Эмоциональная сфера — сложное понятие, она включает в себя не только настроение ребенка, а также эмоциональные состояния- устойчивые личностные образования, которые со временем становятся чертами характера.
Первые эмоции у малышей- простые: радость, грусть, страх, гнев. И только с возрастом, в процессе развития ребенка они усложняются и становятся более разнообразными: восторг, удивление, гордость, стыд, удивление, смущение и многие другие.
Все люди эмоционально уязвимы, но если взрослые учатся контролировать свои эмоции и не поддаются порывам, то детям это делать намного сложнее. У детей эмоции носят непосредственный характер и проявляются очень наглядно и активно: во взгляде, мимике и жестах. Если ребенок обижен или огорчен- взрослый с легкостью определяет эмоциональное состояние ребенка.
По мнению А. Н. Леонтьева, эмоции выполняют роль внутренних сигналов, то есть несут информацию о событиях нашей жизни (франц. Emoton — волнение, от лат. Emoveo — потрясаю, волную).
Положительные эмоции напрямую связаны с выполнением желаний и потребностей, а отрицательные — с неудовлетворением. Положительные — всегда приятны для переживания, Оксфордский справочник позитивной психологии определяет такие ощущения, как ситуативные реакции приятные и желанные человеком. Отрицательные, в свою очередь определяются, как неприятные или несчастные, как реакция на негативное событие.
Нужны ли человеку отрицательные эмоции, особенно если это ребенок? Нужны и, на самом деле все просто: негативные эмоции нужны для того чтобы проживать полноценную жизнь. Можно выделить два основополагающих фактора:
- Негативные эмоции создают резонанс с позитивными ощущениями;
- Без негативных факторов позитивные не будут такими приятными.
При полном отсутствии негативных воздействий будет сильно страдать мотивационная сфера: не будет плохо — значит нет смысла стремиться к лучшему. Ребенок ожидает оценки своего поступка от взрослого и не получив ее- уже не будет стремиться к достижению цели. Темперамент, заложенный в маленьком человеке развивается в детстве под воздействием социальной среды, в которой растет и развивается будущая личность.
Психика детей неустойчива и легкоуязвима, а современный темп жизни и эмоциональная неустойчивость создают дополнительную нагрузку на восприимчивую к воздействию внешнего мира еще несформировавшуюся личность ребенка.
Первым социальным институтом для ребенка становится семья, вторым — детский сад, третьим — школа и так далее. И каждый раз ребенок перестраивается, попадая в новую среду и испытывая очередную бурю эмоций.
Проведя ряд исследований, Б. Х. Махортова сделала вывод, что существует зависимость между характером семейных отношений и степенью интенсивности эмоциональных переживаний детей. По ее мнению, неудовлетворенный, с психической точки зрения, характер внутрисемейных отношений приводит к образованию зон повышенной эмоциональной напряженности. Так, для ребенка, агрессия, направленная друг на друга или же на самого ребенка, может вызвать у него чувство страха или трансформироваться во внешнюю агрессию по отношению к окружающим и самим родителям.
При наличии большого количества научной литературы, касающейся данной темы, именно дошкольный возраст остается одним из наименее изученных. Как же родителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений создать условия для полноценного, всестороннего развития ребенка?
Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с появлением новых потребностей, интересов и мотивов. Общественные мотивы относятся к важнейшим изменениям, прежде всего они обусловлены стремлением к достижению унитарных целей. Именно в дошкольном возрасте начинают активно развиваться нравственные чувства и социальные эмоции, формируется и устанавливается иерархия мотивов. Выделяется основной мотив, ему подчиняется система. Ног именно основной подчиняет и стимулирует устойчивые переживания. Это не только ближайшие и сиюминутные переживания, так же переживания отдаленных результатов деятельности, ожидание событий и реакции окружающих на его действия.
Стимулируя мотивацию ребенка, важно учитывать его индивидуальные особенности и не требовать недостижимых результатов. Иначе мотивация будет работать в противоположном направлении.
Прежде всего, для развития ребенку необходимо активное эмоциональное общение с окружающим миром, совместная деятельность (игры со взрослыми и сверстниками). Но в связи с активной цифровизацией и внедрением различных гаджетов все чаще все чаще у детей наблюдается отставание в развитии речи и проблемы с социализацией. В связи с этим самые низкие показатели усвоения программ воспитания и обучения в ДОУ чаще всего относятся к разделу «Речевое развитие».
Детям с плохо развитой речью сложно выражать свои чувства и эмоции, объяснить причину плохого настроения. Основной вид деятельности ребенка «игра» заменяется на просмотр мультфильмов, в результате чего пропадает необходимость фантазировать и проговаривать сюжет игры. Отсутствие сюжетно-ролевых игр накладывает отпечаток на развитие ребенка.
В настоящее время федеральные государственные стандарты дошкольного образования выделяют основной задачей: всестороннее развитие личности и эмоциональное благополучие.
Авторы стандарта не просто так ставят вопрос эмоционального благополучия как приоритетный.
Наукой доказано, что эмоционально-волевые качества являются основой во всех видах деятельности.
Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональную сферу ребенка, является социальная среда, в которой он находится. Это и внутрисемейные отношения, и психологический климат в дошкольном учреждении. Основная задача воспитателя- правильно организовать среду, в которой будет пребывать ребенок. Очень важно, чтобы воспитатель ориентировался не просто на создание предметно развивающей среды, а эмоционально развивающей среды, условно говоря среды, способствующей полноценному, разностороннему развитию чувственно-эмоциональной сферы ребенка-дошкольника.
Эмоционально развивающая среда включает в себя не только предметную составляющую, но и взаимоотношения с воспитателем и сверстниками в процессе обучения и воспитания. Эмоционально- личностные качества педагога, его профессиональная компетенция, особенности взаимоотношения с детьми- вносят большой вклад в развитие детей дошкольного возраста.
Все начинается с периода адаптации. Для ребенка-дошкольника важно внимание взрослого, вербальные и невербальные методы общения педагога, готовность оказать помощь в трудной для ребенка ситуации.
Успешное прохождение адаптационного периода является залогом стабильного эмоционального состояния ребенка: стимулирует положительный настрой, помогает быть активным и заинтересованным в процессе игр и образовательной деятельности.
В этот период очень важно установить эмоциональный контакт с ребенком. Для становления доверительных отношений с окружающими в будущем, необходимо установить эмоциональный контакт в настоящем. Самой сложной проблемой становятся детские обиды: не надо оставлять невыясненных ситуаций, нельзя давить на ребенка опытом и авторитетом, нужно дать ему возможность открыться и высказаться.
Как заметил шведский психолог и психиатр Карл Юнг, «мы оглядываемся с восхищением на великих учителей, но с благодарностью на тех, кто затронул наши человеческие чувства»
Литература:
1. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. — М.: Академия, 2001. -117 с.
2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. — Практическое пособие. М.2005.-173с.
3. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М.: Академия, 2008. -367с.
4. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Педагогика, 2008.-312с.
5. Максимова, Л. А. Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста.- дис… канд. пед. наук. — Екатеринбург: [б. и.], 2007. — 178 с.