Технологические факторы (Technology) |
Описание влияния |
Степень влияния |
Изменения в инновационных трендах |
Появление новых технологических и программных решений расширяет границы возможностей умных цифровых решений. В силу происходящих изменений в инновационных трендах, содержание ряда мероприятий проекта, а также его нормативно-методическое и правовое обеспечение требует постоянного совершенствования. |
Высокая |
Доля затрат государства на НИОКР |
Низкая доля государственных затрат на НИОКР делает отечественный сектор IT-разработок малопривлекательным для ученых в силу низкого уровня оплаты труда и недостаточного развития инфраструктуры. В силу этого снижается качество и разнообразие отечественных электронных компонентов и программных продуктов, внедряемых в рамках ведомственного проекта. |
Умеренная |
Предложение (спрос) на рынке труда IT специалистов |
Усиление спроса рынка труда на IT специалистов стимулирует государство к увеличению бюджетных мест на технических специальностях, финансированию профильных программ переподготовки и повышения квалификации (одно из мероприятий ведомственного проекта). Это, в свою очередь, поддерживает баланс рынка труда, формируя необходимый уровень предложения IT специалистов (кадровых ресурсов для реализации мероприятий проекта и его технической поддержки). |
Высокая |
Подводя итог проведенному анализу, можно отметить наибольшее влияние на реализацию проекта Минстроя России «Умный город» оказывает группа экономических факторов. Факторами, оказывающими сильное стимулирующие воздействие на реализацию проекта, являются: снижение налогообложения IT отрасли, рост городского населения и развитие инновационных трендов. Факторами, наиболее сильно замедляющими реализацию проекта, являются: законодательное регулирование отрасли, экономические санкции, карантинные меры и падение рейтинга доверия к власти. Автор отмечает, что для успешного достижения целевых показателей проекта, исполнителям проекта необходимо заранее предусмотреть алгоритмы ответных действий на возникающие негативные факторы внешней среды.
Среди реализуемых в Российской Федерации ведомственных проектов федеральных органов исполнительной власти одним из наиболее близким к проекту Минстроя России «Умный город» по направленности и содержанию является ведомственный проект Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «Цифровое сельское хозяйство». Актуальность реализации проекта Минсельхоза России «Цифровое сельское хозяйство» объясняется повышенным вниманием со стороны федеральных органов исполнительной власти к развитию цифровой экономики в России [4].
Целью проекта Минсельхоза России «Цифровое сельское хозяйство» является цифровая трансформация сельского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений для обеспечения технологического прорыва в агропромышленном комплексе и достижения роста производительности на «цифровых» сельскохозяйственных предприятиях в два раза к 2024 году. Срок реализации проекта «Цифровое сельское хозяйство»: с 1 января 2019 по 31 декабря 2024 года (шесть лет).
Для проведения сравнения проекта Минстроя России «Умный город» и Минсельхоза России «Цифровое сельское хозяйство», сначала необходимо определить положительные и отрицательные факторы внешней и внутренней этих проектов. В качестве методологического инструмента для выявления факторов внешней и внутренней среды проектов, автор работы принял решение использовать SWOT-анализ. Для этого построим таблицу SWOT анализа (таблица 2).
Таблица 2
SWOT -анализ проектов Минстроя России «Умный город» и Минсельхоза России «Цифровое сельское хозяйство»
Проект Минстроя России «Умный город» |
Проект Минсельхоза России «Цифровое сельское хозяйство» |
|
Сильные стороны (S) |
– Государственная финансово-экономическая поддержка проекта: средства федерального бюджета (1000 млн рублей), возможность получения дополнительных средств в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», возможность получения грантов РФПИ и ВЭБ.РФ, возможность использования механизма государственно-частного партнёрства; – Участие в проекте крупнейших отечественных технологических компаний и государственных корпораций (ПАО «Росатом», ПАО «Ростех», ПАО «Ростелеком»); – Экспертное и нормативно-методическое сопровождение проекта (создан «Федеральный центр компетенций» и «Банк решений умного города»); – Охват всех субъектов Российской Федерации (85 региональных проектов); – Связь с национальным проектом «Цифровая экономика» (использование «сквозных» технологий, кадры для цифровой экономики). |
– Государственная финансово-экономическая поддержка проекта: средства федерального бюджета (300 000 млн рублей), возможность использования механизма государственно-частного партнёрства; – Инструменты целевого кредитования АО «Россельхозбанк» (банк предоставляет льготные кредиты для реализации государственных программ по развитию отечественного АПК), и финансовой аренды средств производства для АПК АО «Росагролизинг»; – Наличие Аналитического центра Минсельхоза (собственный проектный офис); – Наличие у Минсельхоза России учебно-опытных хозяйств (собственные площадки для тестирования технологических решений проекта); – Экспертное и нормативно-методическое сопровождение проекта (создан «Центр компетенций по направлению цифровизации сельского хозяйства и обеспечения технологического прорыва в АПК») [8]; – Связь с национальным проектом «Цифровая экономика» (использование «сквозных» технологий, кадры для цифровой экономики). |
Слабые стороны (W) |
– Ограничения для рынка зарубежных технологических решений (реестр российского ПО, государственная политика импортозамещения) [3]; – Неготовность инфраструктуры (социальных объектов, муниципалитетов, органов власти) к внедрению новых технологических решений умного города; – «Лоскутная» реализация проекта (увеличение разрыва в социально-экономическом развитии между городами даже в границах одного субъекта). |
