В статье рассказывается о следователях (следователях) в России. Следователи — это парадоксальная профессиональная группа, представляющая собой бюрократическую прослойку между полицейскими и прокурорами.
Автор описывает структуру данной группы, анализирует профессиональную повседневность и рутину.
Ключевые слова: российское уголовное судопроизводство, расследование преступлений, следственные органы, следственный комитет Российской Федерации.
The article talks about investigators (interrogators) in Russia. Investigators are a paradoxical professional group, representing a bureaucratic layer between police officers and prosecutors.
The author describes the structure of this group, analyzes the professional daily routine and routine.
Keywords: Russian criminal proceedings, investigation of crimes, investigative bodies, Investigative Committee of the Russian Federation.
Статус прокуратуры начал радикально меняться в начале 2007 года. На встрече прокурора с журналистами генеральный прокурор Юрий Яковлевич Чайка неожиданно заявил, что он является «активным сторонником» создания нового правоохранительного органа, который объединит следственные подразделения всех правоохранительных органов, включая МВД, ФСБ и Наркоконтроль. Хотя эта идея не нова в российской правовой реформе, она «дремала» в течение многих лет, и именно против нее последовательно выступала прокуратура, поскольку это уменьшило бы ее власть и авторитет. Однако Ю. Я. Чайка поддержал идею создания новой федеральной следственной службы в том контексте, что он не хотел бы, чтобы прокуратура потеряла все полномочия по расследованию уголовных дел. Он заявил, что даже в новой единой службе прокуратура должна иметь возможность «взять на себя расследование любого уголовного дела». Защитная позиция Чайки, казалось, опровергала слухи среди сотрудников правоохранительных органов о скорой реорганизации следственных структур.
После высказываний Ю. Я. Чайки в российском парламенте: «Я считаю, что это шаг вперед. Необходимо разделить функции надзора и руководства следствием; Руководство следствием и надзором — это совершенно разные вещи. Прокурор смотрит за состоянием законности при расследовании преступлений с момента возбуждения уголовного дела. То есть прокурор должен иметь возможность вникать, насколько обоснованно предъявлено обвинение конкретному лицу. Именно с момента предъявления обвинения мы можем говорить о реализации функции уголовного преследования, и это прерогатива прокурора. На мой взгляд, все следственные действия, которые затрагивают конституционные права граждан, которые требуют санкции суда, должны проходить с участием прокурора. Все остальное — это следствие: руководить, направлять расследование, закреплять доказательства. Но у прокурора всегда должна быть возможность взаимодействовать со следователем, потому что именно прокурор будет поддерживать обвинение в суде от имени государства» появились законодательные предложения о лишении прокуратуры следственных функций.
Дума рассмотрела законопроект о создании независимого следственного подразделения. Прокуратура решительно выступила против нового закона. Заместитель Генерального прокурора Кехлеров Сабир Гаджиметович заявил в Совете Федерации, что законопроект нарушает требование Конституции РФ о «единой централизованной системе» и нормы международного права.
Некоторые журналисты расценили попытку лишить прокуратуру функции расследования как возмездие. Они утверждали, что люди из руководства ФСБ и МВД мстили Ю. Я. Чайке за то, что он уличил их ведомства в правонарушениях в скандале «Три кита». Это дело возникло именно потому, что прокуратура взяла под контроль уголовное расследование МВД и Таможенного агентства. Хотя прокуратура сохранила бы официальный надзор за расследованиями в МВД, ФСБ и других ведомствах, ее реальные возможности осуществлять надзор были бы крайне ограничены.
Несмотря на противодействие прокуратуры и многих депутатов Госдумы, которые единогласно выступили против законопроекта, президент Путин в июне 2007 года подписал поправки к Уголовно-процессуальному кодексу и Закону о прокуратуре, создав отдельный Следственный комитет «под покровительством» прокуратуры.
Председателем Следственного комитета является Александр Иванович Бастрыкин. Он занимал различные должности в Министерстве юстиции и МВД, где участвовал в проведении уголовных расследований. Следственный комитет теперь отвечает за все предварительные уголовные расследования в прокуратуре, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, процессуальный контроль, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета. В его ведение перешло значительное количество уголовных дел. Он взял на себя значительную часть обязанностей Генерального прокурора Чайки, приняв на себя ответственность за 18 000 следователей федеральной прокуратуры и юрисдикцию над 60 000 незавершенных уголовных расследований, включая такие громкие дела, как убийства Анны Политковской и Александра Литвиненко.
