Подготовка к школе ребенка с особыми образовательными потребностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ярымчук, Т. Е. Подготовка к школе ребенка с особыми образовательными потребностями / Т. Е. Ярымчук, З. О. Исатаева, В. С. Артамонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 164-165. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88968/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье авторы описывают, как консультировать родителей при поступлении детей в школу .

Ключевые слова: школа, психолог, логопед, нарушения, взаимодействие.

Для детей важным периодом в жизни является подготовка и поступление в школу. Настоящая подготовка начинается задолго до знаменательной даты. Оптимальное время — за год или два года, учитывая успехи и возможности ребенка.

Учитывая особенности развития детей с особыми образовательными потребностями (ООП), период поступления в школу является особенно кризисным, так как преобладают трудности в коммуникации, социальная адаптация и физические и умственные отклонения.

«Психологическая готовность» — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» [1].

Период «психологической готовности» ребенка к школе, приходит на возраст семи лет. Но так как дети с ООП имеют особенности в развитии, этот период сложно обобщить, то есть для определенных категорий детей он различен. «Готовность к школе» включает в себя определенные требования, которые предъявляются ребенку при поступлении в школу. Для детей с ООП это элементарные навыки повседневной жизни, основные знания и умения к данному возрасту, но с различным уровнем.

С приходом в школу меняется привычная среда для ребенка, перед ним ставятся новые задачи. Если в дошкольном периоде преобладала игровая деятельность, то в школьном это будет учебная деятельность. Она будет основываться на опыте учителя, книг, практических занятий. Конечно, игровая деятельность будет преобладать в начале обучения, но это будет способствующим фактором получения знаний [2].

И тут главным фактором, как и в любой позитивной деятельности выступит желание самого ребенка. Появлению такого желания могут способствовать в большей степени родители. Поэтому, чтобы замотивировать ребенка пойти в школу и нацелиться на дальнейший успех, родители должны уделить в процесс подготовки особую роль. Показать на собственном примере, что значит учиться, рассказывать ребенку, что такое школа, портфель, тетради, книги и другие принадлежности. Какая роль учителя в период всего школьного процесса, но эту роль раскрыть с позитивной стороны, что это старший, который поможет раскрыть таланты, вложит интересные знания, которые ребенок сможет применять на практике.

Волевая готовность — это умение слушать, концентрироваться, удерживать продолжительное внимание. У младших школьников с нормальным развитием это вызывает препятствие, не говоря уже о детях с особыми образовательными потребностями. Поэтому учебный процесс в первых классах построен по особой форме, где преобладает больше перерывов, игровая деятельность, физические минутки, то есть частая смена деятельности. Но вместе с тем родителям стоит подготовить своего ребенка, уделив внимание усидчивости. Данный навык можно развить с помощью графических диктантов, определения последовательности разных геометрических или других символов, раскрашивание рисунков разной сложности. Все это способствует развитию внимания и концентрации. Начинать можно с нескольких минут, увеличивая продолжительность времени.

В период подготовки детям нужно дать понятие об определенных знаках (буквы, цифры, палочки), обязательно с наглядной практичностью. Это подготовит ребенка к усвоению новых знаний, который он будет получать в школе.

Особое внимание необходимо уделить речи ребенка. У детей с ООП встречается общее недоразвитие речи, разные виды аграмматизмов, нарушение слоговой структуры речи, бедный словарный запас, дефекты произношения, фонетико-фонематические нарушения. Поэтому родителям необходимо своевременно заметить данные виды нарушений и обратиться в логопедические пункты перед зачислением в школу.

Логопед начнет работу над развитием артикуляционной моторики, мелкой моторики, правильного дыхательного выдоха и вдоха при произнесении определенных звуков и формирования голоса, работа над звукопроизношением, развивать фонематического слуха, обучать грамоте, обратить внимание на связную речь и грамматический строй речи [2].

Родители могут способствовать развитию речи ребенка с первых лет жизни, больше говорить, объяснять, развивать интерес к окружающему миру. Очень важный момент при ошибках ребенка не ругать его, а не навязчиво исправлять, самому правильно произносить слова. Настраивать ребенка на позитивный настрой на занятия с педагогом.

Речь родителей должна быть четкой, грамотно поставленной, способствующая регулярному пополнению словарного запаса.

Но часто родители не замечают недостатков в речи своих детей, не придают серьезного значения, полагая, что с возрастом недостатки пройдут сами собой. Поэтому, если вы записались на логопедические занятия, важно соблюдать инструкции логопеда, выполнять своевременно задания, которые будут оказывать эффект только при совместной работе в период обучения и в повседневной жизни [3].

Вовлечение родителей в учебный процесс является одним и важнейших компонентов, так как дети с особыми образовательными потребности, нуждаются в большем внимании. Зачастую у родителей другой взгляд на данную ситуацию, отдав ребенка в школу со специальными условиями, то есть с наличием в школе таких педагогов как дефектолог, логопед, психолог, можно возложить обязанности обучения на данных специалистов. Однозначно большую часть знаний ученик получает в школе, но детям с ООП требуется больше внимания, поддержка со всех сторон.