– Ограничения для рынка зарубежных технологических решений (реестр российского ПО, государственная политика импортозамещения); – Неготовность инфраструктуры ряда сельскохозяйственных предприятий к цифровизации; – Скачкообразное освоение внедряемых решений (постоянный спрос на с/х продукцию ограничивает участников проекта время для постепенного освоения технологий). |
Возможности (O) |
– Привлечение частных инвестиций в проект (это обусловлено одним из мероприятий проекта); – Усиление инвестиционной привлекательности регионов и муниципалитетов; – Расширение сферы деятельности проекта (тиражирование апробированных решений за рубеж); |
– Привлечение частных инвестиций в проект (это обусловлено одним из мероприятий проекта); – Усиление инвестиционной привлекательности отечественного АПК; – Расширение сферы деятельности проекта (тиражирование решений за рубеж); |
Угрозы (T) |
– Задержки по срокам реализации мероприятий проекта; – Срыв контрактов с подрядчиками проекта; – Угрозы информационной безопасности внедряемых решений (DDoS-атаки, вредоносное ПО, утечки персональных данных и др.) |
– Задержки по срокам реализации мероприятий проекта; – Срыв контрактов с подрядчиками проекта; – Угрозы информационной безопасности внедряемых решений (DDoS-атаки, вредоносное ПО, утечки персональных данных и др.) |
По результатам проведения SWOT-анализа, автор пришел к следующим выводам:
Каждый из представленных проектов обладает рядом собственных сильных сторон. Оба проекта схожи в наличии механизмов государственной финансово-экономической поддержки, наличии экспертной и нормативно-методической базы, а также связью с национальным проектом. Проект Минстроя Росси «Умный город». Некоторые сильные стороны проекта Минстроя России выделяют его в сравнении с другим проектом, например участие в проекте крупных технологических компаний и полный охват субъектов России. Однако ряд следующих сильных сторон проекта Минсельхоза России качественно отличает его от проекта Минстроя: наличие специальных кредитно-банковских учреждений (АО «Россельхозбанк», АО «Росагролизинг») по финансовой поддержке участников мероприятий проекта; Наличие собственного проектного офиса (Аналитический центр Минсельхоза России), а также ведомственной инфраструктуры (учебно-опытные хозяйства) для проведения пилотного тестирования технологических решений по цифровизации сельского хозяйства;
Слабые стороны обоих проектов практически схожи и в основном связаны с государственной политикой импортозамещения, неготовностью целевой инфраструктуры проектов к внедрению цифровых решений, а также с проблемными особенностями освоения «умных» решений;
Для обоих проектов факторы возможностей абсолютно идентичны в силу государственной (ведомственной) природы проектов и схожести их концептуальных направлений. Факторы угроз также идентичны для обоих проектов в силу их концептуальной направленности (цифровизация) и наличию общих проблем проектного менеджмента.
Подводя общий итог, можно утверждать, что по итогам проведенного анализа, исполнение проекта Минстроя России на сегодняшний день можно считать успешным. В рамках соотношения располагаемых средств и объема реализованных мероприятий, проект показывает высокую результативность. Конечную результативность и эффективность можно будет определить только по завершении проекта. Стоит подчеркнуть, что «умные города» формируют новое направление государственных инвестиций во многих странах мира — инвестиций в цифровизацию управления. Цифровые технологии могут подтолкнуть систему городского управления делать еще больше, но с меньшими затратами. Органам государственной и муниципальной власти необходимо найти правильную комбинацию технологий, инвестиций и политики, которая будет соответствовать как их собственным интересам, так и интересам граждан. Умные города — это уже не просто города, а центры инноваций, где у всех жителей возникает множество возможностей для участия в городской жизни и самореализации.
Литература:
- Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. // Дипломатический вестник. — 2000. — № 8. — С. 51–54
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 20. — Ст. 2817.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Консультант-плюс».
- Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: официальное издание. — ФГБНУ «Росинформагротех», 2019.
- Концепция проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» // СПС «Консультант-Плюс».
- Методика оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в РФ // СПС «Консультант-Плюс».
- Минстрой России представил результаты нового Индекса «IQ городов». — Текст: электронный // Официальный сайт Минстроя России: [сайт]. — URL: https://minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-predstavil-rezultaty-tretego-indeksa-iq-gorodov/ (дата обращения: 01.02.2022).
- На базе ФГБУ «АЦ Минсельхоза России» создан Центр Компетенций. — Текст: электронный // Официальный сайт АЦ Минсельхоза России: [сайт]. — URL: http://mcxac.ru/o-tsentre/novosti/1298 (дата обращения: 01.02.2022).
- Паспорт ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город» (ред. 16.09.2020) // СПС «Консультант-Плюс».
- Умный город — концепция, технологии, перспективы развития. — Текст: электронный // Интернет-портал ROBOSAPINES: [сайт]. — URL: https://robo-sapiens.ru/stati/umnyiy-gorod (дата обращения: 01.02.2022).
- Gifinger, R., Suitner, J. Polycentric metropolitan development: from structural assessment to processual dimensions / R. Giffinger, Suitner J. // European Planning Studies. — 2015 — № 23(6). — pp.1169–1186.
- Vanolo A. Smartmentality : The Smart City as Disciplinary Strategy / A. Vanolo // Urban Studies. — 2014. — № 51(5). — pp. 883–898.
- 68 % of the world population projected to live in urban areas by 2050. — Текст: электронный // UN official website: [сайт]. — URL: https://www.un.org/development/desa/en/news/population/2018-revision-of-world-urbanization-prospects.html (дата обращения: 01.02.2022).