Можно выделить несколько мнений согласно целесообразности выделения Следственного комитета из прокуратуры, например:
Генерал-майор юстиции Николай Алексеевич Коннов в интервью «FlashNord» ответил на вопросы о том, насколько успешно следственное управление пережило трудности становления и в чём различие между сотрудниками следственного отдела полиции и Следственного комитета:
«Следователи следственного комитета расследуют в основном тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, конституционных прав граждан и должностные преступления. С 1 января 2012 года у нас расширились полномочия. От следователей полиции нам перешли составы преступлений, предусмотренные ст. с 290 по 293 УК РФ. Ранее они были альтернативными: расследовать их могли как Следственный комитет, так и следователи полиции. Однако сейчас такого рода преступлениями занимаемся только мы. Три года работы показали целесообразность и обоснованность выделения из органов прокуратуры Следственного комитета как структуры для проведения независимых расследований»;
Советский и российский государственный деятель, председатель следственного комитета Александр Иванович Бастрыкин в интервью с «Российской газетой» подметил следующее:
«Нынешнее выделение следствия в самостоятельный орган избавляет его от излишней опеки и вмешательства, усиливая при этом ответственность следователя за законностью совершаемых действий и принимаемых процессуальных решений».
Председатель Совета ветеранов при Следственном управлении СКР Евгений Михайлович Агафонов в интервью с «Областной газетой», отвечая на вопрос как повлияло на следствие выделение Следственного комитета в отельную структуру, ответил:
«Думаю, что сравнивать два ведомства: прокуратуру СССР (и позже- РФ), в составе которой работало следствие раньше, и современный Следственный комитет нельзя, так как эти структуры существовали при разных общественно- политических формациях.
Стоит отметить, что в нынешней самостоятельности Следственного комитета есть плюсы. Я ушёл на пенсию с должности начальника отдела по расследованию умышленных убийств и бандитизма и одновременно являлся старшим помощником прокурора области. Одновременно я выполнял функции двух начальников; и процессуального, и административного, поскольку руководил деятельностью отдела. Для координации работы это было удобнее. У следователей Следственного комитета сейчас больше возможностей, чем было у нас, следователей прокуратуры. Следственный комитет теперь существует в новой технологической реальности: если раньше для установления одного факта требовалось несколько экспертиз, то сейчас всё можно установить одной».
Стоит отметить, что в соответствии со статистикой Следственным комитетом за 2020 год по предоставленным данным было регистрировано 832 377 преступлений, что является на 0,4 % меньше 2019 года. В суды было направлено около 40 000 уголовных дел. Уменьшились масштабы насильственной преступности: на 2,2 % уменьшилось число убийств, на 7,6 % уменьшилось количество фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшие смерть потерпевших.
За 2021 год Следственным комитетом было направлено свыше 7700 дел о преступлениях, совершенных подростками.
Увеличивается количество возбужденных следователями дел коррупционной направленности, налоговых преступлениях (например, в СК России по Республике Саха (Якутия) количество с 40 выросло до 48).
Но несмотря на всё вышесказанное, до сегодняшнего момента никто так и не пришёл к единому мнению о необходимости отделения следственного комитета от прокуратуры и потому данный вопрос является дискуссионным, но, можно сказать, что разделение благоприятно отразилось в ходе раскрываемости дел, а также коррумпированности в деятельности предварительного следствия.
Литература:
- Александров, А. С. Вопросы взаимодействия прокурора, руководителя следственного органа и следователя в ходе досудебного производства по уголовному делу // Вестник МВД. — 2009. — № 1.
- Александров, А. С. К вопросу о создании единого Следственного комитета // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2010. — № 6 (76).
- Амирбеков, К. И. Баланс полномочий прокурора и руководителя следственного органа: концептуальный подход // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2013. — № 1 (33).
- Андреева, И. А., Зайцева Е. С. История органов внутренних дел России. — Омск. 2017.
- Бабич, Н. В. Особенности отдельных современных концепций и моделей организации и деятельности следственного аппарата России // Евразийская адвокатура. — 2018. — № 4 (35).
- Баев, О. Я. Избранные работы по проблемам криминалистики и уголовного процесса. — М., 2011.
- Балязин, В. Н. Неофициальная история России. — М. 2013.
- Газетдинов, Н. И. Правоохранительные органы Российской Федерации. — Казань. 2014.
- Дмитриенко, А. В. Правоохранительные органы. — М. 2017.