В статье автор попытается разобраться в причинах такого преступного деяния как торговля людьми, его функционирования, законодательной базе и ее совершенствования, ответственности за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми, а также выделить основные процессы и тенденции преступного деяния статьи 127.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: торговля людьми, проституция, рабство, транснациональная организованная преступность.
На сегодняшний день свобода человека и гражданина является одной из наиболее важных ценностей современного общества, а обеспечение неприкосновенности свободы личности — одной из ведущих функций правительства.
Торговля людьми в XXI веке достигла колоссальных масштабов своего распространения. Она является стремительно развивающейся и немало прибыльной деятельностью для транснациональной организованной преступности. Данное деяние — это сверхциничное и жестокое нарушение прав и свобод человека и гражданина: так как люди становятся объектом сделки купли — продажи, на них начинает распространяться право собственности, они теперь — товар. Это новый вызов, который поставила перед человечеством глобализация. Международные организации и правительства разных стран активно работают над созданием политики, программ, законов и механизмов, которые будут направлены на противодействие этому деянию [1].
Торговля людьми — не только проблема на территории Российской Федерации, она так же актуальна и для большинства иных мировых держав. Основными направлениями использования рабского труда, кроме продажи для проституции и многообразных форм сексуального характера является принудительный труд и услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов.
Оперативной борьба с этими явлениями может быть только в том случае, если будет происходить сотрудничество всех органов государств с несомненным исполнением принятых на себя международных обязательств. Прослеживается динамика сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.
С подобным видом противоправности страны не способны бороться в одиночку. Это и послужило причиной создания такой межнациональной организации, как ООН, которая и на сегодняшний день своими усилиями пытается сохранять дипломатическое, развитое сотрудничество между странами всего мира. Можно сказать, что общество пришло к осознанию того, что, только сотрудничая друг с другом, государства смогут добиться результатов в борьбе с таким преступлением, как торговля людьми.
Проблема международного сотрудничества в борьбе с незаконным вывозом и эксплуатацией за рубежом людей, особенно женщин и детей имеет несколько аспектов. Во — первых, это раскрытие проблем российского законодательства по преодолению незаконного вывоза и эксплуатации людей, особенно женщин и детей, определение плюсов и минусов законодательной базы, а также причин опасного явления и мер по его оповещению и предотвращению. И во — вторых, следует криминализировать сам факт вербовки людей, особенно женщин и детей для последующего занятия проституцией или рабским трудом. Именно поэтому и необходим точный анализ законодательства в этой области, в частности, других государств, опыта в борьбе с посягательствами на жизнь и здоровье людей, особенно женщин и детей, на общественную нравственность.
Следовательно, нужно обратить внимание на необходимость повышения уровня противодействия торговле людьми в свете развития информационно — коммуникационных технологий. К несчастью, торговля людьми с развитием таких технологий быстро видоизменяется. Отличающееся и без того высокой латентностью такое преступное деяние, как торговля людьми, в сети Интернет становится практически «невидимым». Так, например, выявлению действовавшей в США сети посредников и торговцев усыновленными детьми предшествовал продолжавшийся более года мониторинг деятельности закрытых сообществ в социальных сетях. Ситуация усугубляется тем, что универсальный международный договор о борьбе с киберпреступностью до сих пор не принят, отсутствует международно-правовая база для взаимодействия государств в киберпространстве, то есть в пространстве, в котором из-за отсутствия границ такое взаимодействие приобретает наибольшую необходимость.
Таким образом, сохраняется необходимость разработки и принятия новых мер, направленных на повышение эффективности международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми. Рассмотренные проблемные вопросы такого сотрудничества во многом обусловлены сложным и постоянно изменяющимся характером торговли людьми, фрагментарностью внутригосударственной имплементации норм международных договоров и недостатками институционального механизма противодействия (в частности, отсутствием полноценного мониторингового механизма Палермского протокола при наличии целого ряда органов и организаций, в той или иной степени занимающихся вопросами противодействия торговле людьми) [2].
Решение возникающих проблем значительно упростят заключение и реализация межправительственных и (или) межведомственных международных договоров о противодействии торговле людьми, а также планов совместных действий, предусматривающих постоянное упорядоченное взаимодействие универсальных и региональных органов и организаций, осуществляемое при координирующей роли ООН (прежде всего УНП ООН) и отражающее такие на- правления, как предупреждение торговли людьми, наказание виновных и защита жертв рассматриваемого преступления.
Успешное противодействие торговле людьми зависит от правового обеспечения решения этой проблемы как на уровне международного, так и внутригосударственного права. Функционирующие международно-правовые документы призывают ввести запрет на подобного рода деяния и установить за них ответственность в каждом государстве, которые подпишут такое соглашение.
Следует укреплять международное сотрудничество в области борьбы с торговлей людьми, которое должно включать в себя: международного сотрудничество правоохранительных органов в сфере выявления и предупреждения транснациональных преступных группировок, а также взаимодействие в предотвращении преступлений, совершаемых в каждом государстве. По мимо этого, государства, которые не ратифицировали международные документы по борьбе с торговлей людьми, обязаны это сделать как можно раньше.
Государства пытаются методом анализа, проб и ошибок, с учетом мировой практики регулирования данной проблемы, найти правильные и эффективные подходы к решению задач по поводу привлечения и пресечения к ответственности за незаконную торговлю людьми на международном и национальном уровнях.
Подводя итоги, следует сделать вывод, что проблема, связанная с таким приступным деянием как «торговля людьми» вынесена на международный уровень обсуждения. Государства пытаются методом анализа, проб и ошибок, с учетом мировой практики регулирования данной проблемы, найти правильные и эффективные подходы к решению задач по поводу привлечения и пресечения к ответственности за незаконную торговлю людьми на международном и национальном уровнях. Российская Федерация, как и другие государства пытается противостоять данному преступному деянию, путем издания нормативно — правовой базы на национальном уровне и подписания различных Соглашений и договоров.
Литература:
- Лукач Н. М. Международный опыт преодоления глобальной проблемы торговли людьми / Н. М. Лукач // Век глобализации. — 2016. — № 4. — С. 78–87.
- Сакаева О. И. Международно-правовые проблемы сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми / О. И. Сакаева // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2018. — № 4. — С. 67–74.