Поэтому для родителей необходимо организовывать различного рода семинары по вопросам: развитие определенных психологических процессов, закрепление речевых навыков, социальная адаптация в окружающем мире, социализация в школе, подготовка к усвоению учебного материала.

Одна из проблем, с которой могут столкнуться родители, классный руководитель, это в какой класс поступит ребенок с ООП. Здесь могут возникнуть опасения как у родителей с нормально развивающимися школьниками, так и у родителей детей с ООП. Разберем несколько ситуаций.

Родители не хотят, чтобы в их классе обучался ребенок с отклонениями в развитии. В данном случае классный руководитель может провести собрание, успокоив родителей и рассказав о пользе интегрированного образования.

Второй опасение может быть у родителей ребенка с особыми образовательными потребностями, в том, что он не будет успевать по обычной программе. В данном случае нужно отметить, что у данных учеников, разработана своя индивидуальная программа, также наблюдая успехи или неудачи ребенка, периодически можно обращаться к консультации ПМПК, и специалисты будут корректировать содержание программы.

Несмотря на различные трудности, родители могут стимулировать своего ребенка, видя в нем личность, которая несмотря на недостатки, может привнести свой вклад в развитие этого мира; помогать детям быть более уверенными, учить их самостоятельности, давать возможность делать что то самому, даже если это получится не идеальным образом; в общении с детьми преимущественно использовать просьбы и поощрения, нежели наказания и приказы; принимать ребенка таким какой он есть, любить его, это не значит всё позволение, а значит верить в успех и способствовать этому успеху.

Таким образом, подготовка детей с особыми образовательными потребностями включает в себя в первую очередь психологическую базу, туда входит эмоциональная позитивная настройка, разговоры об элементах школьной жизни, начиная с учебников, портфелей, тетрадей, заканчивая надлежащим поведением с учителем и сверстниками. Также к подготовке относится интеллектуальная база: основные теоретические и практические понятия и речевая база развития.

Литература:

  1. Венгер Л. А., Венгер А. Л. «Готов ли ваш ребенок к школе..- 2018.- 143 с.
  2. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатами речи. — М.: Просвещение, 2017. — 207с.
  3. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.- 2016.- 59 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, школа, игровая деятельность, классный руководитель, окружающий мир, повседневная жизнь, потребность, социальная адаптация, учебный процесс.


Похожие статьи

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе

В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Работа с одаренными детьми в условиях организации урочной и внеурочной деятельности по предмету «технология»

В статье описаны методы работы с одаренными детьми по предмету «технология».

Создание ситуации успеха в учебной деятельности детей с ОВЗ

В статье рассматриваются определения термина «ситуация успеха», особенности и этапы ее создания на уроках технологии при обучении детей с ограниченными возможностями.

Основные моменты математического развития современного ребенка в детском саду

Авторы рассуждают о значении познавательного развития, у современных детей, и дошкольников ОВЗ и указывают о том, как следует начать вызвать интерес к математике у детей с детского сада.

Дошкольники с трудностями в общении: создание условий для коррекции

В статье предложена организация коррекционно-развивающей деятельности через преемственность профессиональный техникум – детский сад. Приведены практические формы применения психологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ...

Лэпбук как современное средство обучения и воспитания дошкольников

В статье автор исследует проблему создания мотивации дошкольников к получению новых знаний посредством использования лэпбука.

Специфика работы педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями

В статье автор пытается определить, что включает в себя и на чем основывается работа с детьми с особыми образовательными потребностями.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ

В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Адаптация детей, переехавших из новых субъектов Российской Федерации, в общеобразовательной школе

Похожие статьи

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе

В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Работа с одаренными детьми в условиях организации урочной и внеурочной деятельности по предмету «технология»

В статье описаны методы работы с одаренными детьми по предмету «технология».

Создание ситуации успеха в учебной деятельности детей с ОВЗ

В статье рассматриваются определения термина «ситуация успеха», особенности и этапы ее создания на уроках технологии при обучении детей с ограниченными возможностями.

Основные моменты математического развития современного ребенка в детском саду

Авторы рассуждают о значении познавательного развития, у современных детей, и дошкольников ОВЗ и указывают о том, как следует начать вызвать интерес к математике у детей с детского сада.

Дошкольники с трудностями в общении: создание условий для коррекции

В статье предложена организация коррекционно-развивающей деятельности через преемственность профессиональный техникум – детский сад. Приведены практические формы применения психологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ...

Лэпбук как современное средство обучения и воспитания дошкольников

В статье автор исследует проблему создания мотивации дошкольников к получению новых знаний посредством использования лэпбука.

Специфика работы педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями

В статье автор пытается определить, что включает в себя и на чем основывается работа с детьми с особыми образовательными потребностями.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ

В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Адаптация детей, переехавших из новых субъектов Российской Федерации, в общеобразовательной школе

Задать вопрос